Дополнительная общеразвивающая программа Разноцветные ступеньки

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

7

1.3

Содержание дополнительной общеобразовательной программы

8

1.4

Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной программы

17

2.

Организационно – педагогические условия

19

2.1

Календарный график

19

2.2

Условия реализации дополнительной общеобразовательной
программы

19

2.3

Формы контроля и оценочные материалы

23

3.

Список литературы

25

4.

Приложение. Календарно-тематическое планирование

27

2

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной
направленности «Разноцветные ступеньки» (двуручное рисование) для детей
старшего дошкольного возраста 5-7 лет (далее - Программа) разработана с
учетом интересов и потребностей воспитанников и родителей
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 16» (далее - МАДОУ детский сад
16).
Актуальность программы.
Программа разработана с учетом мнения родителей по результатам
анкетирования, и ориентирована на интересы детей, посещающих МАДОУ
детский сад 16. Адаптирована под психофизические и индивидуальные
особенности воспитанников МАДОУ детский сад 16.
Программа направлена на создание условий для развития высших
психических
функций
дошкольников
посредством
ряда
нейропсихологических приемов в процессе выполнение кинезиологических
упражнений и занятий изобразительной деятельностью. Рисование двумя
руками одновременно и поочередно, рисование не ведущей и ведущей рукой.
В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка
находится на кончиках его пальцев». «Рука - это своего рода внешний мозг!»
- писал Кант.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально
ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не
зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того,
чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Когда полушария функционируют правильно и между ними
сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном
партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа
мозга. Исследования показывают, что выполнение обычного действия
«необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать
новые контакты между клетками мозга. «Едва ли 10% людей на земле
сбалансировано используют оба полушарий своего головного мозга.
Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный
творческий потенциал правого» (Мэрили Зденека. «Развитие правого
полушария»).
Ученые установили, что в головном мозге человека центры,
отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом.
Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует
также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием,
наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).
Поэтому систематические упражнения по тренировки движений пальцев рук
являются мощным средством повышения работоспособности головного
I.

3

мозга.
Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные
ступеньки» на уровне дошкольного образования разработана на основе
следующих нормативных документов:
Федеральный уровень:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 Концепция развития дополнительного образования детей
(утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
04.09.2014г. №1726-р) (далее – Концепция развития дополнительного
образования детей).
 Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам» (далее
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам)
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. 30384);
 Постановление Главного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(далее СанПиН)
Уровень дошкольной организации:
 Устав
Муниципального
автономного
дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №16»;

Календарный учебный график МАДОУ детский сад 16 (на
текущий учебный год);
 Основная образовательная программа – образовательная
программа дошкольного образования МАДОУ детский сад 16 (далее
Программа Учреждения).
 Положение о дополнительных общеразвивающих программах
МАДОУ детский сад 16.
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на
сопровождение всех категорий воспитанников, в том числе детей с ОВЗ.
Программа предусматривает для детей возможность выбора и
построения индивидуальной образовательной траектории по направлениям:
развитие творческих способностей, высших психических функций,
совершенствование речевой деятельности, развитие мелкой моторики
пальцев рук.
В содержании программы предусмотрено участие дошкольников в
выставках и конкурсах различного уровня, что способствует созданию

4

«ситуации успеха» и мотивации на дальнейшую творческую деятельность.
Педагогическая целесообразность состоит в раннем приобщении к
творчеству, и овладении приёмами двуручного рисования.
Занятия
по
дополнительной
общеразвивающей
программе
«Разноцветные ступеньки» позволяют:

раскрыть
перед
детьми
многогранные
возможности
изобразительного творчества и его разнообразие видов;

удовлетворить потребности детей в общении со своими
сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские,
организаторские и нравственные качества личности;

организовать досуг дошкольников, интересно и с пользой для
себя и окружающих занять свободное время.
Одним из приемов, который может помочь детям развивать право и
левополушарные функции более гармонично, является зеркальное рисование.
Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные
функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный
способ восприятия и переработки информации.
Новизна и отличительные особенности программы заключаются в
реализации новых способов и подбора методов обучения, которые дают
возможность детям учиться визуально и вербально. Рисование – это
комплексный, или «целостный» навык, требует лишь ограниченного набора
базовых компонентов. Совокупное умение нарисовать то, что находится
перед глазами (воспринимаемый предмет, натюрморт, пейзаж), требует
только пять фундаментальных навыков.
Это навыки восприятия:
- восприятия края;
- восприятие пространства;
- восприятие соотношений;
- восприятие света и тени;
- восприятие целостного образа.
Умение рисовать зависит от умения видеть. Одна только возможность
увидеть мир по- новому может быть достаточной причиной для того, чтобы
научиться рисовать. Обучение рисованию есть нечто большее, чем овладение
непосредственно самим навыком. Проблема состоит в способности видеть,
или, конкретнее, в переходе в особый режим видения. Новизна данной
программы состоит в том, что она конкретно направлена на решение данной
проблемы.
Перед педагогом стоят задачи:
- развивать оба полушария мозга – не только вербальное,
символическое, логическое левое полушарие, которое всегда было
предметом обучения в традиционной системе образования, но также
пространственное, целостное правое полушарие, которым в сегодняшнем
образовании пренебрегают;
- научить обучающихся использовать тот стиль познания, который
наиболее соответствует поставленной задаче;

5

- научить их использовать оба стиля - оба полушария в целях решения
проблем интегрированным образом.
Это расширит интуитивные и творческие способности детей, таким
образом, подготавливая их к тому, чтобы они встретили новые испытания с
легкостью, изобретательностью, воображением и способностью видеть, что
лежит в основе событий, и по – новому смотреть на старые проблемы.
С помощью рисования, развив в себе способность, работать двумя
руками, дети, став взрослыми, будут использовать весь потенциал своего
мозга.
Рисование двумя руками – путь к успеху. Одновременные движения
обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные
связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее.
Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность.
Ребенок лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает
выполнять больше задач.
Главная идея - это координация пространственного и зрительного
восприятия, ведомой и ведущей руки. Рисование одновременно двумя
руками позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные
представления, мелкую моторику, снижает утомляемость, повышает
способность к произвольному контролю. Во время выполнения упражнений,
предусмотренных разработанной программой «Разноцветные ступеньки»,
эффективно развивается межполушарное взаимодействие, которое является
основой развития интеллекта. Кроме того, происходит тренировка
периферического поля зрения, необходимого для быстрого чтения. При
правильном выполнении упражнений расслабляются мышцы глаз, что
способствует укреплению зрения ребенка.
Рисовать можно ручкой, карандашами или фломастерами. Для
правильного выполнения задания надо стремиться фиксировать взгляд на
центральной линии рисунка, стараясь боковым зрением охватить его
целиком.
Благодаря обводке одновременно двумя руками симметричных
изображений происходят удивительные вещи: руки и глаза не напрягаются, а
происходит расслабление, и, одновременно с этим, работа головного мозга
гармонизируется. Синхронная работа левого и правого полушария.
Адресат программы дети дошкольного возраста 6-го, 7-го годов
жизни (старшая и подготовительная к школе группа).
Наполняемость группы от 10 до 12 человек. Уменьшение численности
продиктовано необходимостью проведения индивидуальной работы с детьми
с учетом их возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей
(в том числе ограниченных возможностей здоровья). А также развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром.
Режим занятий – один раз в неделю по 25 (дети 6-го года жизни) -30
минут (дети 7-го года жизни).

6

Группа
День недели
Время
Подготовительная дошкольная группа (6-7 лет)
среда
17.00-17.30
Объем программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 68 часов. На каждый год обучения - 34 часов.
Срок освоения программы – программа рассчитана на 2 года
обучения.
Уровень программы – стартовый.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа предполагает освоение воспитанниками основных методов
и правил работы двумя руками, использование и реализацию общедоступных
методик изобразительной деятельности.
Форма организации детей на занятии: групповая, индивидуальногрупповая, индивидуальная.
Занятия в студии выстраиваются по определенному алгоритму:
- объяснение темы, задач с использованием демонстрационного
материала (фотографий, репродукций, альбомов);
- кинезиологические упражнения привязаны к теме занятия;
- практическая часть, включающая метод непосредственного показа
для обучения детей технике обращения с различными художественными
материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки);
- демонстрация работы с различными инструментами (кисти,
карандаши, фломастеры, гелиевые ручки, цветные мелки, палитра и др.);
- выполнение практического задания детьми;
- анализ выполненных работ, разбор типичных ошибок.
Особенностью построения занятий является подобранное по теме
музыкальное сопровождение, которое также помогает детям эффективно
включать в процесс работы.
Программа реализуется в доступной и интересной форме: ролевых
играх и дидактических упражнениях с использованием здоровьесберегающих
технологий – кинезитерапии, пальчиковой гимнастики, с опорой на
наглядный демонстрационный и раздаточный материал.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс.
Перечень форм подведения итогов реализации программы:
творческие выставки работ, защита творческих работ, участие в конкурсах.
1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
1 год обучения.
Цель программы - развитие у дошкольников художественного творчества и
активизации межполушарного взаимодействия через нетрадиционные
техники рисования.
Задачи программы:
Обучающие:
- учить приемам работы поочередно правой, левой рукой;
-учить владеть кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным

7

художественным материалом;
- учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические
фигуры.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, через кинезиологические упражнения;
-развивать творческое воображение и фантазию, ассоциативное мышление и
любознательность.
Воспитательные:
-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
-воспитывать навыки самостоятельности.
2 год обучения.
Цель программы: формирование межполушарного взаимодействия и
творческих способностей дошкольников посредством двуручного рисования.
Задачи программы:
Обучающие:
-знакомить
с
художественными
материалами
и
техниками
изобразительной деятельности;
- способствовать овладению основами перспективного построения фигур
в зависимости от точки зрения с помощью двуручного рисования;
Развивающие:
-формировать синхронизацию работы полушарий;
-развивать все психические процессы: память, внимание, мышление;
-развивать владение своими руками - координацией движений рук;
-развивать ориентации на любой плоскости, в пространстве и оценка
параметров предмета;
-развивать умение при рисовании держать карандаши (кисточки) двумя
руками;
-научить сосредотачиваться на двух листах бумаги, на двух половинах
листа;
Воспитательные:
- формировать у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
- воспитать аккуратность.
Практическая значимость программы. На занятиях творческого
объединения воспитанники детально знакомятся с художественными
традиционными и нетрадиционными техниками.
1.3.

Содержание дополнительной общеобразовательной программы
Учебный план

№/п

Название раздела (модуля)

1

Двуручное рисование линейных
узоров и фигур на вертикальной и
горизонтальной плоскости

Количество часов
(теория /практика)
1-й год
2-й год
обучения
обучения
5(35/90мин) 5 (50/100)

Формы аттестации/
контроля
Взаимоализ работ

8

Зеркальное
рисование
симметричные предметы.
Ориентировка в пространстве
листа
Живопись.
Двуручное рисование красками(1й
год
обучения)/
Двуручное
рисование Картины пластилином
(2й год обучения)
Нетрадиционные техники.
Двуручное рисование

2

3

4

Итого

7(49/126)

7 (70/140)

Взаимоанализ работ
Выставка лучших
работ по разделу

22(154/396)

19
(190/360)

Выставка. Защита
работ.

-

2 (30/50)

Тематическая
выставка лучших
работ за год

34 (238/612)

34
(310/620)

Всего обучение по программе за 2 года: 68 часа

Учебный (тематический) план
1 год обучения
№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/ко
нтроля
-

Всего

Теория

Практика

Раздел
1.Двуручное
рисование линейных узоров
и фигур на вертикальной и
горизонтальной плоскости
Графические разминки на
вертикальной поверхности

5

35 мин

90 мин

1

7 мин

18 мин

Графические
разминки
горизонтальной плоскости
Волшебные
круги.
Упражнения
«Цветок»
Графическое
упражнение восьмерка
Геометрические фигуры.

1

7 мин

18 мин

Опрос,
наблюдение
Анализ работ
Анализ работ

1

7 мин

18 мин

Анализ работ

1

7 мин

18 мин

Взаимоанализ

1

7 мин

18 мин

7

49 мин

126 мин

2.1/6
2.2/7
2.3/8

Раздел
2.
Зеркальное
рисование
симметричные
предметы.
Ориентировка
в
пространстве листа
Игрушки
Листья
Домашние питомцы

Взаимоализ
работ
-

2
2
2

14 мин
14 мин
14 мин

36 мин
36 мин
36 мин

2.4/9

Зоопарк

2

14 мин

36 мин

2.5/10

Фантазия

1

7 мин

18 мин

2.6/11

Мой дом

1

10 мин

20 мин

1

1.1/1

1.2/2
1.3/3
1.4/4
1.5/5
2

Анализ работ
Анализ работ
Выставка
работ
опрос.
Коллективное
панно
Минивыставка
Выставка

9

Мой город

1

10 мин

20 мин

Живопись.
Двуручное
рисование
красками
Свойства красок.
Танец дружных красок.
Ссора красок
Сказочные коврики
Витражные окошки

22

154 мин

396 мин

работ
Взаимоанализ
работ
Выставка
лучших работ
по разделу
-

1

7 мин

18 мин

Самоанализ

1
1
1

7 мин
7 мин
7 мин

18 мин
18 мин
18 мин

Королева
Кисточка
и
волшебные перевоплощения
красок. «Цветик-семицветик»
Радуга-дуга

1

7 мин

18 мин

Взаимоанализ
Анализ работ
Презентация
творческих
работ
Взаимоанализ

1

7 мин

18 мин

3.7/19
3.8/20

Праздничный букет
Праздник теплых и холодных
цветов «Холод-тепло»

1
1

7 мин
7 мин

18 мин
18 мин

3.9/21

Зимний лес

1

7 мин

18 мин

3.10/22

Сказочное солнышко

1

7 мин

18 мин

3.11/23
3.12/24

Разноцветные зонтики
Натюрморт «Фрукты»

1
1

7 мин
7 мин

18 мин
18 мин

3.13/25

Натюрморт «Овощи»

1

7 мин

18 мин

3.14/26

Натюрморт настроения

1

7 мин

18 мин

3.15/27

Золотая рыбка

1

7 мин

18 мин

3.16/28

Морское дно

1

7 мин

18 мин

3.17/29

1

7 мин

18 мин

3.18/30

Серо-черный мир
«Сказочные горы»
Кошка у окошка

1

7 мин

18 мин

3.19/31

Туман

1

7 мин

18 мин

3.20/32

Красочное

1

7 мин

18 мин

2.7/12

3.

3.1/13
3.2/14
3.3/15
3.4/16

3.5/17

3.6/18

красок.

настроение

Анализ
практической
работы
Взаимоанализ
Анализ
практической
работы
Тематическая
выставка
Анализ
практической
работы
Взаимоанализ
Минивыставка
Минивыставка
Тематическая
выставка
творческая
работа, Анализ
опрос.
Презентация
работ
Творческая
работа, анализ
Минивыставка
Творческая
работа,
взаимоанализ
Мини-

10

3.21/33

3.22/34

Воздушные замки
Дремучий лес

1

7 мин

18 мин

Монотипия«Волшебные
бабочки»

1

7 мин

18 мин

Итого

34

238

612

выставка
Выставка
работ. Защита
работ
Тематическая
выставка
лучших работ
за год

Учебный (тематический) план
2 год обучения
№ п/п

1

1.1/1

1.2/2

1.3/3
1.4/4
1.5/5

2

1.2/6
1.3/7
1.4/8
1.5/9

1.7/10
1.8/11,12

3.

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практик
а
5
50 мин
100 мин
Раздел
1.Двуручное
рисование линейных узоров
и фигур на вертикальной и
горизонтальной плоскости
Графические разминки на
1
10 мин
20 мин
вертикальной поверхности
Линейный орнамент.
Графические
разминки
1
10 мин
20 мин
горизонтальной плоскости
Линейный орнамент.
«Цветок»
Графическое
1
10 мин
20 мин
упражнение восьмерка
Орнамент в круге.
1
10 мин
20 мин
Орнамент.
Геометрические
1
10 мин
20 мин
фигуры.

Формы
аттестации/кон
троля
-

Опрос,
наблюдение
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ
Взаимоализ
работ

Раздел
2.
Зеркальное
рисование
симметричные
предметы.
Ориентировка
в
пространстве листа
Моя любимая
игрушка
Композиция из листьев
Домашние питомцы
Зоопарк. Забавный страус

7

70 мин

140 мин

-

1

10 мин

20 мин

Анализ работ

1
1
1

10 мин
10 мин
10 мин

20 мин
20 мин
20 мин

Мой дом
Мой город

1
2

10 мин
20 мин

20 мин
40 мин

Двуручное
рисование
Картины пластилином

19

190 мин

360 мин

Анализ работ
Выставка работ
опрос.
Коллективное
панно
Выставка работ
Взаимоанализ
работ
Выставка
лучших работ по
разделу
-

11

Дерево. Картина-этюд
Пластилинография
на
горизонтальной
плоскости.
Волшебная птица.
Панда Мишка косолапый
Пластилинография
(витражная).
Воздушные
шары
Елочки
Зимний лес

1
2

10 мин
20 мин

20 мин
40 мин

Самоанализ
Взаимоанализ

2
1

20 мин
10 мин

40 мин
20 мин

1
2

10 мин
20 мин

20 мин
40 мин

1

10мин

20 мин

1

10мин

20 мин

3.3/24,25
3.3/26

«Аквариум» или подводный
мир»
Сочетание разных техник
пластилинографии. Сказочное
солнышко.
Фантазия
Натюрморт настроения

2
1

20 мин
10 мин

40 мин
20 мин

3.3/27,28

Кошка у окошка

2

20мин

40 мин

3.3/29

Живые яблоки на ветке

1

10 мин

20мин

3.3/30,31

Этюд. Любимая сказка.

2

20 мин

40 мин

Нетрадиционные техники.
Двуручное рисование
Закат. Рисуем мелками
Рисуем пальчиками. Зоопарк.

3

30 мин

50мин

Взаимоанализ
Анализ
практической
работы
Взаимоанализ
Анализ
практической
работы
Тематическая
выставка
Анализ
практической
работы
Взаимоанализ
Тематическая
выставка
творческая
работа, Анализ
опрос.
Презентация
работ
Выставка.
Защита работ
-

1
2

10 мин
20мин

20 мин
40 мин

Итого

34

310

620

3.1/13
3.1/14,15

3.2./16,17
3.2/18

3.2/19
3.3/20, 21

3.3/22
3.3./23

4
4.1/32
4.2./33,34

Выставка работ
Тематическая
выставка
лучших работ
за год

Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения
Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей детей.
Методика Мазиной Вероники Дмитриевны (учитель-логопед, детский
нейропсихолог) пособие «Пишем легко и красиво»
Раздел 1. Двуручное рисование линейных узоров и фигур на
вертикальной и горизонтальной плоскости.
1.1. Графические разминки на вертикальной поверхности.
Теория. Цели и задачи программы. Техника безопасности в изостудии.
Организация рабочего места. Знакомство с двуручным рисованием. Первые
линейные узоры, пробы по отдельности правой рукой, левой рукой и двумя
руками. Правила держания карандашей двумя руками. Способы изображения
узоров на вертикальной поверхности в разных направлениях.

12

Практика. Графические разминки на вертикальной поверхности
(выполнение упражнений)
1.2. Графические разминки горизонтальной плоскости
Теория. Организация рабочего места. Знакомство с художественными
материалами и оборудованием.
Способы и варианты рисования узоров на горизонтальной поверхности.
Направление рук слева направо, с право налево, к центру от центра.
Практика. Графические разминки горизонтальной плоскости
(выполнение упражнений)
1.3. Волшебные круги. Графические упражнения.
Теория. Графические упражнения на вертикальной поверхности.
Каждой рукой по отдельности. Двумя руками от центра и к центру.
Правила выполнения на горизонтальной поверхности отработка
подвижности пальцев.
Практика. Волшебные круги. Графические упражнения.
1.4. «Цветок» Графическое упражнение восьмерка.
Теория. Правила выполнения на горизонтальной поверхности,
синхронные движения в разных направлениях.
Практика. Выполнение упражнений восьмерка. Цветок.
1.5 Геометрические фигуры.
Теория. Виды, названия геометрических фигур. Знакомство с понятием
симметрия. Развитие симметрии.
Практика. Геометрические фигуры.
Раздел 2. Зеркальное рисование симметричные предметы.
Ориентировка в пространстве листа.
Теория. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных
форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании
симметричной фигуры. Способ изображения симметрии: одновременное
рисование двумя руками сразу, с дальнейшей прорисовкой деталей.
Обведение рисунка двумя руками по контуру. Дорисовать с опорой на
часть рисунка (по контору, вторую без контура). Материалы: цветные
карандаши, фломастеры, гелиевые ручки, цветные мелки. Зеркальное
рисование от оси. Использование различных художественных инструментов.
Практика. Игрушки», «Листья», «Домашние питомцы», «Зоопарк»,
«Фантазия», «Мой дом», «Мой город».
По методике педагогов - Махлуф-Рабах Е.В., Квасова Н.Ф., Склярова
Н.Н. «Вверх по радуге» и «Страна творчества» автор - Бугакова Т.А.
Раздел 3. Живопись. Двуручное рисование красками
3.1. Свойства красок.
Теория. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность
использования для перекрытия одной краски другой, легкость смешивания,
возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с
различными приемами работы акварелью, особенности рисования по сухой и

13

влажной бумаге (вливание цвета в цвет). Экспериментирование в работе с
акварелью, снятие краски губкой, использование соли и выдувание
соломинкой акварельных клякс.
Практика. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных
красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».
3.2. Королева Кисточка и волшебные перевоплощения красок.
Теория. Знакомство с историей возникновения кисти. Разные типы
кистей: жесткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила
работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при
разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звездочка», «кирпичик»,
«волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя,
желтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем
смешивания главных красок.
Практика. Выполнение заданий двумя руками: «Цветик- семицветик»,
«Радуга-дуга», «Праздничный букет».
3.3. Праздник теплых и холодных цветов.
Теория. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере
природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана).
Деление цветов на теплые и холодные. Особенности теплых цветов
(ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство
прохлады). Взаимосвязь теплых и холодных цветов.
Практика. Выполнение заданий двумя руками: упражнение на
зрительную и ассоциативную память «Холод-тепло», «Сказочное
солнышко», «Разноцветные зонтики», натюрморт «Фрукты», «Овощи»,
«Натюрморт настроения», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
3.4. Серо-черный мир красок.
Теория. Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающие по
светлоте).
Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности
ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до черного.
Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов
(дальше - светлее, ближе – темнее).
Практика. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у
окошка», «Туман».
3.5. Красочное настроение.
Теория.Деление цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные
(блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приемы
постепенного добавления в яркий цвет белой или черной краски. Блеклые
красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой
краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски
(нежность, легкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении
черной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практика. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий
лес».
3.6. Монотипия.

14

Теория. Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание
фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.
Практика. Выполнение задания: итоговая работа «Волшебные бабочки».
Второй год обучения
Методика Мазиной Вероники Дмитриевны (учитель-логопед, детский
нейропсихолог) пособие «Пишем легко и красиво»
Раздел 1. Двуручное рисование линейных узоров и фигур на
вертикальной и горизонтальной плоскости.
1.1. Графические разминки на вертикальной поверхности.
Линейный орнамент.
Теория. Цели и задачи программы. Техника безопасности в изостудии.
Организация рабочего места. Упражнения двуручного рисования. Линейный
орнамент двумя руками. Правила держания карандашей двумя руками.
Способы изображения орнаментов на вертикальной поверхности в разных
направлениях.
Практика. Графические разминки на вертикальной поверхности
(выполнение упражнений, орнаментов)
1.2. Графические
разминки
горизонтальной
плоскости.
Линейный орнамент.
Теория. Организация рабочего места. Знакомство с художественными
материалами и оборудованием.
Способы и варианты рисования орнаментов на горизонтальной
поверхности. Направление рук слева направо, с право налево, к центру от
центра.
Практика. Графические разминки горизонтальной плоскости
(выполнение орнаментов)
1.3. «Цветок» Графическое упражнение восьмерка
Теория. Правила выполнения на горизонтальной поверхности,
синхронные движения в разных направлениях.
Практика. Выполнение упражнений восьмерка. Композиция из
цветов.
1.3. «Орнамент в круге».
Теория. Графические упражнения на вертикальной поверхности.
Каждой рукой по отдельности. Двумя руками от центра и к центру.
Правила выполнения на горизонтальной поверхности отработка
подвижности пальцев.
Практика. Композиция волшебные круги.
1.4. Орнамент. Геометрические фигуры.
Теория. Виды, названия геометрических фигур. Понятие симметрия.
Развитие симметрии.
Практика. Орнамент из геометрических фигур.
Раздел 2. Зеркальное рисование симметричные предметы.
Ориентировка в пространстве листа.
Теория. Повторение понятий симметрии и асимметрии на примерах

15

природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при
рисовании симметричной фигуры. Способ изображения симметрии:
одновременное рисование двумя руками сразу, с дальнейшей прорисовкой
деталей.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки, цветные
мелки. Зеркальное рисование от оси. Использование различных
художественных инструментов.
Практика. Выполнение заданий: «Моя любимая игрушка»,
«Композиция из листьев», «Домашние питомцы», «Зоопарк. Забавный
страус», «Мой дом», «Мой город».
Используется методика Н.Б.Халезовой (вопросы развития творческих
способностей в лепке детей старшего дошкольного возраста),
Н.А.Курочкиной, Е.И.Корзаковой (о сенсорных основах детской лепки).
Раздел 3. Двуручное рисование. Картины пластилином.
3.1. Дерево. Картина-этюд
Теория. Объяснение способов, особенностей работы в технике
пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами,
приплющивание, растирание пластилина на картоне. Расширять знания о
природных явлениях, фантазию, общую и мелкую моторику. Формировать
уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении
замыслов.
Практика. Работа с пластилином. Выполнение этюд-картины Дерево.
3.2. Пластилинография на горизонтальной плоскости. Волшебная
птица
Теория. Способ создания знакомого образа посредством пластилина на
горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.
Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в
оформление работы «бросовый» материал для создания необычных
поверхностей в изображаемом объекте.
Практика. Выполнение заданий двумя руками: «Волшебная птица»,
«Панда. Мишка косолапый».
3.3. Пластилинография (витражная). Воздушные шары.
Теория. Знакомство с обратной пластилинографией (витражная) изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной
поверхности (с обозначением контура). Творческое мышление, инициатива и
самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить
рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику обеих рук.
Практика. Реализации конструктивного замысла. Выполнение заданий
двумя руками: упражнение на зрительную и ассоциативную память
«Воздушные шары», «Елочки», «Зимний лес», «Аквариум» или подводный
мир».
3.4. Сочетание разных техник пластилинографии. Сказочное
солнышко.
Теория. Знакомство созданием на плоскости полуобъемный объект,

16

сочетая разные приемы техники – пластилинографии. Работа с пластилином,
самостоятельный выбор цветов пластилина и деталей интерьера картины;
Способствовать умению рассказывать о своих чувствах и настроении от
реализации конструктивного замысла.
Практика. Выполнение заданий: «Сказочное солнышко», «Фантазия»,
«Натюрморт настроения», «Кошка у окошка », «Живые яблоки на ветке»,
«Этюд. Любимая сказка».
По методике педагогов - Махлуф-Рабах Е.В., Квасова Н.Ф., Склярова
Н.Н. «Вверх по радуге» и «Страна творчества» автор - Бугакова Т.А.
Раздел. 4. Нетрадиционные техники. Двуручное рисование.
4.1. «Закат. Рисуем мелками»
Теория. Создание линий разного направления, плавности, длины и
характера с помощью процарапывания.
Практика. Выполнение задания: «Закат. Рисуем мелками ».
4.2. «Рисуем пальчиками. Зоопарк»
Теория. Создания изображения с помощью пальцев рук и краски.
Основные правила изображения и особенности мазков.
Практика. Выполнение задания: «Рисуем пальчиками. Зоопарк».
1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной программы
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на
достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые
описаны во ФГОС ДО как основные характеристики развития ребенка.
Уровень развития творческих способностей у детей характеризуется
следующими показателями:
Ребенок знает:
-технику безопасности;
-основные правила выполнения творческой работы двумя руками;
-основы цветоведения, основные цвета, теплые и холодные,
ахроматические цвета;
-понятия симметрия и ассиметрия;
- виды, названия геометрических фигур;
- основные и дополнительные цвета;
- свойства красок и графических материалов;
- основные приемы двуручного рисования;
-начинать понимать «язык искусства».
Ребенок умеет:
- проявлять активность, уверенность и интерес в создании знакомых
объектов и явлений;
- проявлять самостоятельность и воплощать в рисунке, простые
сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых
мультфильмов, передавать при этом своё отношение к окружающему миру;
-передавать образы доступными графическими, живописными и
пластическими средствами (форма, цвет, характерные детали);

17

- создавать объекты, образы на листе;
- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии
со своим замыслом и методом рисования;
- грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и
недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе.
Ребенок владеет:
-азами рисования двумя руками и ведущей рукой;
- приемами работы с бумагой, карандашами, графическими
материалами, красками.
1-ый год обучения 5-6 лет
личностные
предметные
метапредметные
Может слушать, вступать в Владеет
основами Может работать в
диалог, строить
художественной грамоты
паре, группе.
высказывания
Знает и называет цвета и
организует рабочее место.
средства для рисования
Бережно относится к
передает форму, величину
инструментам, материалам. изображения.
развиты мышечнодвигательные функции рук,
глазомер.
Знает и называет некоторые
художественные термины и
понятия.
2-ой год обучения 6-7 лет
личностные
предметные
метапредметные
Ориентируется
в Соблюдает
Способен действовать
социальных ролях
последовательность
в различных
Развиты
выполнения работы.
ситуациях.
наблюдательность,
Умеет сравнивать и
Учавствует в
зрительная память.
правильно определять
коллективном
Активно использует в пропорции предметов, их обсуждении.
речи термины.
расположение, цвет.
работает
Владеет
навыками
индивидуально и
работы двумя руками.
самостоятельно.
Планируемый результат в конце 2 года: ребенок со сформированными
навыками, необходимыми для процесса двуручного рисования с
использованием художественных приемов, средств для создания образов и
сюжетов.

18

II. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Начало занятий
Окончание занятий
Периодичность текущего контроля
успеваемости и промежуточной
аттестации детей

Праздничные нерабочие дни

02 октября 2023г.
31 мая 2024г.
36 учебных недель
16.20/17.00
16.45/17.30
Входной контроль осуществляется в период с 03
октября по 14 октября.
Текущий контроль осуществляется после каждого
занятия
Промежуточная аттестация осуществляется в конце
каждого модуля с 01 ноября по 25 апреля
Итоговый контроль 29 и 30 мая.
Праздничные нерабочие дни: 2-6 января, 1 мая, 8-9
мая.

2.2. Условия реализации программы включают в себя:
Материально- техническое обеспечение. При реализации программы
создаются комфортные условия для детей всех категорий с учетом
психофизических и индивидуальных особенностей: просторный кабинет,
ростовая мебель (столы, стулья, демонстрационная, магнитная доска)
Оборудование и технические средства:
Столы – 5 шт.
Стулья – 13 шт.
Мольберты – 13 шт.
Магнитная доска – 1 шт.
Мультимедиа – 1 шт.
Натюрмортный стол -1 шт.
Изобразительные материалы и инструменты:
бумага формата А-3 33 листа. 1 пачка А 4– 33 листа для упражнений.
простые карандаши - 13 шт.
ластики -13 шт.
цветные карандаши, гелиевые ручки, цветные мелки, фломастеры – по
10 наборов каждого вида.
гуашь, акварель–по 13шт.
палитра -13 шт.
тряпочки -13 шт.
баночки для воды- 13шт.
Кисти белка №3 – 13 шт., кисти белка №6 -13 шт.
Информационное обеспечение: презентации по темам занятий с
наглядным материалом.
Для проведения инструктажей необходимо иметь инструкции:
- правила техники безопасности.
Кадровое обеспечение:
Ф.И.О. Позднякова Наталья Сергеевна

19

Должность: учитель-логопед
Образование: высшее
2009 г. – ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»,
специальность – учитель изобразительного искусства и черчения
2014 г. - ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический
университет» г. Екатеринбург, специальность – учитель – логопед (диплом
специалиста).
2019г. – АНО ДПО «Федеральный институт повышения квалификации
и переподготовки» г. Москва, специальность педагог-дефектолог.
Общий трудовой стаж: 13 лет
Педагогический стаж: 13 лет
Стаж работы в ведение дополнительного образования: 12 лет
Стаж работы в МАДОУ детский сад 16: 4 года.
Место работы: МАДОУ детский сад 16 ГО Красноуфимск
Адрес: Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Манчажская, д.22
Телефон: (8-343-94) 5-14-72
Методические материалы
Методы, применяемые в ходе реализации программы
Не отказываясь от обучения традиционными способами, в программе
используются нетрадиционные методы и приемы обучения двуручное
рисование, которые расширят интуитивные и творческие способности детей,
богатое воображение, логическое мышление, память, наблюдательность.
Постепенно развивая полушария головного мозга приобретается
возможность видеть вещи по-особому. Как сказал Б. Белый
«Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а
левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса..».
Умение видеть вещи целиком и по отдельности одновременно приносит
пользу не только в рисовании, но и во многих других сферах жизни, где
возникает потребность творчески осмыслить любую проблему, необходимы
оба полушария.
Гимнастика мозга, через двуручное рисование, активизирует различные
отделы больших полушарий головного мозга, что способствует развитию
способностей и коррекции проблем в различных областях психики:
-улучшает память, внимание, речь
-улучшает пространственные представления
-улучшает мелкую и крупную моторику
-снижает утомляемость
-повышает способность произвольному контролю.
Метод зеркального рисования
При зеркально – симметричном рисовании обеими руками происходит
тренировка периферического поля зрения, необходимого для быстрого
чтения. При правильном выполнении этих упражнений расслабляются
мышцы глаз, что способствует укреплению зрения ребенка.
В программе используются специальные упражнения, нацеленные на
гармонизацию мыслительной деятельности ребенка. Для развития правого и

20

левого полушарий мозга используются на занятиях комплексы
кинезиологических упражнений по методике А.Л. Сиротюк.
Упражнения на переключение мышления помогают извлечь из этого
двойственную выгоду: во-первых, сознательным усилием воли открывать
доступ к правой стороне мозга с тем чтобы войти в несколько иной режим
сознания, а во-вторых видеть вещи по- иному. Эти два навыка позволят
научить детей хорошо рисовать. На начальном этапе обучения используется
и внедряется объяснительно - иллюстративный метод. Детям дается образец,
который они будут рассматривать, анализировать и потом уже работать
самостоятельно.
Использование
информационно-коммуникабельных
технологий помогут повысить уровень мотивации в обучении, обеспечить
новые возможности в работе с детьми.
Методологической
основой
в
преподавании
изобразительной
деятельности является принцип наглядности, реализуемый на занятиях через
демонстрационный метод, показ иллюстраций, наблюдения. При разработке
программы особое внимание уделяется умению компоновать рисунок на
листе, выделяя главное размером и цветом, другими словами – выделять
сюжетно-композиционный центр, передавая в рисунке движение и покой
(статику и динамику) – является одним из сложных видов деятельности в
обучении детей рисованию. На начальном этапе обучения у детей возникает
трудность в определении и выражении художественного образа.
Формированию композиционных умений и навыков на занятиях
тематического рисования способствуют следующие способы:
-организация обучения приемам создания композиции в логической
последовательности: от общего – к частному, от абстрактного – конкретному.
Такие упражнения полезны на начальном этапе формирования
композиционных умений у дошкольников;
-формирование у детей знаний о композиции и о средствах
художественной выразительности.
Для более качественного овладения навыками и средствами
художественной деятельности особое внимание уделяется созданию
мотивации к учебному процессу, связанному с освоением и закреплением
нового материала. Задания и темы, решающие поставленную задачу, носят
вариативный характер и ставятся перед ребенком каждый раз по-новому.
Методика преподавания в творческом объединении базируется на
пособиях: «Вверх по радуге» авторы - Махлуф-Рабах Е.В., Квасова Н.Ф.,
Склярова Н.Н. и «Страна творчества» автор - Бугакова Т.А. По Методике
Мазиной Вероники Дмитриевны (учитель-логопед, детский нейропсихолог)
пособие «Пишем легко и красиво». Кинезиологические упражнения по
методике А.Л. Сиротюк. Методика Н.Б. Халезовой (вопросы развития
творческих способностей в лепке детей старшего дошкольного возраста),
Н.А.Курочкиной, Е.И.Корзаковой (о сенсорных основах детской лепки).
Обучение основывается на следующих принципах: личностноориентированного
подхода,
природосообразности,
вариативности,
практической направленности, культуросообразности, свободы выбора

21

решения и самостоятельности в их реализации, сотрудничества и
ответственности, систематичности, последовательности и наглядности в
обучении. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих
педагогических принципов, предусмотренных программой. Опираясь на
него, педагог регламентируют время деятельности воспитанников на занятии,
определяют наиболее благоприятный для развития отбор материала, форм и
методов обучения.
Программа предусматривает использование элементов следующих
педагогических технологий: технология развивающего обучения, технология
коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии.
Важнейшее требование к организации занятий – дифференцированный
подход в обучении с учетом возрастных, психофизических, индивидуальных
особенностей, способностей, навыков и интересов.
Основные методы обучения:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядные (беседа и рассказ сопровождается демонстрацией
наглядного материала: иллюстрации, фотографии);
- репродуктивные (выполнение упражнений и творческих работ по
образцу);
- частично – поисковые (выполнение творческих заданий: включение
воспитанников в творческий процесс по доработке эскизов, рисунков
изделий). Проведение занятий с детьми по двуручному рисованию проходит
1 раз в неделю. Длительность 30 минут.
Для каждого занятия подбирается наглядный материал, необходимое
оборудование,
музыкальное
сопровождение
и
кинезиологические
упражнения для динамических пауз. Перед занятием проверяется готовность
воспитанников к практической деятельности, наличие необходимых
изобразительных материалов и инструментов. Работа на занятии по
двуручному рисованию, начинается с приветственных слов, с настроя детей
на творческий плодотворный процесс, кроме теоретических знаний, на
занятии применяется методика педагогического рисунка (т.е. дошкольникам
наглядно педагог показывает, как нужно правильно выполнять упражнение,
или создавать образ, заявленный в теме занятия).
Во время практической деятельности педагог, контролирует процесс
работы детей, в нужных случаях подправляет, подсказывает. Особое
внимание обращается, как ребенок держит карандаши в правой и левой руке.
Пространственной ориентации, соблюдение поэтапного выполнения задания.
На каждом занятии объясняются способы и особенности работы
художественными материалами: цветными карандашами, мелками,
фломастерами, красками, пользование палитрой и тряпочкой. Методика
работы двумя руками, при создании круговых движений. Способы крепления
бумаги для практических заданий на вертикальной и горизонтальной
поверхности.
Программа составлена с учетом постепенного усложнения заданий и
закрепления у дошкольников навыка двуручного рисования. В процессе

22

работы для понимания и осознания дошкольниками правил рисования,
применяется самоанализ и взаимоанализ творческих работ. В качестве
результата постепенного освоения программы предусмотрены тематические
и творческие выставки детских работ.
В процессе обучения педагог ориентируется на стимулирование
воспитанников и создание благоприятной эмоциональной обстановки, а
также
атмосферы
сотворчества,
сотрудничества,
комфортного
психологического климата на занятиях.
Основные слагаемые комфортного психологического климата:
1. Чёткая организация занятий (когда каждый дошкольник занят
интересной деятельностью).
2. Похвала за любой маленький и большой успех.
3. Доверительные и доброжелательные отношения педагога с
воспитанниками.
Особая и, несомненно, комфортная атмосфера занятий складывается в
силу определённых и установленных педагогом правил:
1. Доброе и вежливое отношение к воспитанникам.
2. Продуманность каждого занятия (включение детей в интересное и
полезное дело, разумное чередование трудовой и познавательной
деятельности детей).
3. Включение в структуру занятия различных игр, упражнений.
4. Апробация продуктов деятельности воспитанников (мини-выставки,
тематические выставки, участие в конкурсах разного уровня с творческими
работами).
5. Включение в творческую деятельность воспитанников (творчество
развивает и мотивирует на новые достижения, повышает интерес к
занятиям), похвала за творческую инициативу.
Комфортный психологический климат на занятиях даёт воспитаннику
модель добрых и дружеских отношений со сверстниками, уверенность в себе,
своих возможностях, своём таланте, способствует лучшему усвоению
учебного материала, полноценному развитию его личности, следовательно,
создание комфортного психологического климата в детском объединении
является важным компонентом образовательного процесса. Занятия по
программе должны проводиться в помещении с хорошим освещением,
вентиляцией.
Дидактические материалы:
-картины,
фотографии, репродукции изображений животных,
насекомых, цветов, лесов, гор, природных явлений (дождь, туман, солнце);
-муляжи фруктов, овощей.
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Формы диагностики результатов
Педагогическая диагностика включает четыре этапа:
- входная (выявление уровня способностей и навыков
изобразительной деятельности);

в

23

Опрос, наблюдение. Анализ первых работ
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах
воспитанников);
Творческие работы, мини-выставки, участие в конкурсах по
направлению.
- промежуточные (проверка уровня освоения программы за
полугодия);
Готовая творческая работа, обобщающая изучения раздела. Выставка
лучших работ на уровне МАДОУ детский сад 16, участие в выставках,
конкурсах детского творчества разного уровня.
-итоговая (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоении
программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выставка лучших творческих работ за весь год обучения.
Выявление
достигнутых
результатов
осуществляется
через
тематические творческие выставки, устный, фронтальный опрос по
отдельным темам пройденного материала.
Оценочные материалы
Ожидаемые результаты и способы проверки
В результате реализации программы предполагается достижение
определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети
будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и
жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными
материалами и инструментами изобразительного искусства.
Просмотры законченных творческих работ.
Критерии и система оценивания творческой работы
1.
Как решена композиция: правильное решение композиции,
предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы
между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и
содержание).
2.
Владение
техникой:
как
воспитанник
пользуется
художественными
материалами,
как
использует
выразительные
художественные средства в выполнении задания.
3.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и
эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и
соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общее впечатление от работы
ребенка.
Формы контроля:
Формы промежуточного контроля:
-просмотр и анализ творческих работ;
-мини – выставки;
-тематические выставки;

24

-участие в выставках, конкурсах детского творчества.
Формы итогового контроля:
-общая выставка лучших работ за год.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов в
виде таблицы оценивания.
3. Список литературы
Для педагога.
1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция
вдетскомвозрасте. М., 2000.
3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста.М.,
2005.
4. Деннисон П. И., Деннисон Г. Гимнастика мозга [Электронный
ресурс]: Просто в непростом.
5. Рашкова Т. Гимнастика мозга или обычная зарядка [Электронный
ресурс]: Дети Будущего.
6. Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / BrainGym
[Электронный ресурс]: СПбГМТУ Среднетехнический факультет.
7. Упражнения.
Гимнастики
Мозга
[Электронный
ресурс]:
Образовательная кинезиология.
8. «Гимнастика мозга» для детей дошкольного возраста Турова И. В.
ассистент кафедры педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015
9.
Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во
Смысл; ИздвоЭксмо, 2006
10. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности (издание 3-е,
дополненное ипереработанное). – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2005.
11. Гоч В.П., Черноокий М.С., Китаев А.А., Асташенко Е.В. Дуэты для
двухрук и двух полушарий. Альбом. – СПб.: Айзорэль, 2011.
12. Капаччионе Л. Сила другой руки. – М.: София, 2005.
13. Николаенко Н.Н.. Психология творчества. Учебное пособие / под
ред.Шипициной Л.М.. – СПб.: Речь, 2007.
Для родителей.
1. Прописи для правшей и левшей. – М.: Издательский дом «Карапуз»,
2010.
2. Рисуем двумя руками. Для детей 5-6 лет. Прописи. – М.: Росмэн,
2007.
3. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник. Изд. 2е. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
4. Эдвардс Б. Откройте в себе художника. // Пер. с англ. П.А.
Самсонов.Изд. 3-е. – Мн.: ООО Используемые учебники и учебные пособия.
5. Анварова И.И., Калябина А.А., Михляева Л.В., Кнопки мозга
развитие умственных способностей ребенка: методическое пособие для
педагогов и родителей детей дошкольного возраста - Барнаул. 2018. -106с.

25

6.

Прописи для правшей и левшей. – М.: Издательский дом «Карапуз»,

7.

Рисуем двумя руками. Для детей 5-6 лет. Прописи. – М.: Росмэн,

2010
2007
8. Иванковская С.А. Рисование двумя руками одновременно. Рабочая
тетрадь. 4 год обучения. - СПб.: ИРО «Смена», 2003. — 28 с. — (Это
книжечка моя.Эта книжка про меня)
9. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками.Издательство «Сфера»2019г.

26

Приложение
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№
п/
п

Месяц

Число
Форма
Кол- Тема занятия
Место
Форма
Время
занятия
во
проведе
контроля
проведенн
часо
ния
ых
в
занятий
Раздел 1.Двуручное рисование линейных узоров и фигур на вертикальной и
горизонтальной плоскости

1

октябрь

03.10/
16.20-16.45

Тематическо
е занятие

25
мин

Графические
разминки на
вертикальной
поверхности

изостуди
я

Опрос,
наблюдение
Анализ работ

2

октябрь

10.10/16.20
-16.45

Тематическо
е занятие

25
мин

изостуди
я

Анализ работ

3

октябрь

17.10/16.20
-16.45

Тематическо
е занятие

25
мин

изостуди
я

Анализ работ

4

октябрь

24.10/16.20
-16.45

Тематическо
е занятие

25
мин

изостуди
я

Взаимоанали
з

5

октябрь

31.10/16.20
-16.45

Тематическо
е занятие

25
мин

Графические
разминки
горизонтальн
ой плоскости
Волшебные
круги.
Упражнения
«Цветок»
Графическое
упражнение
восьмерка
Геометрическ
ие фигуры.

изостуди
я

Взаимоализ
работ

6

ноябрь

7

ноябрь

8

ноябрь

9

ноябрь

10

декабрь

11

декабрь

12

декабрь

Раздел 2. Зеркальное рисование симметричные предметы.
Ориентировка в пространстве листа
изостуди
07.11/16.2 Практическо
50
Игрушки
е занятие
я
0/16.45
мин
изостуди
14.11/16.2 Практическо
50
Листья
е занятие
я
0-16.45
мин
изостуди
21.11/16.2 Практическо
50
Домашние
е занятие
я
0-16.45
мин
питомцы
изостуди
28.11/16.2 Практическо
50
Зоопарк
е занятие
я
0-16.45
мин
05.12/16.2
0-16.45
12.12/16.2
0-16.45
19.12/16.2
0-16.45

Практическо
е занятие
Практическо
е занятие
Практическо
е занятие

25

Фантазия

25

Мой дом

25

Мой город

изостуди
я
изостуди
я
изостуди
я

Анализ
работ
Анализ
работ
Выставка
работ
опрос.
Коллективн
ое панно
Минивыставка
Выставка
работ
Взаимоанал
из работ
Выставка
лучших
работ по
разделу

Раздел 3. Живопись.
Двуручное рисование красками

27

13

декабрь

26.12/16.2
0-16.45

Практическо
е занятие

25
мин

14

январь

15

январь

16

январь

09.01/16.2
0-16.45
16.01/16.2
0-16.45
23.01/16.2
0-16.45

Практическо
е занятие
Практическо
е занятие
Практическо
е занятие

25
мин
25
мин
25
мин

17

январь

30.01/16.2
0-16.45

Практическо
е занятие

25
мин

18

февраль

06.02/16.2
0-16.45

Практическо
е занятие

25
мин

19

февраль

Практическо
е занятие

20

февраль

13.02/
16.2016.45
20.02/
16.2016.45

21

февраль

22

март

23

март

24

март

25

март

26

апрель

27

апрель

28

29

Свойства
красок.
Танец
дружных
красок.
Ссора красок
Сказочные
коврики
Витражные
окошки

изостуди
я

Самоанализ

изостуди
я
изостуди
я
изостуди
я

Взаимоанал
из
Анализ
работ
Презентаци
я
творческих
работ
Взаимоанал
из

Королева
Кисточка
и
волшебные
перевоплоще
ния красок.
«Цветиксемицветик»
Радуга-дуга

изостуди
я

25
мин

Праздничный
букет

изостуди
я

Практическо
е занятие

25
мин

изостуди
я

Анализ
практическо
й работы

27.02/16.2
0-16.45
06.03/16.2
0-16.45

Практическо
е занятие
Практическо
е занятие

25
мин
25
мин

Праздник
теплых
и
холодных
цветов
«Холодтепло»
Зимний лес
Сказочное
солнышко

изостуди
я
изостуди
я

13.03/16.2
0-16.45
20.03/16.2
0-16.45
27.03/16.2
0-16.45
03.04//16.2
0-16.45
10.04/16.2
0-16.45

Практическо
е занятие
Практическо
е занятие
Практическо
е занятие
Практическо
е занятие
Практическо
е занятие

25
мин
25
мин
25
мин
25
мин
25
мин

Разноцветные
зонтики
Натюрморт
«Фрукты»
Натюрморт
«Овощи»
Натюрморт
настроения
Золотая
рыбка

изостуди
я
изостуди
я
изостуди
я
изостуди
я
изостуди
я

апрель

17.04/16.2
0-16.45

Практическо
е занятие

25
мин

Морское дно

изостуди
я

апрель

24.04/16.2

Практическо

25

Серо-черный

изостуди

Тематическ
ая выставка
Анализ
практическо
й работы
Взаимоанал
из
Минивыставка
Минивыставка
Тематическ
ая выставка
творческая
работа,
Анализ
опрос.
Презентаци
я работ
Творческая

изостуди
я

Анализ
практическо
й работы
Взаимоанал
из

28

0-16.45

е занятие

мин

04.05/16.2
0-16.45
11.05/16.2
0-16.45

Практическо
е занятие
Практическо
е занятие

25
мин
25
мин

30

май

31

май

32

май

15.05/16.2
0-16.45

Практическо
е занятие

25
мин

33

май

22.05/16.2
0-16.45

Практическо
е занятие

25
мин

34

май

29.05/16.2
10-16.45

Практическо
е занятие

25
мин

мир красок.
«Сказочные
горы»
Кошка
у
окошка
Туман

я

работа,
анализ

изостуди
я
изостуди
я

Минивыставка
Творческая
работа,
взаимоанал
из
Минивыставка

Красочное
настроение
Воздушные
замки
Дремучий лес

изостуди
я

Монотипия
«Волшебные
бабочки»

изостуди
я

изостуди
я

Выставка
работ.
Защита
работ
Тематическ
ая выставка
лучших
работ за год

2 год обучения
№
п/
п

1

2

3

4
5

Месяц

Число
Форма
Кол- Тема занятия
Место
Форма
Время
занятия
во
проведе
контроля
проведенн
часо
ния
ых
в
занятий
Раздел 1.Двуручное рисование линейных узоров и фигур на вертикальной и
горизонтальной плоскости
октябрь
04.10/
Тематическо
30
изостуди
Графические
Опрос,
17.00-17.30
е занятие
мин разминки на
я
наблюдение
вертикальной
Анализ
поверхности
работ
Линейный
орнамент.
октябрь
11.10/17.00 Тематическо
30
изостуди
Графические
Анализ
-17.30
е занятие
мин разминки
я
работ
горизонтальн
ой плоскости
Линейный
орнамент.
октябрь
18.10/17.00 Тематическо
30
изостуди
«Цветок»
Анализ
-17.30
е занятие
мин Графическое
я
работ
упражнение
восьмерка
октябрь
25.10/17.00 Тематическо
30
Орнамент в изостуди Взаимоанал
-17.30
е занятие
мин круге.
я
из
ноябрь
01.11/17.00 Тематическо
30
изостуди Взаимоализ
Орнамент.
-17.30
е занятие
мин Геометрическ
я
работ
ие фигуры.
Раздел 2. Зеркальное рисование симметричные предметы.

29

6

ноябрь

7

ноябрь

8

ноябрь

9

ноябрь

10

декабрь

11,
12

декабрь

13

декабрь

14,
15

январь

16,
17

январь

Ориентировка в пространстве листа
08.11/17.00 Практическо
30
Моя любимая
е занятие
-17.30
мин игрушка
15.11/17.00 Практическо
30
Композиция
е занятие
-17.30
мин из листьев
22.11/17.00 Практическо
30
Домашние
е занятие
-17.30
мин питомцы
29.11/17.00 Практическо
30
Зоопарк.
е занятие
-17.30
мин Забавный
страус
Практическо
06.12/17.00
30
Мой дом
-17.30
13.12/17.00
-17.30
20.12/17.00
-17.30

18

февраль

19

февраль

14.02/17.00

Практическо
е занятие

30
мин

Практическо
е занятие
Практическо
е занятие

30
мин
60
мин

Практическо
е занятие

30
мин

-17.30

Практическо
е занятие

30
мин

21.03/17.00

Практическо

60

-17.30

февраль

22

март

23

март

24,

март

60

Мой город

изостуди
я
изостуди
я

Раздел 3. Двуручное рисование. Картины пластилином
30
изостуди
27.12/17.00 Практическо
Дерево.
е занятие
мин Картина-этюд
я
-17.30
Практическо
60
изостуди
10.01/17.00
Пластилиног
е занятие
мин рафия
я
-17.30
на
17.01/17.00
горизонтальн
-17.30
ой плоскости.
Волшебная
птица.
60
изостуди
24.01/17.00 Практическо
Панда.
е
занятие
мин
я
-17.30
Мишка
31.01/17.00
косолапый
-17.30
07.02/17.00
-17.30

20,
21

е занятие
Практическо
е занятие

изостуди
я
изостуди
я
изостуди
я
изостуди
я

21.02/
17.00-17.30
28.02/17.00
-17.30
07.03/17.00
-17.30

14.03/17.00

Пластилиног
рафия
(витражная).
Воздушные
шары
Елочки
Зимний лес

«Аквариум»
или
подводный
мир»
Сочетание
разных
техник
пластилиногр
афии.
Сказочное
солнышко.
Фантазия

Анализ
работ
Анализ
работ
Выставка
работ
опрос.
Коллективн
ое панно
Минивыставка
Выставка
работ

Самоанализ
Взаимоанал
из

Взаимоанал
из

изостуди
я

Анализ
практическо
й работы

изостуди
я
изостуди
я

Взаимоанал
из
Анализ
практическо
й работы

изостуди
я

Тематическ
ая выставка

изостуди
я

Анализ
практическо
й работы

изостуди

Взаимоанал

30

25
26

апрель

27,
28

апрель

29

апрель

30,
31

май

32

май

33,
34

май

-17.30
28.03/17.00
-17.30
04.04/17.00
-17.30

11.04/16.2
0-16.45
12.04/16.2
0-16.45
25.04/16.2
0-16.45

е занятие

мин

Практическо
е занятие

30
мин

Натюрморт
настроения

Практическо
е занятие

60
мин

Кошка
окошка

Практическо
е занятие

30
мин

Живые
яблоки
ветке
Этюд.
Любимая
сказка.

у

на

60
05.05/17.0 Практическо
е
занятие
мин
0-17.30
12.05/17.0
0-17.30
Раздел 4. Нетрадиционные техники.
Двуручное рисование
30
16.05/16.2 Практическо
Закат.
е
занятие
мин
0-16.45
Рисуем
мелками
60
23.05/17.0 Практическо
Рисуем
е занятие
мин пальчиками.
0-17.30
30.05/17.0
Зоопарк.
0-17.30

я

из

изостуди
я

Анализ
практическо
й работы
Взаимоанал
из

изостуди
я

изостуди
я
изостуди
я

опрос.
Презентаци
я работ
Выставка.
Защита
работ

изостуди
я

Выставка
работ

изостуди
я

Тематическ
ая выставка
лучших
работ за год

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».