СОДЕРЖАНИЕ 1. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.2. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 3.2. 3.3. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка …………………………………………….......... Цели и задачи реализации Программы………………………………… Принципы формирования Программы ………………………………… Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Планируемые результаты реализации Программы …………………… СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Календарно-тематическое планирование ……………………………… Содержание Программы ………………………………………………… Контроль освоения детьми Программы ……………………………… Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Материально-техническое обеспечение Программы ………………… Учебно-методическое обеспечение Программы …………………......... Организация коррекционно-развивающей и (или) психопрофилактической работы. ……………………………………… 3 3 3 3 3 6 7 7 8 15 15 17 17 17 17 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа «Адаптируемся вместе» (далее - Программа) разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МАДОУ д/с 16 и направлена на сопровождение детей в адаптационный период, сохранение психологического здоровья детей. Программа носит психопрофилактический и развивающий характер и ориентирована на детей 2-4 лет. Рабочая программа направлена на реализацию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель: обеспечение условий для успешной адаптации детей в ДОУ посредством формирования и развития у них навыков общения и взаимодействия в игре. Задачи: создавать в группе эмоционально комфортную атмосферу; поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации к ДОО; снижать импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию; развивать навыки взаимодействия детей друг с другом; создавать условия для оптимальной социализации, т.е. взаимоотношений и взаимодействий с социально значимым окружением, состоянием окружающей среды; индивидуальный опыт субъекта и социокультурная среда развития; создавать условия для освоения детьми пространства своей группы как предпосылки освоения пространства всего детского сада; формировать произвольное поведение, умение действовать по сигналу и соответственно правилам игры; развивать внимание, восприятие, речь, воображение; развивать чувство ритма, общей и мелкой моторики, координации движений. 1.1.2. Принципы формирования Программы Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребёнка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребёнка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Принцип концентричности выражается в том, что программа построена так, что все её разделы имеют преемственные цели. Принцип включенности воспитателей в занятия психолога с детьми. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики В МАДОУ д/с 16 в 2023-2024 учебном году функционирует 1 группа раннего возраста. Характеристика адаптационного процесса Адаптация – это процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия. Адаптация ребёнка к детскому саду направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для него условиях. К таким условиям относятся: 3 условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым. условия, связанные с новой организацией среды. условия, связанные с взаимодействием со сверстниками. Адаптация ребёнка может протекать с разной степенью. Выделяются три степени адаптации: лёгкая, средняя, тяжёлая. Степень адаптации Тяжёлая Средняя Лёгкая Показатели Ведущая потребность Ведущая функция Игровая деятельность Поведение ребёнка в период адаптации к ДОУ Ребёнок реагируют на перемену обстановки нервным срывом, частыми затяжными простудными и другими заболеваниями, потерей ранее полученных знаний и навыков. Контакт с ребёнком удаётся установить с трудом (часто только через родителей). Ребенок переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Ребёнок часто болеет. Причем, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от тяжёлого варианта. Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Ребёнок посещает детский садик без особых потерь, более или менее с желанием. Любые изменения кратковременны и незначительны, поэтому ребенок болеет редко. Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, настроение бодрое или спокойное, мимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Психологические особенности детей Характеристика детей 2-3 лет Характеристика детей 3-4 лет Потребность в любви, заботе. Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Восприятие Восприятие Партнерская со взрослыми; Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, индивидуальная с игровое действие. игрушками, игровое действие. 4 Отношение со взрослыми Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. Отношения со сверстниками Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. Эмоции Восприимчивость к эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта. Предметно-манипулятивная деятельность, метод проб и ошибок. Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. Способ познания Объект познания Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма) Внимание Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 510 мин. Объем внимания 3-4 предмета. Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. Мышление Наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами Воображение Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) Условия успешности Разнообразие окружающей среды; физический комфорт. Новообразования возраста Самопознание, усвоение элементарных норм опрятности и поведения в коллективе. Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. Эмоциональнопрактическое: сверстник малоинтересен. Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта Экспериментирование. Конструирование. Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. Переход от нагляднодейственного к нагляднообразному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми 1.Планирующая функция речи. 5 2.Предвосхищение результата деятельности. 3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). Индивидуальные особенности воспитанников адаптационных групп Сведения о половом составе воспитанников и состоянии их здоровья.1 Наименование группы Всего Пол Группа здоровья М Ж I II III IV Группа раннего возраста 15 10 5 9 6 «Кнопочки» Сведения о психологических особенностях воспитанников ДОУ Наименован Психологические особенности2 ие группы Группа раннего возраста «Кнопочки» Кол-во детей, проявляющи х агрессивност ь, конфликтнос ть Кол-во детей, проявляющ их признаки тревожност и Кол-во детей, проявляющ их признаки застенчивос ти Кол-во детей, проявляющ их признаки СДВГ Кол-во детей, проявляющ их негативизм в общении Кол-во детей, имеющих низкий уровень развития психически х процессов - - 2 - - - 1.2. Планируемые результаты реализации Программы После преодоления трудностей эмоциональное состояние и поведение ребёнка нормализуется; Развиваются самостоятельность, речь, формируются коммуникативные навыки, игровые мотивы; Происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребёнка со взрослыми, сверстниками, в игре, функционировании нервной системы. Дети внимательно слушают взрослого и детей в процессе совместной игровой деятельности; Позитивное отношение ребёнка к занятиям; Отсутствуют тяжёлые эмоциональные состояния (агрессия, тревожность, враждебность); Наблюдается позитивная динамика в развитии познавательных процессов. 1 2 Заполняется на основе данных, полученных от воспитателя и/или медицинского работника. Заполняется на основе анкетирования педагогов, наблюдения педагога-психолога и результатов диагностики. 6 2. 2.1. Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 5-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Календарно-тематическое планирование № занятия Наименование темы Групповая работа Занятие № 1 «В гостях у зайчихи Ляли» Занятие № 2 «Кот и мышата» Занятие № 3 «Мишка» Занятие № 4 «Курочка и цыплята» Занятие № 5 «Солнышко» Занятие № 6 Занятие № 7 «Листопад» Занятие № 8 Занятие № 9 «Прогулка в осенний лес» Занятие № 10 Занятие № 11 «Мячик» Занятие № 12 Занятие № 13 «Мячики» Занятие № 14 Занятие № 15 «Новый год» Занятие № 16 Новогодний утренник. Каникулы Занятие № 17 «Зайка» Занятие № 18 Занятие № 19 «Музыканты» Занятие № 20 Занятие № 21 «Непослушные мышата» Занятие № 22 Занятие № 23 «Весёлый Петрушка» Занятие № 24 Занятие № 25 «Мишка» Занятие № 26 Занятие № 27 «Колобок» Занятие № 28 Занятие № 29 «Котята» Занятие № 30 Занятие № 31 «Мыльные пузыри» Занятие № 32 Занятие № 33 «Божья коровка» Занятие № 34 Кол-во занятий 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ИТОГО: 34 7 Содержание Программы Задачи Содержание 1. Создать благоприятную психологическую 1. Приветствие. обстановку в группе. 2. Знакомство с зайчихой Лялей. 2. Пробуждать интерес ребёнка к жизни 3. Игра «Зайка серенький сидит» детского сада. 4. Игра «Лиса и заяц» 3. Привлекать родителей к совместной 5. Игра «Что любит зайка» деятельности с детьми в период адаптации к 6. Рисование «Морковка для зайца» ДОУ. 4. Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. 5. Развивать умение ориентироваться в пространстве. 1. Создать благоприятную психологическую 1. Здороваются с котиком. обстановку в группе. 2. Игра «Мама и котятки» 2. Пробуждать интерес ребёнка к жизни 3. Игра «Кот по имени Щекот» детского сада. 4. Игра «Кот и мышата» 3. Развивать умение ориентироваться в 5. Рисование «Следы» пространстве, мелкую моторику. 4. Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в период адаптации к ДОУ. 2.2. Наименование темы Занятие № 1 «В гостях у зайчихи Ляли» Примечание: С детьми 23 лет данное занятие проводится совместно с родителями. С детьми 3-4 лет занятие может проводиться без родителей. Занятие № 2 «Кот и мышата» Примечание: С детьми 23 лет данное занятие проводится совместно с родителями. С детьми 3-4 лет занятие может проводиться без родителей. Занятие № 3 «Мишка» Примечание: С детьми 23 лет данное занятие проводится совместно с родителями. С детьми 3-4 лет занятие может проводиться без родителей. Занятие № 4 1. Развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками (умение здороваться, прощаться). 2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками. 3. Познакомить с вариантами взаимодействия родителей с детьми (играми). 1. Развивать умение родителей играть с детьми. Источник Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011 Стр. 41-43 Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011 Стр. 43-46 1. 2. 3. 4. 5. Здороваются с мишкой. Игра «В гости к мишке» Танец с мишкой Игра «Мишка косолапый» Игра «Разбуди мишку» Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011 Стр. 49-52 1. Здороваемся с петушком. Лапина И.В. 8 «Курочка и цыплята» Примечание: С детьми 23 лет данное занятие проводится совместно с родителями. С детьми 3-4 лет занятие может проводиться без родителей. Занятие № 5, № 6 «Солнышко» Занятие № 7, № 8 «Листопад» Занятие № 9, № 10 «Прогулка в осенний лес» 2. Способствовать адаптации малышей к детскому саду. 3. Закреплять знание частей лица, умение их показывать у себя. 4. Развивать изобразительные навыки. 2. 3. 4. 5. Кричим как петушок. Игра «Вышла курочка гулять» Игра «Цыплята и лиса» Рисование «Зёрнышки» Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011 Стр. 52-54 1. Формировать дифференцированные связи с окружающими людьми. 2. Развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия. 3. Вызвать положительное отношение к детскому саду. 4. Расширять словарный запас. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 5) 7. Здороваемся с собачкой. Игра «Дождик» Ищем солнышко Игра «Поезд» Игра «Солнышко» Рисование «Солнышко» (занятие № Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011 Стр. 55-58 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.-М., 2008г. Стр. 12-15 1. Создание атмосферы эмоциональной безопасности. 2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. 3. Снижение импульсивности, повышенной двигательной активности. 4. Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп. 5. Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции, речи, воображения, творческих способностей. 1. Сплочение группы, развитие эмпатии. 2. Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию. 3. Снятие излишней двигательной активности. Рисование «Дождик» (занятие № 6) 1. Приветствие 2. Игра «Шагают наши ножки» 3. Игра «Дождик и солнышко» 4. Игра «Полёт листьев» 5. Творческое задание «Листопад» (Задание № 7) 6. Творческое задание «Осенний лист» (Занятие № 8) 7. Обсуждение занятия. Прощание 1. Приветствие 2. Рассматривание изображений осеннего леса 3. Игра «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки» Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.-М., 2008г. 9 4. Обучение различению цветов, соотнесение предметов по цвету. 5. Развитие пространственных представлений. 6. Развитие общей моторики. 7. Развитие памяти, речи и воображения. Занятие № 11, № 12 «Мячик» Занятие № 13, № 14 «Мячики» 1. Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; 2. Повышение эмоционального тонуса; 3. Развитие чувства ритма, координации движений; 4. Развитие ориентации в пространстве; 5. Обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; 6. Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. 1. Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно); 2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения; 3. Развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; 4. Развитие ориентации в собственном теле; 5. Развитие общей и мелкой моторики; 6. Развитие зрительного восприятия, речи и воображения. 4. Игра «Найди ёжика» 5. Рассматривание ёжика 6. Стихотворение Б. Заходер «Ёжик» 7. Игра «Разложи листики» (Занятие № 9) 8. Игра «Разложи яблоки» (занятие № 10) 9. Творческое задание «Дорисуй иголки» (Занятие № 9) 10. Творческое задание «Нарисуй травку для ёжика» (Занятие № 10). 11. Поём песенку про ёжика. 1. Приветствие 2. Определяем величину, цвет, форму мяча 3. Стихотворение С. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч» 4. Игра «Мой весёлый звонкий мяч» 5. Игра «Прятки» 6. Игра «Волшебный мешочек» 7. Творческое задание «Нарисуй полоски у мячика» (Занятие № 12). 8. Обсуждение занятия. Прощание. 1. Приветствие. 2. Рассматривание мячей. 3. Игра «Мячики» 4. Игра «Ветерок» 5. Игра «Весёлый мячик» 6. Рисуем мячик в воздухе. 7. Творческое задание «Большой и маленький мяч» (Занятие № 13) 8. Игра «Найди большой и маленький мяч» (Занятие № 14) 9. Прощание. Стр. 17-21 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.-М., 2008г. Стр. 15-17 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.-М., 2008г. Стр. 30-32 10 Занятие № 15, № 16 «Новый год» 1. Создание положительного эмоционального настроя в группе. 2. Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмикой и текстом песни. 3. Отработка быстроты реакции. Развитие общей и мелкой моторики, ориентация в собственном теле. 4. Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. Занятие № 17, № 18 «Зайка» 1. Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; 2. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики; 3. Развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; 4. Снижение излишней двигательной активности, импульсивности; 5. Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. Занятие № 19, № 20 «Музыканты» 1. Создание положительной эмоциональной обстановки; 2. Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей. 3. Развитие образности слухового восприятия. 4. Развитие слуховой и зрительной памяти. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Развитие внимания, речи и воображения. 1. Приветствие. 2. Игра «Имена» 3. Игра «Вокруг ёлочки» 4. Игра «Заморозь» 5. Игра «Согреем наши пальчики» 6. Игра «Холодно-горячо» 7. Творческое задание «Раскрась шарики» (Занятие № 15). 8. Творческое задание «Раскрась мешок Деда Мороза» (Занятие № 16). 9. Игра «Угадай подарок» 1. Приветствие. 2. Беседа о зиме. 3. Игра «Лепим снежный ком» 4. Игра «Оживи зайку» 5. Игра «Зайка беленький сидит» 6. Игра «Зайка и лиса» 7. Игра «Овощи» 8. Игра «Отыщи морковку» (Занятие № 17) 9. Игра «Отыщи капусту» (Занятие № 18) 10. Прощание. 1. Приветствие. 2. Игра «Зайка и барабан» (Занятие № 19) 3. Игра «Кот и металлофон» (Занятие № 20) 4. Игра «Кукла и колокольчик» (Занятия № 19) 5. Игра «Мишка и ложки» (Занятие № 20) Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г. Стр. 26-29 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г. Стр. 33- 36 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г. Стр. 41-44 11 Занятие № 21, № 22 «Непослушные мышата» Занятие № 23, № 24 «Весёлый Петрушка» Занятие № 25, № 26 «Мишка» 1. Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трёх лет; 2. Формирование положительной самооценки; 3. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; 4. Развитие слухового внимания, быстроты реакций; 5. Развитие общей и мелкой моторики; 6. Развитие речи и воображения. 1. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха. 2. Закрепление знаний детей о принадлежности к полу. 3. Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие восприятия, речи и воображения. 1. Развитие элементарных коммуникативных навыков через диалог со взрослым, игрушками; 6. Игра «Мишка и гармошка» (Занятие № 20) 7. Игра «Угадай что звучит» (Занятие № 20) 8. Игра «Антошка и гармошка» 9. Игра «Играем на музыкальных инструментах» 10. Игра «Угадай чей музыкальный инструмент» 11. Прощание. 1. Приветствие 2. Игра «Непослушные мышата» 3. Игра «Скажи наоборот» 4. Игра «Мышки-шалунишки» 5. Игра «Мышки спят» 6. Игра «Мышки и часы» 7. Пальчиковая гимнастка «Мышка» 8. Прощание 1. Приветствие. 2. Встреча с Петрушкой. 3. Песенка «Паровоз» 4. Игра «Наши ручки» 5. Игра «Карусель» 6. Игра «Игрушки» 7. Возвращение 8. Творческое задание «Раскрась круги на одежде Петрушке» (Занятие № 24) 9. Прощание 1. Приветствие. 2. Беседа с мишкой 3. Игра «Медвежонок спит» 4. Стишок про мишку Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г. Стр. 51-56 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г. Стр. 21-26 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к 12 2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку игру, общение со взрослыми и сверстниками. Занятие № 27, № 28 «Колобок» 1. Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества. 2. Снятие страхов перед сказочными героями. 3. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений. 4. Развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного). 5. Развитие пространственных представлений. 6. Развитие внимания, речи и воображения. Занятие № 29, № 30 «Котята» 1. Формирование положительной самооценки. 2. Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга. 3. Снятие мышечного напряжения. 4. Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть, радость), слуховое восприятие, умение воспроизводить услышанные звуки, моторики, координации движений, ориентации в собственном теле, пространственных представлений, внимания, речи и воображения. 1. Снятие эмоционального напряжения и агрессии; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; 2. Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; Занятие № 31, № 32 «Мыльные пузыри» 5. Слушаем пение птиц. 6. Игра «У медведя во бору» 7. Игра «Мишка косолапый» 8. Творческое задание «Раскрась банки» (Занятие № 25) 9. Творческое занятие «Лепим конфеты» (Занятие № 26) 10. Прощание 1. Приветствие. 2. Инсценировка сказки «Приключения Колобка» 3. Игра «Спрячь колобки» 4. Игра «Волшебный мешочек» 5. Поём песенку для лисы 6. Игра «Колобок» 7. Рисование «Дорожка» (Занятие № 27) 8. Лепка «Колобок» (Занятие № 28) 9. Прощание. 1. Приветствие 2. Игра «Угадай кто пришёл» 3. Игра «Кошка и котята» 4. Рассматривание бабочки 5. Игра «Бабочка» 6. Игра «Поймай бабочку» 7. Игра «Перейди ручеёк» 8. Прощание. 1. 2. 3. 4. 5. Приветствие. Отгадай загадку Игра «Поймай пузыри» Беседа о пузырях Игра «Ладушки-ладушки» дошкольному учреждению. - М., 2008г. Стр. 47-51 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г. Стр. 57-62 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г. Стр. 63-67 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г. 13 3. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; 4. Развитие внимания, речи и воображения. Занятие № 33, № 34 «Божья коровка» 1. Создание положительного эмоционального настроя в группе; 2. Развивать умение действовать соответственно правилам игры; 3. Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, ориентацию в собственном теле; 4. Развивать зрительное восприятие (цвет, форму, размер предметов); развивать внимание, речь и воображение. 6. Игра «Надувайся пузырь» 7. Пальчиковая игра «Надувайся пузырь» (Занятие № 31) 8. Игра «Изобрази пузыри» 9. Игра «Собираем пузыри в баночку» 10. Игра «Не урони мяч» 11. Прощание 1. Приветствие. Рассматривание божьей коровки. 2. Игра «Поймай божью коровку» 3. Потешка «Божья коровка» 4. Дыхательная гимнастика 5. Игра «Божья коровка» 6. Игра «Божья коровка и ветер» 7. Игра «Найди маленькие игрушки» 8. Рисуем круг в воздухе 9. Творческое задание «Точки у божьей коровки» (занятие № 33) 10. Творческое задание «Нарисуй травку возле божьей коровки» (Занятие № 34) 11. Обсуждение занятия. Прощание. Стр. 36-41 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.-М., 2008г. Стр. 8-12 14 2.3 Контроль освоения детьми Программы Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребёнка к ДОУ проводится в два этапа: 1-й этап. Анкетирование родителей. 2-й этап. Ежедневное наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием детей и состоянием их здоровья в первый месяц посещения детского сада. В качестве диагностического инструментария используются методики, представленные в таблице ниже. № Наименование методики или Цель п/п диагностического комплекта 1 Анкета «Прогноз адаптации» (Автор: Определить факторы, которые могут Данилова Т.А.) затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности. 2 Методика «Диагностика уровня Охарактеризовать ход адаптации, выявить адаптированности ребёнка к возможные явления дезадаптации, дошкольному учреждению» (Автор: определить уровень адаптированности Роньжина А.С.) ребёнка к ДОУ. Участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть использованы только для задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. 2.4 Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка в период адаптации к ДОУ является не только выдача рекомендаций, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих трудностей в период адаптации: готовность родителей быть участниками педагогического процесса; распределение ответственности за успешное протекание процесса адаптации; обучение родителей необходимым навыкам и знаниям. В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с педагогом-психологом решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка. № п/п 1 2 3 Основные формы взаимодействия с семьей в процессе адаптации к ДОУ. Направление Формы работы с родителями Периодичность работы Психологическая Анкетирование «Прогноз адаптации» По мере поступления диагностика новых детей Психологическое Проведение индивидуальных В течение учебного года консультирование консультаций с родителями по приглашению педагога-психолога ДОУ, направлению педагогов и их собственным запросам. КоррекционноСовместное пребывание ребенка и В течение учебного года развивающее родителей на занятиях. направление Выполнение рекомендаций педагога- В течение учебного года психолога. 15 4 5 Психологическая профилактика Психологическое просвещение Участие родителей в недели психологии в ДОУ. Участие родителей в мастер-классах, семинарах-практикумах, родительских собраниях. Ноябрь (по плану «Недели психологии») В течение учебного года (в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога) Предоставление информации родителям В течение учебного года через информационные стенды, (в соответствии с памятки, газеты, журналы, годовым планом работы информационные листовки, сайт ДОУ. педагога-психолога) 16 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение программы Помещения для организации образовательной деятельности № п/п Наименование Количество мест 1 Кабинет педагога-психолога 6 Информационно-техническое оборудования для организации образовательной деятельности № п/п Наименование технических средств Количество 1 Ноутбук 1 2 Принтер 1 3 Колонки 2 Учебное оборудование для организации образовательной деятельности № п/п Наименование Количество 1 Детский стол (регулируемый по высоте) 3 2 Детский стул (регулируемые по высоте) 6 3 Магнитная доска 1 3.1. Учебно-методическое обеспечение программы Дидактические пособия, игры для организации образовательной деятельности Наименование Количество № п/п 1 Игрушки: зайка, лиса, кот, мишка, петух, божья коровка, ёжик, 11 волк, дед мороз, кукла, мышка 2 Набор «Овощи» 1 3 Набор «Фрукты» 1 4 Набор музыкальных инструментов 1 5 Набор игрушек разных по размеру (матрёшки, кубики, машинки, 1 грибок, шарик) 6 Большой зонт 1 7 Набор «Кленовые листики» (разных цветов) 1 8 Набор «Мячи разных размеров цветов» 1 9 Тканевый мешочек 1 10 Мыльные пузыри 1 11 Ширма 1 12 Часы 1 13 Театр по сказке «Колобок» 1 14 Дидактический набор «Мисочки» 1 15 Дорожки с разнофактурной поверхностью 1 16 Обруч 1 17 Кукла бибабо «Петрушка» 1 18 Паровозик 1 19 Набор «Разноцветные прищепки» 1 20 Заготовки для рисования. 1 21 Набор материалов для творчества (краски, пластилин, карандаши) 1 Методическая литература для организации образовательной деятельности № Наименование Количество п/п 1 Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего 1 возраста в ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 17 2 3 4 Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011 Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. – Волгоград: Учитель, 2019 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2008 1 1 1 Организация коррекционно-развивающей и (или) психопрофилактической работы Наименование Кол-во Кол-во ДлительФорма Место группы человек занятий в ность работы проведения неделю/ в год занятия 3.2. № п/п 1 Группа раннего возраста «Кнопочки» 15 1/34 15 мин. Групповая Групповое помещение Расписание коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога № Наименование группы Расписание групповых занятий п/п День недели Время 2 Группа раннего возраста «Кнопочки» Понедельник 09:50-10:05 18