18.12.2023
Как себя вести, чтобы победителями
вышли все?
ü Сменить тактику и стратегию общения с ребенком:
пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к
самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть
как можно больше пробует – все, что не
опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну развезет воду,
разобьет пару тарелок – не велика потеря… Зато сколькому научится и как
самоутвердится!
ü Постоянно предлагать выбор
(либо иллюзию выбора – такая вот хитрость во благо всем). Например, мама знает
– пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по
ступенькам или на лифте?». (Варианты: в черной куртке или зеленой? Ты есть
будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или машинкой?)
ü Не заставлять, а просить помочь: «Дашенька,
переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже дочка крепко
цепляет маму за руку – ситуация под контролем и без конфликта.
ü Рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени,
чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни.
ü На ультимативное требование говорим твердое и жесткое
«Нет!». И отворачиваемся.
Главное, сохранить внешние спокойствие и
бесстрастность – как бы тяжело это ни давалось. Малыш кричит, падает на пол,
стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе… Придется терпеть. Пойдешь на поводу
– и истерика станет у ребенка привычным инструментом достижения цели в общении
с родителями.
ü Если
маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное местечко и
кладем как взяли – пусть там покричит. Увы, увещевания в такой
момент могут не помочь – придется просто подождать, когда буря минует.
ü Создать приятные перспективы
– иногда это помогает успокоить. Например, мама говорит: «Ваня, ты раскричался,
потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб и
по пути купим фломастеры – будем рисовать».
ü Наконец
малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не
критикуйте его: «Чего ты орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше скажите с горечью: «Мне жаль, что
ты не сдержался…» или «Я так сердита, мне прям кричать хочется!». Такие фразы
учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно так:
«Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!». И самому легче, когда
проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.
Типичными
ошибками родителей в период кризиса 3-х лет их
ребенка заключается в отсутствии у них твердой позиции, четкой
определенности, чего и как требовать от ребенка, как именно учитывать
особенности данного возрастного этапа. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом о принципах
воспитания, что создает дополнительные трудности. Ошибочен также подход, требующий от ребенка полного повиновения родителям и
ломающий при этом его волю.
Правильные
действия родителей подразумевают понимание поведения ребенка, смысла
его поступков. Они опираются на четкую позицию, определяющую, когда, как и на
чем настаивать, с чем в поведении ребенка мириться, какие воспитательные приемы
полезно использовать.
Чтобы удачно миновать
кризис 3-х лет, надо помнить о принципах: твердость в намерениях, но гибкость в
действиях. При этом важно учитывать индивидуальные особенности малыша. Полезно
иметь в запасе различные педагогические приемы, позволяющие родителям помочь
своему ребенку успешно миновать кризис и взойти на новую возрастную ступень
развития личности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.12.2023
Дата обновления: 18.12.2023
Дата публикации: 18.12.2023