Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16» (МАДОУ детский сад 16) ПРИНЯТА Педагогическим советом МАДОУ детский сад 16 Протокол № ___от_________2024 Председатель _________ УТВЕРЖДЕНА Приказом МАДОУ детский сад 16 № __ от ________ 2024 _________________ Н.М. Дейкова . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Приключения будущих первоклассников» Направленность программы: психопрофилактическая, коррекционно-развивающая Целевая группа: обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ОП ДО Возрастная группа: 6-7 лет Срок реализации программы: 1 год Разработчик программы: педагог-психолог Артемова О.П. Красноуфимск, 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.2. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 3.2. 3.3. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка ……………………………………………............. Цели и задачи реализации Программы…………………………………… Принципы формирования Программы …………………………………… Значимые для разработки и реализации Программы характеристики …. Планируемы результаты реализации Программы ………………………. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Календарно-тематическое планирование ………………………………... Содержание Программы …………………………………………………... Контроль освоения детьми Программы …………………………………. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ………………. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Материально-техническое обеспечение Программы …………………… Учебно-методическое обеспечение Программы …………………............ Организация коррекционно-развивающей и (или) психопрофилактической работы 3 3 3 3 4 5 6 6 7 17 17 19 19 19 19 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа «Приключения будущих первоклассников» (далее -Программа) разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МАДОУ детский сад 16 и направлена на формирование социальных отношений, психологической готовности к школе и сохранение психологического здоровья детей. Программа носит коррекционно-развивающий и психопрофилактический характер и ориентирована на детей 6-7 лет. Рабочая программа направлена на реализацию образовательных областей «Социальнокоммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель: формирование психологической готовности детей 6-7 лет к успешному обучению в школе, профилактика школьной дезадаптации. Задачи: Создать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности. Развивать мотивационную сферу ребёнка. Помогать детям выделять наиболее значимые мотивы и цели. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива и внутренней позиции ученика. Способствовать формированию целостной картины мира у ребёнка. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки. 1.1.2. Принципы формирования Программы Принцип единства диагностики и коррекции; Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; Принцип комплексности при организации психолого-педагогического сопровождения; Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения (включение родителей в образовательный процесс); Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. Соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»; Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. 3 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики В МАДОУ детский сад 16 в 2024-2025 учебном году обучаются дети в возрасте 6-7 лет в группе для детей с НОДА и группе для детей с нарушением зрения. Возрастные особенности детей 6-7 лет. Показатели Характеристика Ведущая потребность Потребность в общении, познавательная активность Ведущая функция Наглядно-образное мышление Игровая деятельность Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация Отношения со взрослыми Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации Отношения со Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сверстниками сюжетной игре Эмоции Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. Способ познания Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. Объект познания Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые Восприятие Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. Внимание Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов Память Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. Мышление Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. Воображение Репродуктивное, появление творческого воображения Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь Новообразования возраста 1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. 2.Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. Индивидуальные особенности воспитанников подготовительных групп, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе по результатам диагностики готовности к школе Сведения о половом составе воспитанников и состоянии их здоровья.1 Наименование группы Всего Пол Группа здоровья 5 1 М 3 Ж 2 I II 4 III IV 1 Заполняется на основе данных, полученных от воспитателя и/или медицинского работника. 4 Кол-во детей, проявляющих агрессивность, Кол-во детей, конфликтность проявляющих признаки Кол-во детей, тревожности проявляющих признаки Кол-во детей, застенчивости проявляющих признаки СДВГ Кол-во детей, проявляющих негативизм в Количество детей, общении имеющих низкий уровень развития Количество детей, памяти имеющих низкий уровень развития Количество детей, мышления имеющих низкий уровень внимания Количество детей с несформированной мотивацией Количество детей с низкой или неадекватно завышенной самооценкой Сведения о психологических особенностях воспитанников ДОУ Наименование группы Психологические особенности2 Лучики - - - - - 2 2 2 - - 1.2. Планируемые результаты реализации Программы Планируемые результаты освоения программы оцениваются согласно возрастным новообразованиям и нормам психического развития ребёнка: Развитие произвольности всех психических процессов. Внутренний план действий. Возникновение соподчинения и иерархии мотивов. Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника. Возникновение целостной картины мира. Появление самооценки, адекватной достигнутым в деятельности результатам. 2 Заполняется на основе анкетирования педагогов, наблюдения педагога-психолога и результатов диагностики готовности к школе. 5 2. Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май 2.1. Неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 5-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Календарно-тематическое планирование № занятия Наименование темы Групповая работа Первичная диагностика Первичная диагностика Занятие № 1 «Создание «Лесной школы» Занятие № 2 «Букет для учителя» Занятие № 3 «Смешные страхи» Занятие № 4 «Игры в школе» Занятие № 5 «Школьные правила» Занятие № 6 «Собирание портфеля» Занятие № 7 «Белочкин сон» Занятие № 8 «Госпожа Аккуратность» Занятие № 9 «Жадность» Занятие № 10 «Волшебное яблоко (воровство)» Занятие № 11 «Подарки в день рождения» Занятие № 12 «Домашнее задание» Занятие № 13 «Школьные оценки» Занятие № 14 «Ленивец» Новогодний утренник. Каникулы Занятие № 15 «Подсказка» Занятие № 16 «Обманный отдых» Занятие № 17 «Прививка» Занятие № 18 «Больной друг» Занятие № 19 «Ябеда» Занятие № 20 «Шапка-невидимка (демонстративное поведение)» Занятие № 21 «Задача для Лисёнка (ложь)» Занятие № 22 «Спорщик» Занятие № 23 «Обида» Занятие № 24 «Хвосты (межгрупповые конфликты)» Занятие № 25 «Драки» Занятие № 26 «Грубые слова» Занятие № 27 «Дружная страна» Занятие № 28 «В гостях у сказки» Занятие № 29 «До свидания, Лесная школа!» Итоговая диагностика Итоговая диагностика Итоговая диагностика Итоговая диагностика ИТОГО: Кол-во занятий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 6 2.2. Наименование темы Занятие 1. Создание «Лесной школы» 1. 2. 3. 4. Занятие 2. Букет для учителя Занятие 3. Смешные страхи Задачи Знакомство детей друг с другом. Развитие навыков вербального и невербального общения. Снятие телесного и эмоционального напряжения. Создание эмоционально положительного климата в группе. 1. Продолжение знакомства детей друг с другом. 2. Развитие коммуникативной сферы детей. Развитие навыков вербального и невербального общения. 3. Развитие эмоциональной сферы, обучение различению эмоции «радость» по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 4. Развитие памяти, внимания, воображения. 5. Развитие мелкой мускулатуры руки. 6. Развитие произвольности психических процессов (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры). 1. Сплочение группы, развитие умения выступать публично. Содержание Программы Содержание 1. Игра «Давайте познакомимся» 2. Игра «Поезд» 3. Сказка «Создание «Лесной школы»» 4. Игра «Ветер дует на…» 5. Задание «Раскрась ежика» 6. Задание «Запоминай-ка -1» 7. Задание «Запоминай -ка -2» 8. Задание «Создание Лесной школы» 9. Игра «Доброе животное». 1. Игра «Делай, кая я» 2. Игра «Поезд» 3. Сказка «Букет для учителя» 4. Задание «Букет» 5. Задание «Профессии» 6. Игра «Составь картинку» 7. Игра «Подари мне свою улыбку» 8. Задание «Словарик эмоций» 9. Задание «Букет для учителя». 10. Игра «Доброе животное» 1. Игра «Все, кого зовут…» 2. Игра «Собирай-ка» 3. Игра «Трамвайчик» Источник Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 27- 29 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 29 - 31 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: 7 Занятие 4. Игры в школе Занятие 5. Школьные правила 2. Развитие навыков вербального и невербального общения, снятие телесного и эмоционального напряжения. 3. Развитие эмоциональной сферы, обучение различению эмоции «страх» по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 4. Развитие памяти, внимания, воображения. 5. Развитие мелкой мускулатуры руки. 6. Развитие произвольности психических процессов. 1. Развитие коммуникативных навыков. 2. Развитие внимания, мышления, воображения, памяти. 3. Развитие умения выступать публично. 4. Развитие мелкой мускулатуры рук. 5. Развитие произвольности психических процессов. 1. Развитие навыков культурного общения. 2. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 4. Сказка «Смешные страхи» 5. Задание «лабиринт» 6. Задание «Составь картинку» 7. задание «Словарик эмоций» 8. Задание «Заколдованный лес» 9. Игра «Лесная фигура» 10. Задание «Смешные страхи» 11. Игра «На что похоже настроение» 12. Игра «Бывает, не бывает». психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 31 - 34 1. Игра «Незнайка» 2. Подвижная игра «Мы играем» 3. Сказка «Игры в школе» 4. Упражнение «Рассказ о своей группе» 5. Задание «Звёздный хоровод» 6. Задание «Лабиринт» 7. Игра «Времена года» 8. Задание «Загадки природы» 9. Задание «Наведи порядок» 10. Игра «Солнечный лучик» 1. Игра «Пропой своё имя» 2. Игра «Волшебный сундучок» 3. Сказка «Школьные правила» 4. Упражнения «Правила на занятиях» 5. Задание «школьные правила» 6. Задание «Приветливая белочка» 7. Задание «Вежливые слова» 8. Игра «Слушай команду, не запутайся» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 34 - 38 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 38 - 41 8 Занятие 6. Собирание портфеля 3. Развитие внимания, мышления, памяти. 4. Развитие мелкой мускулатуры рук. 5. Развитие произвольности психических процессов. 1. Развитие внимания, мышления, памяти 2. Развитие мелкой мускулатуры рук 3. Развитие произвольности психических процессов Занятие 7. Белочкин сон 1. Развитие эмоциональной сферы, обучение различению эмоции «удивление» по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 2. Развитие памяти, внимания, воображения. 3. Развитие произвольности психических процессов Занятие 8. Госпожа Аккуратность 1. Развитие внимания, мышления, памяти 2. Развитие мелкой мускулатуры рук 3. Развитие произвольности психических процессов 9. Задание «Правильно – неправильно» 10. Упражнение «Ромашка» 1. Игра «Ветерок» 2. Игра «Собирание портфеля» 3. Сказка «Собирание портфеля» 4. Игра «Доскажи словечко» 5. Задание «Школьные принадлежности» 6. Задание «Путаница» 7. Игра «Школьные принадлежности» 8. Задание «Любимый альбом» 9. Задание «запоминай-ка» 10. Упражнение «Рукопожатие» 1. Упражнение «Я рад вас видеть» 2. Сказка «Белочкин сон» 3. Игра «Составь картинку» 4. Задание «Лабиринт» 5. Задание «Логический квадрат» 6. Игра «Необычные прятки» 7. Игра «Что спрятано в рюкзаке белочки?» 8. Упражнение «Внимание! Внимание!» 9. Задание «Графический диктант» 10. Игра «Воздушный шар». 1. Упражнение «Пёрышко» 2. Сказка «Госпожа аккуратность» 3. Задание «Наведи порядок» 4. Задание «Цветочки для зайчонка» 5. Игра «Кричалки – шепталки молчалки». 6. Задание «Продолжи узор» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 41 - 44 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 44 - 46 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 46 - 49 9 Занятие 9. Жадность 1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы 2. Развитие волевой сферы детей, зрительной памяти, внимания, мышления 3. Развитие мелкой мускулатуры рук Занятие 10 Волшебное яблоко (воровство) 1. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение 2. Развитие эмоциональной сферы, обучение различению эмоции «вина» по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 3. Развитие внимания, мышления 4. Развитие мелкой мускулатуры рук 1. Развитие сферы общения детей, навыков культурного общения. 2. Развитие внимания, мышления, памяти, воображения. 3. Развитие мелкой мускулатуры рук 4. Развитие произвольности психических процессов Занятие 11. Подарки в день рождения 7. Задание «дорисуй-ка» 8. Эстафета дружбы. 1. Упражнение «Я рад вас видеть» 2. Игра «Поделись с другом» 3. Сказка «Жадность» 4. Упражнение «Мостик дружбы» 5. Задание «Логическая цепочка» 6. Задание «лабиринт» 7. Упражнение «Собери картинку» 8. Задание «Жадность» 9. Задание «Найди отличия» 10. Игра «Угадай кто мой друг» 11. Упражнение «Костёр дружбы» 1. Игра «Подари мне свою улыбку» 2. Игра «Конверт» 3. Сказка «Волшебное яблоко (воровство)» 4. Игра «Составь картинку» 5. Задание «Право-лево» 6. Задание «Логический квадрат» 7. Ира «Передай мяч» 8. Задание «Вкусные яблочки» 9. Задание «Что перепутал художник» 10. Упражнение «Летит по небу шар» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Упражнение «Мы здесь» Игра «Угадай-ка» Сказка «Подарки в день рожденье» Упражнение «Какой игрушки не хватает?» Задание «Мячик» Задание «Запоминай-ка» Задание «Рыбка» Задание «Подарок для Белочки» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 49 -52 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 52 - 54 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 54-57 10 Занятие 12. Домашнее задание Занятие 13. Школьные оценки Занятие 14 Ленивец 1. Развитие навыков общения детей, умения работать в паре. 2. Развитие речи и логического мышления. 3. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. 4. Развитие мелкой мускулатуры рук 5. Развитие произвольности психических процессов 1. Развитие навыков общения детей. 2. Развитие мышления (анализ, логическое мышление) 3. Развитие внимания (зрительное, слуховое, распределение) 4. Развитие мелкой мускулатуры руки 5. Развитие произвольности психических процессов 1. Развитие навыков общения детей 2. Развитие мышления (анализ, логическое мышление) 3. Развитие внимания (зрительное, слуховое, распределение) 4. Развитие ориентировки в пространстве 5. Развитие мелкой мускулатуры руки 6. Развитие произвольности психических процессов 9. Игра «Подарки» 10. Упражнение «если весело живётся …» 1. Упражнение «Колокольчик» 2. Игра «Угадай предмет по его частям». 3. Сказка «Домашнее задание» 4. Игра «Картинки-загадки» 5. Задание «Коврики» 6. Задание «Осенние листья» 7. Игра «Дружные сердца» 8. Задание «Четвёртый лишний» 9. Задание «Запоминай-ка» 10. Упражнение «Молодцы!» 1. Игра «Мячик» 2. Игра «Билетики» 3. Игра «Трамвайчик» 4. Сказка «Школьные оценки» 5. Игра «Парные картинки» 6. Задание «Логические цепочки» 7. Задание «Пятёрочка» 8. Игра «Музыкальные стулья» 9. Задание «Оценка» 10. Задание «Графический диктант» 11. Упражнение «Солнечный лучик». 1. Игра «Ладошки» 2. Сказка «Ленивец» 3. Задание «Медвежата» 4. Задание «Логический квадрат» 5. Игра «Кричалки – шепталки молчалки». 6. Задание «Прятки с картинками» 7. Задание «Право-лево» 8. Упражнение «Волшебное кольцо» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 57-60 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 60-63 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 63-65 11 Занятие 15 Подсказка 1. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания. Логического мышления. 3. Развитие мелкой мускулатуры руки 4. Развитие произвольности психических процессов Занятие 16 Обманный отдых 1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы 2. Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти, воображения. 3. Развитие мелкой мускулатуры рук 4. Развитие произвольности психических процессов Занятие 17 Прививка 1. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения. 3. Развитие мелкой мускулатуры рук 4. Развитие произвольности психических процессов. 1. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии 2. Развитие внимания, мышления, воображения. Занятие 18 Большой друг 1. Упражнение «Хорошие новости» 2. Игра «Танец снежинок» 3. Сказка «Подсказка» 4. Игра «Противоположности» 5. Задание «Логический квадрат» 6. Задание «Графический диктант» 7. Игра «Построй колонну, шеренгу, кру» 8. Задание «Найди лишнее» 9. Задание «Азбука эмоций» 10. Упражнение «Рукопожатие по кругу» 1. Игра «Поймай взгляд» 2. Игра «Путешествие в лес» 3. Сказка «Обманный отдых» 4. Упражнение «Что сначала, что потом?» 5. Задание «Что нового?» 6. Задание «Прогулка по лесу» 7. Игра «Воздушная кукуруза» 8. Задание «Логический ряд» 9. Задание «Угощение» 10. Упражнение «Летит по небу шар» 1. Упражнение «Я рад вас видеть» 2. Сказка «Прививка» 3. Игра «Составь картинку» 4. Игра «Замри» 5. Задание «Говорящие рисунки». 6. Задание «Путаница» 7. Задание «Хитрые квадраты» 8. Игра «История в картинках 9. Упражнение «Солнечный лучик» 1. Упражнение «Давайте поздороваемся» 2. Сказка «Большой друг» 3. Задание «Азбука эмоций» 4. Задание «Снежинки, сугробы, сосульки» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 65-68 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 70-74 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 74-77 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с 12 Занятие 19 Ябеда Занятие 20 Шапка-невидимка (демонстративное поведение) Занятие 21 Задача для Лисёнка (ложь) 3. Развитие навыков вербального и невербального общения. 4. Развитие мелкой мускулатуры рук 5. Развитие произвольности психических процессов 1. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии 2. Развитие внимания, мышления, воображения 3. Развитие навыки вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры рук 5. Развитие произвольности психических процессов 1. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии 2. Развитие зрительного внимания, логического мышления. 3. Развитие навыки вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры рук 5. Развитие произвольности психических процессов 1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения. 3. Развитие навыков вербального и невербального общения. 5. 6. 7. 8. Задание «Новогодние подарки» Задание «Найди группу» Игра «Подарки». Упражнение «Моё настроение» 1. Упражнение «Доброе утро» 2. Сказка «Ябеда» 3. Игра «Составь картинку» 4. Задание «Логический квадрат» 5. Задание «Прятки» 6. Игра «Летает-не летает» 7. Игра «Что лишнее в ряду» 8. Задание «Рыбки» 9. Задание «Противоположности» 10. Упражнение «Комплимент». 1. Игра «Ладошки» 2. Игра «Мышиный хор» 3. Сказка «Шапка-невидимка» 4. Игра «Составь картинку» 5. Игра «Волшебная шляпа» 6. Задание «Логическая загадка» 7. Задание «Удивительный лес» 8. Задание «Мячики» 9. Задание «Лабиринт» 10. Упражнение «Костёр дружбы» 1. Игра «Здравствуйте» 2. Сказка «Задача для лисёнка (ложь)» 3. Задание «Логический ряд» 4. Задание «Внимание! Внимание! 5. Игра «Запрещённое движение» 6. Задание «Логическая цепочка» 7. Задание «Фантазёры» 8. Упражнение «Доброе животное» детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 77-80 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 80-83 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 83-86 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 86-89 13 Занятие 22 Спорщик Занятие 23 Обида Занятие 24 Хвосты (межгрупповые конфликты) 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов 1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти. 3. Развитие навыки вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры рук 5. Развитие произвольности психических процессов 1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения. 3. Развитие навыки вербального и невербального общения. 4. Развитие мелкой мускулатуры рук. 5. Развитие произвольности психических процессов. 1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти. 3. Развитие навыков вербального и невербального общения. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Упражнение «Наши помощники» Отгадывание загадок. Сказка «Спорщик» Задание «Логический квадрат» Задание «Футбол» Игра «Топ-хлоп» Задание «Азбука эмоций» Задание «Внимание! Внимание!» Упражнение «Если весело живётся». Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2007г. Стр. 89-91 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Упражнение «Я рад вас видеть!» Отгадывание загадки. Сказка «Обида» Задание «Парные фигуры» Игра «Слушай хлопки» Задание «Аналогии» Задание «Лабиринт» Игра «На что похоже настроение?» Упражнение «Комплименты». Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 91-94 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Упражнение «Наши помощники» Сказка «Хвосты» Задание «Мальчики и девочки» Задание «Дорисуй-ка!» Игра «Пять имён» Задание «Домики» Задание «Графический диктант» Упражнение «Волшебное кольцо» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 94-97 14 Занятие 25 Драки Занятие 26 Грубые слова Занятие 27 Дружная страна (межполовые конфликты) 4. Развитие мелкой мускулатуры рук. 5. Развитие произвольности психических процессов. 1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей 2. Развитие зрительного внимания, быстроты реакции. 3. Развитие логического мышления, восприятия. 4. Развитие мелкой мускулатуры рук. 5. Развитие произвольности психических процессов 1. Развитие вербального и невербального общения, навыков культурного общения. 2. Развитие эмоциональной сферы детей. 3. Развитие зрительного внимания, памяти. 4. Развитие мелкой мускулатуры рук. 5. Развитие произвольности психических процессов. 1. Развитие вербального и невербального общения, навыков культурного общения. 2. Развитие эмоциональной сферы детей. 3. Развитие внимания, мышления. 4. Развитие мелкой мускулатуры рук. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Упражнение «Здравствуйте!» Сказка «Драки» Задание «Умозаключение» Задание «Двойняшки» Игра «Дотронься до …» Задание «Кораблики» Задание «Рабочие инструменты» Игра «Воздушный шар» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 97-99 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Упражнение «Я рад вас видеть!» Сказка «Грубые слова» Задание «запоминай-ка!» Задание «Путаница» Упражнение «Ругаемся овощами» Упражнение «Мимика и жесты» Задание «Бабочки» Задание «тайное послание» Игра «Подарки» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 99-102 Упражнение «Давайте поздороваемся» Сказка «Дружная страна» Задание «Коврик» Задание «Четвёртый лишний» Подвижная игра «Вспомни имена своих друзей» 6. Задание «Парочки» 7. Задание «Азбука эмоций» 8. Игра «Дружный паровозик» 1. 2. 3. 4. 5. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 102-104 15 Занятие 28 В гостях у сказки Занятие № 29 «До свидания, Лесная школа!»» 5. Развитие произвольности психических процессов. 1. Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков работы в паре. 2. Развитие эмоциональной сферы детей. 3. Развитие внимания, мышления, воображения. 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов. 1. Рефлексия и обобщение пройденного материала. 2. Завершение деятельности работы группы. 9. Упражнение «эстафета дружбы» 1. Упражнение «Давайте поздороваемся» 2. Подвижная игра «Паровозик дружбы» 3. Сказка «В гостях у сказки» 4. Задание «Дорисуй-ка» 5. Задание «Лабиринт» 6. Игра «Запрещенное движение» 7. Задание «Кроссворд» 8. Задание «Фантазёры» 9. Беседа «Наши отношения» 10. Упражнение «Дуэт» 11. Упражнение «Молодцы» На данном занятии психолог предлагает детям нарисовать иллюстрации для книги «Лесная школа». (дети могут нарисовать свои любимых персонажей). Психолог может поиграть с детьми в понравившиеся им игры. Награждение детей дипломами об окончании лесной школы. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 104-107 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 109 16 2.3. Контроль освоения детьми Программы Психологическая диагностика готовности к школьному обучению проводится в начале и в конце учебного года. Первичная диагностика проводится с детьми в сентябре (1-я и 2-я недели) и её целью является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей. Для проведения первичной диагностики используются следующие методики и диагностические комплекты: № Наименование методики Цель Примечание п/п или диагностического комплекта 1 Тест школьной зрелости Скрининговая Проводится со всеми Керна-Йирасека диагностика готовности к детьми подготовительных школьному обучению. групп 2 Диагностика готовности Выявление уровня Проводится с детьми, детей к школе (методика готовности ребёнка к показавшими низкие Ясюкова Л.А.) школьному обучению. результаты по тесту школьной зрелости КернаЙирасека Итоговая диагностика проводится с детьми в мае и направлена на выявление динамики в развитии детей в результате коррекционно-развивающих занятий. Для проведения итоговой диагностики используются те же методики и диагностические комплекты, что и в начале учебного года. Участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть использованы только для задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. 2.4.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка является не только выдача рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем: готовность родителей быть участниками педагогического процесса; распределение ответственности за успешное развитие ребенка; обучение родителей необходимым навыкам и знаниям. В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с педагогом-психологом решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка. Педагог-психолог информирует и обсуждает с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты программы. С самого начала знакомства определяется готовность родителей сотрудничать с педагогомпсихологом, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий. Основные формы взаимодействия с семьей в рамках Программы № Направление Формы работы с родителями Периодичность п/п работы 1 Психологическая Присутствие родителей на диагностики Сентябрь, май диагностика готовности к школе (по желанию). Анкетирование родителей. Октябрь 17 2 Психологическое консультирование 3 Коррекционноразвивающее направление 4 Психологическая профилактика Психологическое просвещение 5 Проведение индивидуальных консультаций с родителями по приглашению педагога-психолога ДОУ, направлению педагогов и их собственным запросам. Совместное пребывание ребенка и родителей на занятиях. Выполнение рекомендаций педагогапсихолога. Участие родителей в недели психологии в ДОУ. Участие родителей в мастер-классах, семинарах-практикумах, родительских собраниях. В течение учебного года (по запросам) В течение учебного года В течение учебного года Ноябрь (по плану «Недели психологии») В течение учебного года (в соответствии с годовым планом работы педагогапсихолога) Предоставление информации родителям В течение учебного через информационные стенды, года (в соответствии с памятки, газеты, журналы, годовым планом информационные листовки, сайт ДОУ. работы педагогапсихолога) 18 № п/п 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы Помещения для организации образовательной деятельности Наименование Количество мест 1 Кабинет педагога-психолога 6 Информационно-техническое оборудования для организации образовательной деятельности № п/п Наименование технических средств Количество 1 Ноутбук 1 2 Принтер 1 3 Колонки 2 Учебное оборудование для организации образовательной деятельности № п/п Наименование Количество 1 Детский стол (регулируемый по высоте) 3 2 Детский стул (регулируемые по высоте) 6 3 Магнитная доска 1 3.2.Учебно-методическое обеспечение Программы Дидактические пособия, игры для организации образовательной деятельности № п/п Наименование Количество 1 Персонажи сказок: ёж, сорока, крот, лисёнок, белочка, зайчонок, 9 бельчонок, медвежонок, мышонок 2 Набор с пиктограммами эмоций 1 3 Настольная игра «Времена года» 1 4 Настольная игра «Что хорошо, что плохо» 1 5 Схематичные изображения «Правила поведения» 1 6 Карточки «школьные принадлежности» 1 7 Набор «Фотографии людей, испытывающих разные эмоции» 1 8 Дидактическая игра «Режим дня» 1 9 Набор «Пиктограммы эмоций: разрезные картинки» 1 10 Ширма для сказки 1 Методическая литература для организации образовательной деятельности № п/п Наименование Количество 1 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих 1 первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022г. 2 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих 1 первоклассников: 120 развивающих заданий для дошкольников 6-7 лет. 3.3.Организация коррекционно-развивающей и (или) психопрофилактической работы № Наименование Кол-во Кол-во занятий Длительность Форма Место п/п группы человек в неделю/ в год занятия работы проведения 1 Лучики 5 1/ 31 30 мин. Подгруппо Группа вая Расписание коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога № Наименование группы Расписание занятий п/п День недели Время 1 Лучики Среда 15.50-16.20 19