Значение игрушки в жизни ребенка

22.11.2018

Общаясь с родителями, педагог-психолог часто слышит вопросы, связанные с выбором игрушек для ребенка. Представленный сегодня невероятно широкий спектр игрушечной продукции делает этот выбор трудным не только для взрослых, но и для детей. Данный материал поможет родителям сформировать педагогически и психологически правильную позицию в вопросе приобретения нужных и полезных игрушек.

Игрушка…

Что она значит в жизни ребенка?..

Каково ее истинное предназначение?..

Зачем нужна игрушка?..

Одна из отличительных черт жизни современного ребенка – огромное количество игрушек, окружающих его с момента появления на свет. Точнее, они не сами окружают ребенка. Это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени их влияния. В то же время многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых. Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору.

Игра – это школа произвольного поведения. Попробуйте заставить ребенка стоять смирно – он не простоит и двух минут. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Достаточно вспомнить игру «Море волнуется раз…». Даже самые непослушные дети замирают и стоят на месте.

Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

Игрушка всегда выполняла, кроме прочих, и психотерапевтическую функцию – помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно преодолеть с помощью деревянного меча – орудия его преодоления. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик – наделяются особыми свойствами, смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный мусор, пытаясь навести порядок в детском уголке, кармане. И всякий раз сталкиваемся с просьбой «не выбрасывать».

Помните! Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения.

Игрушка – не просто забава. Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений, картины мира.

Таковы ли современные игрушки?..

Проанализируйте различные игрушки с точки зрения их полезности, бесполезности, вреда.

Формирование и развитие внутреннего мира ребенка немыслимы без игрушки, поэтому ее выбор – дело серьезное и ответственное.Хочу такой сайт

Критерии выбора игрушки:

• соответствие интересам самого ребенка (интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают – взрослых привлекает внешняя красота, богатство, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты – похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга);

• возможность что-либо с ней делать – разбирать, передвигать, извлекать звуки;

• разнообразие форм активности ребенка – чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (максимальны для преобразований мячи, кубики, пирамидки);

• самостоятельность игровых действий (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия, матрешки, пирамидки);

• эстетический аспект – игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства (насилие, жестокость, агрессия).

Вывод:Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, как правило, – бесполезных. Часто родители, стараясь угодить ребенку и предотвратить детские капризы, практически каждый день покупают новые игрушки, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред его умственному развитию, в частности воображению.

Изобилие игрушек и пресыщение влечет за собой скуку и апатию (вспомним свое состояние в большом супермаркете). А ведь все последующее обучение в школе будет связано, во-первых, с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства. Поэтому, кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием.

К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т. п.

Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.04.2020

Дата обновления: 25.04.2020

Дата публикации: 22.11.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».