24.01.2024
Плач для ребенка – это возможность
выразить свои чувства. Во время плача у ребенка появляется возможность освободиться
от переполняющих его переживаний. Плач является попыткой отрегулировать сложное
состояние или позвать на помощь, если сам ребенок не справляется с ситуацией. В каких ситуациях плачет ребенок и что можно предпринять? Ситуация 1. Ребенок испытывает
физическую боль.
Плач позволяет ребенку ослабить болезненные ощущения. Во время плача
вырабатываются природные анестетики: энкефалин и эндорфин, способные предотвращать поступление в
мозг болевых сигналов. Одновременно с этим ребенок нуждается в том, чтобы его
заметили в этой болезненности. Признание чувствребенка тоже является своего рода анестетиком
в ситуации боли.
Рекомендации: когда ребенок плачет
от боли, поддержите его: обнимите, скажите, что верите его ощущениям. Дайте ему
достаточно времени на то, чтобы он смог успокоиться.
Например, проговорите: «Да, я верю тебе –это действительно очень больно. Еще
поболит немного, но скоро уже начнет проходить».
Ситуация 2. Ребенок пытается справиться
с напряжением.
Познавая мир, детям приходится сталкиваться с физическим
и эмоциональным
напряжением. Это важное условие для формирования в будущем способности
достигать желаемого. Пока дошкольник только учиться ориентироваться в большом
мире, на его пути встречается множество преград. Преодолевая барьеры, ребенок
ощущает не только возбуждение и интерес, но и переживает стресс, который связан
с различными ограничениями. В момент напряжения дошкольник может расплакаться –
так организм выводитпродукты
распада гормонов стресса. Это позволяет освободиться от
эмоциональной нагрузки.
Рекомендации: если вы замечаете
какое-то затруднение ребенка, не оставляйте его наедине с трудностью. Разделите
с ним возникшее напряжение. Предложите помочь разобраться со сложностью и
вместе поискать пути решения проблемы. Ощущение, что он не один с возникшей
трудностью, поможет ему почувствовать опору.
Ситуация 3. Ребенок расстроен или
обижен.
Дети дошкольного возраста очень чувствительные.
Когда ребенок чем-то расстроен, то может находиться во власти чувств и эмоций. В зависимости
от возраста ребенка, способность понимать, что с ним происходит, меняется. Чем
младше ребенок – тем больше он нуждается в участии взрослого, в признании и
разъяснении того, что с ним происходит.
Рекомендации: чтобы помочь
плачущему ребенку, попробуйте предположить, что могло его расстроить или
обидеть, что предшествовало этой реакции. Маленький ребенок не в состоянии
сам проложить причинно-следственную связь между событием и реакцией на
него. Если вы являетесь участником события, то будьте готовы к тому, что
ребенку всегда нужно время, чтобы успокоиться. Важно показать ему, что потеря,
которую он сейчас переживает, не навсегда.
Например:«Ваня, ты
хотел посмотреть мультики, но я их выключила, потому что
пора ложиться спать. Ты очень рассердился на меня? Это правда,
неприятно и может разозлить. Завтра я обязательно включу тебе продолжение».
Ситуация 4. Ребенок нуждается во
внимании.
Плач – это один из действенных способов привлечь к себе внимание.
Есть дети, которые не умеют по-другому позвать к себе взрослых. Тогда в любой
момент, когда они нуждаются в присутствии родителя, начинают плакать. В такие
моменты ребенок чувствует
себя одиноко и переживает тревогу, что его все оставили
важно возвращать таким детям ощущение связанности.
Рекомендации: проводите больше
времени с детьми. Обнимайте ребенка чаще – дети через тактильный контакт
получают признание себя существующими и любимыми. Если вы вынуждены уходить
надолго, всегда говорите ребенку, когда вернетесь, и возвращайтесь в срок.
Придумывайте совместные ритуалы и неизменно следуйте им – это создает важное
для ребенка ощущение безопасности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.01.2024
Дата обновления: 24.01.2024
Дата публикации: 24.01.2024