АДОП с ЗПР Разноцветные ступеньки

СОДЕРЖАНИЕ
I.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
II.
2.1
2.2

Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Цель и задачи адаптированной дополнительной общеразвивающей
программы
Учебный план адаптированной дополнительной общеразвивающей
программы
Содержание адаптированной дополнительной общеразвивающей программы
Планируемые результаты освоения адаптированной дополнительной
общеразвивающей программы
Организационно – педагогические условия
Условия реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей
программы
Формы контроля и оценочные материалы
Список литературы
Приложение. Календарно-тематическое планирование

3
3
6
7
11
13
13
16
16
18
19

2

I.

Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной
общеобразовательной программы

1.1. Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с
дошкольного возраста с задержкой психического развития «Разноцветные ступеньки»
регламентируется следующими документами:
Федеральный уровень:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р) (далее –
Концепция развития дополнительного образования детей).

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам» (далее Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. 30384);

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. N 28, «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Уровень дошкольной организации:

Устав МАДОУ детский сад16;

Календарный учебный график МАДОУ детский сад 16 (на текущий
учебный год);

Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад
16 (далее Программа Учреждения).

Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ
детский сад 16.
Актуальность программы
Программа адаптирована под психофизические и индивидуальные особенности
обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР) МАДОУ детский сад 16.
В современных условиях учёные всё больше ориентируются на использование
коррекционных возможностей изобразительного искусства в процессе обучения и
воспитания детей с ЗПР, что определяет актуальность выбранной темы. В связи, с чем
была разработана адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
дополнительного образования для детей с ЗПР «Разноцветные ступеньки» (далее –
АДОП).
Педагогическая целесообразность. В основу разработки АДОП обучающихся с
ЗПР заложены дифференцированный, системный, компетентностный подходы,
развивающее воздействие через применение приемов изотерапии, межполушарного
взаимодействия. Занятия изобразительной деятельности способствует формированию
таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.
В силу разнообразия психофизических нарушений у детей особо значимыми
являются индивидуально-групповые формы работы и личностно-деятельностный подход.
Направленность программы – художественная.
Особенности реализации программы. Основными особенностями реализации
программы являются:
3

-контингент − обучающиеся с ЗПР, на который ориентирована программа;
-разноуровневый состав группы: это определяет выбор дифференцированного
подхода на занятиях и использование не только групповой, но и мелкогрупповой работы,
различных форм индивидуального сопровождения и взаимообучения.
При такой организации кружковой деятельности новый материал всем детям
дается на одну тему, которая предполагает разный характер заданий для каждого уровня
развития.
Воздействуя
средствами
изобразительного
искусства,
и
применяя
кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия, педагог
осуществляет коррекционную помощь детям с задержкой психического развития.
Коррекционно-развивающая направленность курса реализуется за счет:
-формирования навыка восприятия объектов и явлений, умений их
эмоционального оценивания;
-обучения работе с натуральными объектами, разными видами средств рисования
и техниками изобразительного искусства, развитие на этой основе сенсорного
(зрительного, слухового и осязательного) восприятия и высших психических функций
(внимание, память, мышление, воображение, речь);
-целенаправленного формирования зрительно-пространственного гнозиса, умения
узнать и правильно назвать изображённые предметы;
-зрительно-моторной координации и пространственной ориентировки;
- приемов кинезиологических упражнений.
Реализация АДОП предусматривает учет особых образовательных потребностей
адресной группы обучающихся, включая потребности в:
-индивидуальном темпе, обучения в зависимости от вида ЗПР.
Целевая аудитория: обучающиеся с ЗПР от 6 до 7 лет.
Язык обучения: русский
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Статус обучающегося с ЗПР устанавливается психолого-медико-педагогической
комиссией.
Задержка психического развития – это негрубое нарушение познавательной
сферы, временное отставание психики в целом или отдельных ее функций (моторных,
сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а
замедленный темп развития. Термин «задержка» подчеркивает временный характер
самого отставания, которое при своевременном и грамотном педагогическом
вмешательстве преодолевается с возрастом.
Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития испытывают
трудности самоконтроля поведения, нуждается в постоянном внимании со стороны
педагога, направленного на регуляцию поведения ребенка, контакт с нормативно
развивающимися сверстниками вызывает затруднения. У Ребенка с ЗРП манипулятивная
деятельность нарушена, с трудом захватывает и удерживает предметы самостоятельно.
Наблюдается моторная неловкость, нарушена точность и координация движений кисти
руки. Повышенная утомляемость, требуется специальный режим чередования нагрузки и
отдыха. Быстро пресыщается, теряет интерес к видам деятельности, связанным с
направленностью программы обучения, имеет индивидуальные особенности
эмоционально-волевой сферы, требующие учета при обучении (своеобразие реакции на
ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведения при
утомлении, недомогании, переживании, реакции на новизну и т.п.). Так же отмечаются
индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при обучении
(недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов - памяти, внимания,
мышления, воображения), влияющих на освоении данной программы. Не сформированы
виды детской деятельности (в соответствии с возрастом ребенка), влияющие на освоении
данной программы. Таким образом, данная категория детей требует к себе особого
4

подхода и особой системы работы, как в условиях семьи, так и в условиях
образовательного учреждения.
Данная программа позволяет через участие в изобразительной деятельности детей
с ЗПР, восполнить один из важнейших своих дефицитов, а именно развитие чувственного
и эмоционального мира. Атмосфера занятий способствует раскрепощению ребёнка,
повышения веры в свои силы, развитию творческого начала и креативности. В процессе
взаимодействия с педагогом и другими детьми на занятии ребёнок социализируется.
Ребенок с ЗПР, учиться сравнивать свою работу с работами сверстников, развивая, таким
образом, критичность мышления. Учиться ждать своей очереди, пока педагог уделяет
время другим детям в группе, что развивает эмоционально-волевую сферу. А, самое
главное в данной программе, это достижение максимальной гармонии и равновесия
ребенка с самим собой, в процессе рисования.
Реализация АДОП предусматривает учет особых образовательных потребностей
адресной группы обучающихся, включая:
- потребности в создании специальных психолого-педагогических условий,
способствующих развитию и совершенствованию навыков саморегуляции и
самоконтроля, сохранении и укреплении физического и психического здоровья, развитии
речи и коммуникативных навыков в побуждении интереса к социальному окружению, в
помощи в установлении и расширении контактов и продуктивного взаимодействия со
здоровыми детьми, сохранении и укреплении физического и психического здоровья,
развитии речи и коммуникативных навыков в развитии двигательной сферы ребенка в
обеспечении особой пространственной и временной организации среды с учетом
недостатков внимания и работоспособности;
- в создании щадящего, комфортного, здоровьесберегающего режима;
-в специальной помощи в планировании и распределении нагрузки;
-организация партнерских отношений с родителями.
Уровень программы – стартовый.
Объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы составляет - 34 часа.
Срок освоения программы – программа рассчитана на 34 недель, 8 месяцев,
1год обучения.
Форма обучения – очная.
Режим занятий – один раз в неделю по 30 минут (дети 6-7-го года жизни).
Особенности организации образовательного процесса
Содержание программы предполагает освоение детьми основных методов и
правил работы двумя руками, ведущей и не ведущей руки, использование и реализацию
общедоступных методик изобразительной деятельности.
Форма организации детей на занятии: групповая, индивидуально-групповая,
индивидуальная.
Занятия в объединении выстраиваются по определенному алгоритму:
- объяснение темы, задач с использованием демонстрационного материала
(фотографий, репродукций, альбомов);
- кинезиологические упражнения привязаны к теме занятия;
- практическая часть, включающая метод непосредственного показа для обучения
детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь,
пастель, тушь, восковые мелки);
- демонстрация работы с различными инструментами (кисти, карандаши,
фломастеры, гелиевые ручки, цветные мелки, палитра и др.);
- выполнение практического задания детьми;
- анализ выполненных работ, разбор типичных ошибок.
Особенностью построения занятий является подобранное по теме музыкальное
сопровождение, которое также помогает детям эффективно включать в процесс работы.
5

Программа реализуется в доступной и интересной форме: ролевых играх и
дидактических упражнениях с использованием здоровьесберегающих технологий –
кинезитерапии, пальчиковой гимнастики, с опорой на наглядный демонстрационный и
раздаточный материал.
В основу программы положены следующие принципы:
1. Содержанием АДОП «Разноцветные ступеньки» предусматривается реализация
обучающимися под руководством педагога различных видов деятельности (игровой,
художественной, мыслительной и др.) в сочетании с практической художественной
деятельностью, предметов и явлений действительности.
2. Развитие коммуникативных умений, формирование навыков порождения
связного высказывания, посредством вовлечения детей в беседу об изобразительной
деятельности, при объяснении и разборе практического задания, анализе его результатов,
в процессе которых активизируется речь и
осуществляется развитие лексико грамматического строя речи.
3. Принцип наглядности, который в контексте обучения детей с задержкой
психического развития, изобразительной деятельности приобретает свою специфику.
Особенности предметно-практической деятельности детей с ЗПР выражаются в
том, что они лучше усваивают материал, представленный в наглядном, а не в речевом
плане. Поэтому обучение правилам, последовательности, приемам работы в технике
живописи, графики, пластилинографии реализации некоторых технических приемов
осуществляется посредством сочетания объяснения с демонстрацией, словесной
инструкции с показом, восприятия предложенных педагогом на занятии репродукций с
поисковой работой обучающихся по подбору иллюстративного материала к изучаемым
темам.
4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на
уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность
обеспечиваются подбором коррекционно - развивающих пособий в соответствии с
санитарногигиеническими и возрастными нормами.
5. Тематический принцип построения занятия и четкая его организация в
соответствии с содержанием темы. Гармоничное сочетание в системе занятия различных
видов деятельности: объяснения педагога, беседа, использование визуальной опоры,
практической работы обучающихся.
6. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний
предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует
логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
Коррекционно-развивающая направленность АДОП «Разноцветные ступеньки».
По сравнению с остальными образовательными направлениями деятельности,
развивающими рационально логический тип мышления, изобразительная деятельность
направлена в основном на формирование наглядно-образного мышления, что является
условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Выразительные средства декоративной композиции (точка, пятно, линия, цвет) и
образный язык декоративно-прикладного искусства обладают большим коррекционным
потенциалом, так как позволяют обогатить лексику ребенка, развивают тонкую моторику,
психические процессы и функции.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: творческие выставки
работ, защита творческих работ, участие в конкурсах.
Цель и задачи адаптированной дополнительной общеразвивающей
программы
Цель реализации АДОП содержит специальную коррекционно-развивающую
составляющую: Создание условий для развития творческого мышления, мелкой моторики
6
1.2.

рук и активизации межполушарного взаимодействия у ребенка с ЗПР, через
нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Обучающие:
-знакомить с художественными материалами и техниками изобразительной
деятельности;
- способствовать овладению основами перспективного построения фигур в
зависимости от точки зрения с помощью двуручного рисования;
Развивающие:
-формировать синхронизацию работы полушарий;
-развивать все психические процессы: память, внимание, мышление;
-развивать владение своими руками
- координацией движений рук;
- способствовать к расширению речевой практики (повторить инструкцию,
рассказать о материале);
-развивать умение при рисовании держать карандаши (кисточки) двумя руками;
-научить сосредотачиваться на двух листах бумаги, на двух половинах листа;
-корректировать
недостатки
познавательной
деятельности
путем
систематического и целенаправленного воспитания и развития правильного восприятия
формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
Воспитательные:
- формировать у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
- воспитать аккуратность.
Среди задач обучения и воспитания особое внимание уделяется специальным
задачам коррекционно-развивающей направленности, сохранения и укрепления здоровья
обучающихся.
1.3. Учебный план адаптированной дополнительной общеразвивающей программы
Учебный план
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/ко
Всего Теория Практика
нтроля
5
50 мин
100 мин
1
Раздел
1.Двуручное
рисование линейных узоров
и фигур на вертикальной и
горизонтальной плоскости
1.1/1
Графические разминки на
1
10 мин
20 мин
Опрос,
вертикальной поверхности
наблюдение
Линейный орнамент.
Анализ работ
1.2/2
Графические
разминки
1
10 мин
20 мин
Анализ работ
горизонтальной плоскости
Линейный орнамент.
1.3/3
«Цветок»
Графическое
1
10 мин
20 мин
Анализ работ
упражнение восьмерка
1.4/4
Орнамент в круге.
1
10 мин
20 мин
Взаимоанализ
1.5/5
Орнамент.
Геометрические
1
10 мин
20 мин
Взаимоализ
фигуры.
работ
2

Раздел
2.
Зеркальное
рисование
симметричные
предметы.

7

70 мин

140 мин

-

7

1.3/7
1.4/8

Ориентировка
пространстве листа
Моя любимая
игрушка
Композиция из листьев
Домашние питомцы

1.5/9

Зоопарк. Забавный страус

1

10 мин

20 мин

1.7/10

Мой дом

1

10 мин

20 мин

Мой город

2

20 мин

40 мин

Двуручное
рисование
Картины пластилином
Дерево. Картина-этюд
Пластилинография
на
горизонтальной
плоскости.
Волшебная птица.
ПандаМишка косолапый
Пластилинография
(витражная).
Воздушные
шары
Елочки
Зимний лес

19

190 мин

360 мин

Анализ работ
Выставка
работ
опрос.
Коллективное
панно
Выставка
работ
Взаимоанализ
работ
Выставка
лучших работ
по разделу
-

1
2

10 мин
20 мин

20 мин
40 мин

Самоанализ
Взаимоанализ

2
1

20 мин
10 мин

40 мин
20 мин

1
2

10 мин
20 мин

20 мин
40 мин

1

10мин

20 мин

1

10мин

20 мин

3.3/24,25
3.3/26

«Аквариум» или подводный
мир»
Сочетание разных техник
пластилинографии. Сказочное
солнышко.
Фантазия
Натюрморт настроения

2
1

20 мин
10 мин

40 мин
20 мин

3.3/27,28

Кошка у окошка

2

20мин

40 мин

3.3/29

Живые яблоки на ветке

1

10 мин

20мин

3.3/30,31

Этюд. Любимая сказка.

2

20 мин

40 мин

3

30 мин

50мин

4.1/32

Нетрадиционные техники.
Двуручное рисование
Закат. Рисуем мелками

Взаимоанализ
Анализ
практической
работы
Взаимоанализ
Анализ
практической
работы
Тематическая
выставка
Анализ
практической
работы
Взаимоанализ
Тематическая
выставка
творческая
работа, Анализ
опрос.
Презентация
работ
Выставка.
Защита работ
-

1

10 мин

20 мин

4.2./33,34

Рисуем пальчиками. Зоопарк.

2

20мин

40 мин

1.2/6

1.8/11,12

3.
3.1/13
3.1/14,15

3.2./16,17
3.2/18

3.2/19
3.3/20, 21

3.3/22
3.3./23

4

в
1

10 мин

20 мин

Анализ работ

1
1

10 мин
10 мин

20 мин
20 мин

Выставка
работ
Тематическая
8

выставка
лучших работ
за год
Итого
1.4.

34

310

620

Содержание адаптированной дополнительной общеразвивающей программы

Методика Мазиной Вероники Дмитриевны (учитель-логопед, детский
нейропсихолог) пособие «Пишем легко и красиво»
Раздел 1. Двуручное рисование линейных узоров и фигур на вертикальной и
горизонтальной плоскости.
1.1. Графические разминки на вертикальной поверхности. Линейный
орнамент.
Теория. Цели и задачи программы. Техника безопасности в изостудии.
Организация рабочего места. Упражнения двуручного рисования. Линейный орнамент
двумя руками. Правила держания карандашей двумя руками. Способы изображения
орнаментов на вертикальной поверхности в разных направлениях.
Практика. Графические разминки на вертикальной поверхности (выполнение
упражнений, орнаментов)
1.2. Графические разминки горизонтальной плоскости. Линейный
орнамент.
Теория. Организация рабочего места. Знакомство с художественными
материалами и оборудованием.
Способы и варианты рисования орнаментов на горизонтальной поверхности.
Направление рук слева направо, с право налево, к центру от центра.
Практика. Графические разминки горизонтальной плоскости (выполнение
орнаментов)
1.3. «Цветок» Графическое упражнение восьмерка
Теория. Правила выполнения на горизонтальной поверхности, синхронные
движения в разных направлениях.
Практика. Выполнение упражнений восьмерка. Композиция из цветов.
1.3. «Орнамент в круге».
Теория. Графические упражнения на вертикальной поверхности. Каждой рукой
по отдельности. Двумя руками от центра и к центру.
Правила выполнения на горизонтальной поверхности отработка подвижности
пальцев.
Практика. Композиция волшебные круги.
1.4. Орнамент. Геометрические фигуры.
Теория. Виды, названия геометрических фигур. Понятие симметрия. Развитие
симметрии.
Практика. Орнамент из геометрических фигур.
Раздел 2. Зеркальное рисование симметричные предметы. Ориентировка в
пространстве листа.
Теория. Повторение понятий симметрии и асимметрии на примерах природных
форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной
фигуры. Способ изображения симметрии: одновременное рисование двумя руками сразу,
с дальнейшей прорисовкой деталей.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки, цветные мелки.
Зеркальное рисование от оси. Использование различных художественных инструментов.
Практика. Выполнение заданий: «Моя любимая игрушка», «Композиция из
листьев», «Домашние питомцы», «Зоопарк. Забавный страус», «Мой дом», «Мой город».
Используется методика Н.Б.Халезовой (вопросы развития творческих
способностей в лепке детей старшего дошкольного возраста), Н.А.Курочкиной,
9

Е.И.Корзаковой (о сенсорных основах детской лепки).
Раздел 3. Двуручное рисование. Картины пластилином.
3.1. Дерево. Картина-этюд
Теория. Объяснение способов, особенностей работы в технике пластилинография
– отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание, растирание пластилина
на картоне. Расширять знания о природных явлениях, фантазию, общую и мелкую
моторику. Формировать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при
воплощении замыслов.
Практика. Работа с пластилином. Выполнение этюд-картины Дерево.
3.2. Пластилинография на горизонтальной плоскости. Волшебная птица
Теория. Способ создания знакомого образа посредством пластилина на
горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.
Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в
оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в
изображаемом объекте.
Практика. Выполнение заданий двумя руками: «Волшебная птица», «Панда.
Мишка косолапый».
3.3. Пластилинография (витражная). Воздушные шары.
Теория. Знакомство с обратной пластилинографией (витражная) - изображение
лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением
контура). Творческое мышление, инициатива и самостоятельность детей в построении
композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику
обеих рук.
Практика. Реализации конструктивного замысла. Выполнение заданий двумя
руками: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Воздушные шары»,
«Елочки», «Зимний лес», «Аквариум» или подводный мир».
3.4. Сочетание разных техник пластилинографии. Сказочное солнышко.
Теория. Знакомство созданием на плоскости полуобъемный объект, сочетая
разные приемы техники – пластилинографии. Работа с пластилином, самостоятельный
выбор цветов пластилина и деталей интерьера картины; Способствовать умению
рассказывать о своих чувствах и настроении от реализации конструктивного замысла.
Практика. Выполнение заданий: «Сказочное солнышко», «Фантазия»,
«Натюрморт настроения», «Кошка у окошка», «Живые яблоки на ветке», «Этюд. Любимая
сказка».
По методике педагогов - Махлуф-Рабах Е.В., Квасова Н.Ф., Склярова Н.Н. «Вверх
по радуге» и «Страна творчества» автор - Бугакова Т.А.
Раздел. 4. Нетрадиционные техники. Двуручное рисование.
4.1. «Закат. Рисуем мелками»
Теория. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с
помощью процарапывания.
Практика. Выполнение задания: «Закат. Рисуем мелками».
4.2. «Рисуем пальчиками. Зоопарк»
Теория. Создания изображения с помощью пальцев рук и краски. Основные
правила изображения и особенности мазков.
Практика. Выполнение задания: «Рисуем пальчиками. Зоопарк».

10

Планируемые результаты освоения адаптированной дополнительной
общеразвивающей программы
Планируемые результаты освоения АДОП включают специальную группу
образовательных результатов:
Ребенок:
 стремится к использованию различных средств и материалов в процессе
изобразительной деятельности (краски, карандаши, цветной мел для рисования, пластилин
и т. д.);
 владеет разными способами работы с пластилином;
 знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета
красок;
 понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам
и рассказам);
 умеет определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать
ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы
содержание, получившегося продукта деятельности;
 эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает
содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих
рассказов;
 имеет элементарные представления о видах искусства.
личностные
предметные
метапредметные
ориентируется в социальных соблюдает последовательность способен действовать в
ролях;
выполнения работы;
различных ситуациях;
развиты наблюдательность, умеет сравнивать и правильно учувствует в
зрительная память;
определять пропорции
коллективном
активно использует в речи предметов, их расположение,
обсуждении;
термины
изобразительной цвет.
работает в группе,
деятельности;
умеет определять замысел
индивидуально и
владеет
навыками работы изображения, словесно его
самостоятельно.
двумя руками.
формулировать, следовать ему
в процессе работы и
реализовывать его до конца,
объяснять в конце работы
содержание, получившегося
продукта деятельности
Коррекционные:
-эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает
содержание творческой работы и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих
рассказов;
-активно взаимодействует со сверстниками и педагогом;
-самостоятельно находит пути решения поставленной задачи и реализует ее в
работе;
-логичное построение речевых конструкций при общении с педагогом и
сверстниками.
Планируемый результат в конце года: ребенок со сформированными навыками,
необходимыми для процесса двуручного рисования с использованием художественных
приемов, средств для создания образов и сюжетов.
Календарный учебный график
Начало учебного года
01 октября 2023г.
Окончание учебного года
31 мая 2024 г.
1.5.

11

Продолжительность учебного года
Начало занятий
Окончание занятий
Периодичность текущего контроля
успеваемости и промежуточной
аттестации детей

Праздничные нерабочие дни

36 учебных недель
17.00
17.30
Входной контроль осуществляется в период с 03
октября по 14 октября.
Текущий контроль осуществляется после каждого
занятия
Промежуточная аттестация осуществляется в конце
каждого модуля с 01 ноября по 25 апреля
Итоговый контроль 29 и 30 мая.
Праздничные нерабочие дни: 2-6 января, 1 мая, 8-9
мая.

12

II. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Условия реализации, адаптированной дополнительной общеразвивающей
программы
Условия реализации программы построены на основании заключений ПМПК и
исследований Е. А. Екжановой, Е.Н. Лебедевой, Е.С. Слепович и др., которые указывают
на особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР, обусловленные структурой
имеющихся у них нарушений.
Для реализации АДОП «Разноцветные ступеньки» необходимо создание условий,
обеспечивающих специальные образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
В обучении ребенка с ЗПР педагог использует методы и приемы, которые
выполняют обучающую, развивающую, воспитательную, мотивационную функции.
Основными методами обучения являются – практические, наглядные и словесные.
Сочетание наглядных и практических методов дает наиболее эффективный результат в
коррекционно-педагогической работе с детьми с ЗПР.
Основными
особенностями
реализации
адаптированной
программы
«Разноцветные ступекньки» для детей с ЗПР являются:
-дозированность учебного материала;
-многократное повторение;
-упор на наглядность;
-дополнительная время для отдыха и переключения внимания: минутка
релаксации;
-частая смена видов деятельности.
Методы, применяемые в ходе реализации программы
Не отказываясь от обучения традиционными способами, в программе
используются нетрадиционные методы и приемы обучения двуручное рисование, которые
расширят интуитивные и творческие способности детей, богатое воображение, логическое
мышление, память, наблюдательность. Постепенно развивая полушария головного мозга,
приобретается возможность видеть вещи по-особому. Как сказал Б. Белый
«Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные - за
отдельными деревьями не видят леса..».
Умение видеть вещи целиком и по отдельности одновременно приносит пользу
не только в рисовании, но и во многих других сферах жизни, где возникает потребность
творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Гимнастика мозга, через двуручное рисование, активизирует различные отделы
больших полушарий головного мозга, что способствует развитию способностей и
коррекции проблем в различных областях психики:
-улучшает память, внимание, речь
-улучшает пространственные представления
-улучшает мелкую и крупную моторику
-снижает утомляемость
-повышает способность произвольному контролю.
Метод зеркального рисования
При зеркально – симметричном рисовании обеими руками происходит
тренировка периферического поля зрения, необходимого для быстрого чтения. При
правильном выполнении этих упражнений расслабляются мышцы глаз, что способствует
укреплению зрения ребенка.
В программе используются специальные упражнения, нацеленные на
гармонизацию мыслительной деятельности ребенка. Для развития правого и левого
полушарий мозга используются на занятиях комплексы кинезиологических упражнений
по методике А.Л. Сиротюк.
Упражнения на переключение мышления помогают извлечь из этого
двойственную выгоду: во-первых, сознательным усилием воли открывать доступ к правой
13

стороне мозга с тем чтобы войти в несколько иной режим сознания, а во-вторых видеть
вещи по- иному. Эти два навыка позволят научить детей хорошо рисовать. На начальном
этапе обучения используется и внедряется объяснительно - иллюстративный метод. Детям
дается образец, который они будут рассматривать, анализировать и потом уже работать
самостоятельно. Использование информационно-коммуникабельных технологий помогут
повысить уровень мотивации в обучении, обеспечить новые возможности в работе с
детьми.
Методологической основой в преподавании изобразительной деятельности
является принцип наглядности, реализуемый на занятиях через демонстрационный метод,
показ иллюстраций, наблюдения. При разработке программы особое внимание уделяется
умению компоновать рисунок на листе, выделяя главное размером и цветом, другими
словами – выделять сюжетно-композиционный центр, передавая в рисунке движение и
покой (статику и динамику) – является одним из сложных видов деятельности в обучении
детей рисованию. На начальном этапе обучения у детей возникает трудность в
определении и выражении художественного образа.
Формированию композиционных умений и навыков на занятиях тематического
рисования способствуют следующие способы:
-организация обучения приемам создания композиции в логической
последовательности: от общего – к частному, от абстрактного – конкретному.
Такие упражнения полезны на начальном этапе формирования композиционных
умений у дошкольников;
-формирование у детей знаний о композиции и о средствах художественной
выразительности.
Для более качественного овладения навыками и средствами художественной
деятельности особое внимание уделяется созданию мотивации к учебному процессу,
связанному с освоением и закреплением нового материала. Задания и темы, решающие
поставленную задачу, носят вариативный характер и ставятся перед ребенком каждый раз
по-новому.
Методика преподавания в творческом объединении базируется на пособиях:
«Вверх по радуге» авторы - Махлуф-Рабах Е.В., Квасова Н.Ф., Склярова Н.Н. и «Страна
творчества» автор - Бугакова Т.А. По Методике Мазиной Вероники Дмитриевны
(учитель-логопед, детский нейропсихолог) пособие «Пишем легко и красиво».
Кинезиологические упражнения по методике А.Л. Сиротюк. Методика Н.Б. Халезовой
(вопросы развития творческих способностей в лепке детей старшего дошкольного
возраста), Н.А.Курочкиной, Е.И.Корзаковой (о сенсорных основах детской лепки).
Обучение основывается на следующих принципах: личностно-ориентированного
подхода,
природосообразности,
вариативности,
практической
направленности,
культуросообразности, свободы выбора решения и самостоятельности в их реализации,
сотрудничества и ответственности, систематичности, последовательности и наглядности в
обучении. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических
принципов, предусмотренных программой. Опираясь на него, педагог регламентируют
время деятельности воспитанников на занятии, определяют наиболее благоприятный для
развития отбор материала, форм и методов обучения.
Программа
предусматривает
использование
элементов
следующих
педагогических технологий: технология развивающего обучения, технология
коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии. Важнейшее
требование к организации занятий – дифференцированный подход в обучении с учетом
возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей, способностей, навыков и
интересов.
Основные методы обучения:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
14

-наглядные (беседа и рассказ сопровождается демонстрацией наглядного
материала: иллюстрации, фотографии);
- репродуктивные (выполнение упражнений и творческих работ по образцу);
- частично – поисковые (выполнение творческих заданий: включение
воспитанников в творческий процесс по доработке эскизов, рисунков изделий).
Проведение занятий с детьми по двуручному рисованию проходит 1 раз в неделю.
Длительность 30 минут.
Для каждого занятия подбирается наглядный материал, необходимое
оборудование, музыкальное сопровождение и кинезиологические упражнения для
динамических пауз. Перед занятием проверяется готовность воспитанников к
практической деятельности, наличие необходимых изобразительных материалов и
инструментов. Работа на занятии по двуручному рисованию, начинается с
приветственных слов, с настроя детей на творческий плодотворный процесс, кроме
теоретических знаний, на занятии применяется методика педагогического рисунка (т.е.
дошкольникам наглядно педагог показывает, как нужно правильно выполнять
упражнение, или создавать образ, заявленный в теме занятия).
Во время практической деятельности педагог, контролирует процесс работы
детей, в нужных случаях подправляет, подсказывает. Особое внимание обращается, как
ребенок держит карандаши в правой и левой руке. Пространственной ориентации,
соблюдение поэтапного выполнения задания.
На каждом занятии объясняются способы и особенности работы
художественными материалами: цветными карандашами, мелками, фломастерами,
красками, пользование палитрой и тряпочкой. Методика работы двумя руками, при
создании круговых движений. Способы крепления бумаги для практических заданий на
вертикальной и горизонтальной поверхности.
Программа составлена с учетом постепенного усложнения заданий и закрепления
у дошкольников навыка двуручного рисования. В процессе работы для понимания и
осознания дошкольниками правил рисования, применяется самоанализ и взаимоанализ
творческих работ. В качестве результата постепенного освоения программы
предусмотрены тематические и творческие выставки детских работ.
В процессе обучения педагог ориентируется на стимулирование воспитанников и
создание благоприятной эмоциональной обстановки, а также атмосферы сотворчества,
сотрудничества, комфортного психологического климата на занятиях.
Основные слагаемые комфортного психологического климата:
1. Чёткая организация занятий (когда каждый дошкольник занят интересной
деятельностью).
2. Похвала за любой маленький и большой успех.
3. Доверительные и доброжелательные отношения педагога с воспитанниками.
Особая и, несомненно, комфортная атмосфера занятий складывается в силу
определённых и установленных педагогом правил:
1. Доброе и вежливое отношение к дошкольникам.
2. Продуманность каждого занятия (включение детей в интересное и полезное
дело, разумное чередование трудовой и познавательной деятельности детей).
3. Включение в структуру занятия различных игр, упражнений.
4. Апробация продуктов деятельности обучающихся (мини-выставки,
тематические выставки, участие в конкурсах разного уровня с творческими работами).
5. Включение в творческую деятельность обучающихся (творчество развивает и
мотивирует на новые достижения, повышает интерес к занятиям), похвала за творческую
инициативу.
Комфортный психологический климат на занятиях даёт ребенку модель добрых и
дружеских отношений со сверстниками, уверенность в себе, своих возможностях, своём
таланте, способствует лучшему усвоению учебного материала, полноценному развитию
15

его личности, следовательно, создание комфортного психологического климата в детском
объединении является важным компонентом образовательного процесса. Занятия по
программе должны проводиться в помещении с хорошим освещением, вентиляцией.
Материально-техническое обеспечение:
При реализации программы создаются комфортные условия для детей всех
категорий с учетом психофизических и индивидуальных особенностей: просторный
кабинет, ростовая мебель (столы, стулья, демонстрационная, магнитная доска, мольберты,
мультимедиа)
Изобразительные материалы и инструменты:
бумага формата А-3, пачка А 4– 33 листа для упражнений.
простые карандаши, ластики, цветные карандаши, гелиевые ручки, цветные
мелки, фломастеры, гуашь, акварель, палитра, тряпочки, баночки для воды, кисти белка
№3, №6.
Дидактические материалы:
-картины, фотографии, репродукции изображений животных, насекомых, цветов,
лесов, гор, природных явлений (дождь, туман, солнце);
-муляжи фруктов, овощей.
Дидактический и методический материал подобран с учетом потребностей
обучения детей с ЗПР. Большая часть дидактического материала изготавливается самим
педагогом. Индивидуальные компоненты дидактического материала (трафареты,
шаблоны) для каждого обучающегося.
Информационное обеспечение:
1.Ведущий образовательный портал России ИНФОУРОК [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://infourok.ru/ ;
2. Бесплатный школьный портал ПРО школу. ру – Все школы России. Режим
доступа: https://proshkolu.ru/;
3.Презентации по темам занятий с наглядным материалом.
Для проведения инструктажей необходимо иметь инструкции:
- правила техники безопасности.
Кадровое обеспечение:
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья нозологии ЗПР на основе адаптированной дополнительной общеразвивающей
программы для детей с ОВЗ и инвалидностью «Разноцветные ступеньки» осуществляется
специалистом в области коррекционной педагогики, учителем-логопедом МАДОУ
детский сад 16.
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
Формы диагностики результатов
Педагогическая диагностика включает четыре этапа:
- входная (выявление уровня способностей и навыков в изобразительной
деятельности);
Опрос, наблюдение. Анализ первых работ
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах воспитанников);
Творческие работы, мини-выставки, участие в конкурсах по направлению.
- промежуточные (проверка уровня освоения программы за полугодия);
Готовая творческая работа, обобщающая изучения раздела. Выставка лучших
работ на уровне МАДОУ детский сад 16, участие в выставках, конкурсах детского
творчества разного уровня.
-итоговая (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоении
программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выставка лучших творческих работ за весь год обучения.
16

Выявление достигнутых результатов осуществляется через тематические
творческие выставки, устный, фронтальный опрос по отдельным темам пройденного
материала.
Оценочные материалы
Ожидаемые результаты и способы проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определенного
уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную
терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с
основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
Просмотры законченных творческих работ.
Критерии и система оценивания творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента
(как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как воспитанник пользуется художественными
материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении
задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность
созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.
Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общее впечатление от работы ребенка.
Формы контроля:
Формы промежуточного контроля:
-просмотр и анализ творческих работ;
-мини – выставки;
-тематические выставки;
-участие в выставках, конкурсах детского творчества.
Формы итогового контроля:
-общая выставка лучших работ за год.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов в виде таблицы
оценивания.

17

Список литературы
Для педагога.
1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском
возрасте. М., 2000.
3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
4. Деннисон П. И., Деннисон Г. Гимнастика мозга [Электронный ресурс]: Просто
в непростом.
5. Рашкова Т. Гимнастика мозга или обычная зарядка [Электронный ресурс]:
Дети Будущего.
6. Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / BrainGym [Электронный ресурс]:
СПбГМТУ Среднетехнический факультет.
7. Упражнения. Гимнастики Мозга [Электронный ресурс]: Образовательная
кинезиология.
8. «Гимнастика мозга» для детей дошкольного возраста Турова И. В. ассистент
кафедры педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл;
ИздвоЭксмо, 2006
10. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности (издание 3-е, дополненное
ипереработанное). – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2005.
11. Гоч В.П., Черноокий М.С., Китаев А.А., Асташенко Е.В. Дуэты для двухрук
и двух полушарий. Альбом. – СПб.: Айзорэль, 2011.
12. Капаччионе Л. Сила другой руки. – М.: София, 2005.
13. Николаенко Н.Н.. Психология творчества. Учебное пособие / под
ред.Шипициной Л.М.. – СПб.: Речь, 2007.
Для родителей.
1. Прописи для правшей и левшей. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.
2. Рисуем двумя руками. Для детей 5-6 лет. Прописи. – М.: Росмэн, 2007.
3. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник. Изд. 2-е. –Ростовна-Дону: Феникс, 2007.
4. Эдвардс Б. Откройте в себе художника. // Пер. с англ. П.А. Самсонов.Изд. 3-е.
– Мн.: ООО Используемые учебники и учебные пособия.
5. Анварова И.И., Калябина А.А., Михляева Л.В., Кнопки мозга развитие
умственных способностей ребенка: методическое пособие для педагогов и родителей
детей дошкольного возраста - Барнаул. 2018. -106с.
6. Прописи для правшей и левшей. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010
7. Рисуем двумя руками. Для детей 5-6 лет. Прописи. – М.: Росмэн, 2007
8. Иванковская С.А. Рисование двумя руками одновременно. Рабочая тетрадь. 4
год обучения. - СПб.: ИРО «Смена», 2003. — 28 с. — (Это книжечка моя.Эта книжка про
меня)
9. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками.- Издательство
«Сфера»2019г.

18

Приложение
№
п/
п

1

2

3

4
5

Календарно-тематическое планирование
Число
Форма
Кол- Тема занятия
Место
Форма
Время
занятия
во
проведе
контроля
проведенн
часо
ния
ых
в
занятий
Раздел 1.Двуручное рисование линейных узоров и фигур на вертикальной и
горизонтальной плоскости
октябрь
04.10/
Тематическ
30
Графические изостуди
Опрос,
17.00ое занятие
мин разминки на
я
наблюдение
17.30
вертикальной
Анализ
поверхности
работ
Линейный
орнамент.
октябрь 11.10/17.0 Тематическ
30
Графические изостуди
Анализ
0-17.30
ое занятие
мин разминки
я
работ
горизонтальн
ой плоскости
Линейный
орнамент.
октябрь 18.10/17.0 Тематическ
30
«Цветок»
изостуди
Анализ
0-17.30
ое занятие
мин Графическое
я
работ
упражнение
восьмерка
октябрь 25.10/17.0 Тематическ
30
Орнамент в изостуди Взаимоанал
0-17.30
ое занятие
мин круге.
я
из
ноябрь 01.11/17.0 Тематическ
30
Орнамент.
изостуди Взаимоализ
0-17.30
ое занятие
мин Геометрическ
я
работ
ие фигуры.
Месяц

6

ноябрь

7

ноябрь

8

ноябрь

9

ноябрь

10

декабрь

11,
12

декабрь

13

декабрь

Раздел 2. Зеркальное рисование симметричные предметы.
Ориентировка в пространстве листа
08.11/17.0 Практическ
30
Моя любимая изостуди
0-17.30
ое занятие
мин игрушка
я
15.11/17.0 Практическ
30
Композиция
изостуди
0-17.30
ое занятие
мин из листьев
я
22.11/17.0 Практическ
30
Домашние
изостуди
0-17.30
ое занятие
мин питомцы
я
29.11/17.0 Практическ
30
Зоопарк.
изостуди
0-17.30
ое занятие
мин Забавный
я
страус
06.12/17.0 Практическ
30
Мой дом
изостуди
0-17.30
ое занятие
я
13.12/17.0 Практическ
60
Мой город
изостуди
0-17.30
ое занятие
я
20.12/17.0
0-17.30
Раздел 3. Двуручное рисование.Картины пластилином
27.12/17.0 Практическ
30
Дерево.
изостуди
0-17.30
ое занятие
мин Картина-этюд
я

Анализ
работ
Анализ
работ
Выставка
работ
опрос.
Коллективн
ое панно
Минивыставка
Выставка
работ

Самоанализ
19

14,
15

январь

10.01/17.0
0-17.30
17.01/17.0
0-17.30

Практическ
ое занятие

60
мин

Пластилиног изостуди
рафия
на
я
горизонтальн
ой плоскости.
Волшебная
птица.
Панда.
изостуди
Мишка
я
косолапый

16,
17

январь

Практическ
ое занятие

60
мин

18

февраль

24.01/17.0
0-17.30
31.01/17.0
0-17.30
07.02/17.0
0-17.30

Практическ
ое занятие

30
мин

19

февраль

20,
21

февраль

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

30
мин
60
мин

22

март

14.02/17.0
0-17.30
21.02/
17.0017.30
28.02/17.0
0-17.30
07.03/17.0
0-17.30

Практическ
ое занятие

23

март

14.03/17.0
0-17.30

Практическ
ое занятие

24,
25

март

Практическ
ое занятие

26

апрель

21.03/17.0
0-17.30
28.03/17.0
0-17.30
04.04/17.0
0-17.30

«Аквариум»
илиподводны
ймир»
30
Сочетание
мин разных
техник
пластилиногр
афии.
Сказочное
солнышко.
60ми Фантазия
н

Практическ
ое занятие

30
мин

Натюрморт
настроения

27,
28

апрель

Практическ
ое занятие

60
мин

Кошка
окошка

29

апрель

11.04/16.2
0-16.45
12.04/16.2
0-16.45
25.04/16.2
0-16.45

Практическ
ое занятие

30
мин

30,
31

май

Живые
яблоки
ветке
Этюд.
Любимая
сказка.

Пластилиног
рафия
(витражная).
Воздушныеш
ары
Елочки
Зимний лес

30
мин

Взаимоанал
из

Взаимоанал
из

изостуди
Анализ
я
практическо
й работы
изостуди Взаимоанал
я
из
изостуди
Анализ
я
практическо
й работы
изостуди
я

Тематическ
ая выставка

изостуди
Анализ
я
практическо
й работы

изостуди
я

Взаимоанал
из

изостуди
Анализ
я
практическо
й работы
у изостуди Взаимоанал
я
из
изостуди
на
я

05.05/17.0 Практическ
60
0-17.30
ое занятие
мин
12.05/17.0
0-17.30
Раздел 4. Нетрадиционные техники.

изостуди
я

опрос.
Презентаци
я работ
Выставка.
Защита
работ

20

32

май

16.05/16.2
0-16.45

33,
34

май

23.05/17.0
0-17.30
30.05/17.0
0-17.30

Двуручное рисование
Практическ
30
Закат.
ое занятие
мин Рисуем
мелками
Практическ
60
Рисуем
ое занятие
мин пальчиками.
Зоопарк.

изостуди
я

Выставка
работ

изостуди
я

Тематическ
ая выставка
лучших
работ за год

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».