Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
22.04.2025
Лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста,
в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не
посещают дошкольные учреждения. А именно этот период чрезвычайно важен для
последующего развития ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются те основы,
которые позволяют успешно развивать у детей музыкальные способности, приобщить
их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.
Музыка благотворно
влияет в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. С положительными
эмоциями дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают
окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить
правильно.
Родители должны знать
методы и приёмы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать
значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный интерес.
Музыкальность — это комплекс
способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах
музыкальной деятельности.
Слушать, чтобы слышать!
Детям 3-4 лет доступны
небольшие по объёму песни и пьесы с ярко выраженным характером, запоминающимися
образами. Это песенки про животных, про самых близких – маму, бабушку, папу,
дедушку, друзей.
Дети чувствуют
настроение музыки о природе, окружающий мир игрушек, понятные им явления
действительности. В этом возрасте дошкольники способны различать регистры,
тембровую окраску двух-трёх инструментов, несложный ритмический рисунок,
громкое и тихое звучание музыки
- Ставьте детям как можно чаще
классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку
таких композиторов как В. Моцарт, А. Вивальди, Л. Бетховен дети
успокаиваются, хорошо засыпают, а главное, если такая музыка звучит при
кормлении малыша, то пища усваивается намного лучше!
- Отбирайте музыкальные
произведения по принципу мелодичности и легкости звучания. Старайтесь
выбирать музыку без ярко выраженных ударных партий, так как они способны
зомбирующе действовать на психику.
- Не включайте музыку громко!
Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо
спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную
детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в
будущем.
- Как можно чаще ставьте детям
детские песни, пойте их вместе с ними, но не забывайте следить за реакцией
ребенка на ту или иную песню или мелодию — если ребенок выражает
недовольство, смените песню. Музыка должна вызывать у малышей ощущение комфорта!
- При подборе музыкальных
произведений для малышей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет
слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более
зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем
прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к
колыбельным.
- Прослушивание музыки у детей до
3 — х лет должно занимать не более часа в сутки — например 20 минут утром,
30 днем и 10 минут вечером, перед сном. После 3 — х лет, можно постепенно
увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте
ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними
физическими упражнениями.
- Ходите с детьми на детские
спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и
пойте с ними детские песни.
Будьте искренними и
любите то что делаете. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым,
находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.
Как научить малыша
подпевать?
Не забывайте о том, что
музыку полезно не только слушать, но и петь. Мамина колыбельная без сомнений
способна убаюкать беспокойного малыша, но она также улучшает лактацию и у самой
мамы. Когда ребенок подрастает, очень полезно петь вместе, протяжные и
мелодичные песни.
Очень часто родители
уверены, что их детям «медведь наступил на ухо», так как в семье никто не
музицировал: не играл на скрипке и не стал знаменитым оперным певцом.
На самом деле такие
родители путают следствие и причину. Специалистами давно установлено, что роль
наследственности в развитии музыкальных данных не так велика, как принято об
этом думать. А вот роль окружающей среды и прилагаемых педагогических усилий
значительна.
Ребёнок музыкантов
зачастую обладает развитым музыкальным слухом и чувством ритма, вовсе не
потому, что его бабушка была профессиональной оперной певицей. Просто он с
рождения (и даже до своего появления на свет) постоянно слышит музыку, она
становится для него чем-то вроде второго языка, и соответственно, музыкальные
способности у него развиваются гораздо раньше и эффективнее.
- Пойте чаще (не читайте текст
песен, а именно ПОЙТЕ) старайтесь не пропускать ни одного дня.
- Пойте негромко.
- Чередуйте пение с
аккомпанементом и пением без музыкального сопровождения. Используйте
детские музыкальные инструменты.
- Колыбельные пойте спокойно,
ласково, тихо; веселые песни — оживленно.
Музыкальные движения,
пляски
К третьему году жизни
ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки
или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой;
умеет стучать каблучком; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой,
зайкой, держа ее перед собой. Охотно пляшет с платочком, погремушкой.
- Нельзя, чтобы музыка звучала
громко. Весело, живо — но не громко.
- Не надо предлагать малышу плясать
под музыку, не предназначенную для плясок.
Игра
Игра — ведущий вид
деятельности для детей. В ней малыш активен, радостен, полностью поглощен
происходящим. Игр очень много, они разные — и по задачам, и по возрастным
возможностям. Прятки и «догонялки» составляют основу почти всех игр на третьем
году жизни.
Чем активнее общение
ребенка с музыкой, тем музыкальней он становится, чем музыкальней он
становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой.
Таким образом,
необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее
развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная
сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к
прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции,
язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению
гармонично развитой личности.
Общество заинтересовано
сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе
музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного
наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2025
Дата обновления: 22.04.2025
Дата публикации: 22.04.2025