Рабочая программа педагога-психолога для детей с НОДА

№
I.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.2.
II.
2.1.

2.1.1.
2.1.2.
2.1.3.
2.1.4.
2.2.
2.3.
III.
3.1.
3.2.
3.3.

3.4.

СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с НОДА
Планируемые результаты в виде целевых ориентиров для детей с НОДА
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Основные направления психолого-педагогической деятельности: психологопедагогическая
диагностика,
психологическое
консультирование,
коррекционно-развивающее направление, психологическая профилактика и
просвещение
Психолого-педагогическая диагностика
Психологическое консультирование
Коррекционно-развивающее направление
Психопрофилактика и психологическое просвещение
Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Организация взаимодействия с семьями.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с НОДА
Материально-техническое обеспечение Программы
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Режим работы педагога-психолога

Стр.
3
3
3
3
4
6
11
11

11
13
13
17
18
18
20
20
20
21
24

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного
возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата – это нормативный документ педагогапсихолога, характеризующий систему организации деятельности педагога-психолога.
Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их
развитии, а также профилактика нарушений, имеющих не причинный, а следственный
(вторичный, социальный) характер.
Психолого-коррекционная деятельность реализуется с детьми дошкольного возраста с
трех до восьми лет, с учетом особых образовательных потребностей ребенка с нарушением
опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА).
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по
направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и
психопрофилактика участников образовательных отношений.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель: оказание психологической поддержки детям с НОДА, направленной на обеспечение
безопасности и сохранении психологического здоровья для полноценного психического развития
ребенка на всех этапах дошкольного детства.
Задачи:
1. Психологическая диагностика, анализ и оценка возможностей освоения дошкольной
образовательной программы на различных этапах её реализации.
2. Психологическое проектирование и экспертиза образовательной среды.
3. Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение развития психологопедагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей с применением практико-ориентированных методов.
4. Участие в развитии психолого-педагогической компетентности коллег.
5. Реализация мероприятий, обеспечивающих психологическое развитие детей с ОВЗ и
оказание им коррекционно-развивающей помощи.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на принципах:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе – взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа реализуется только на русском языке, поэтому принцип билингвальности не
включен.
3

Специфические принципы и подходы к формированию Программы (п.1.1.2 АОП ДО
для детей с НОДА):
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья
и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся с
НОДА: ДОО устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с
другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых
образовательных потребностей обучающихся с НОДА, оказанию психолого-педагогической и
(или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи, профильные медицинские центры, неврологические и
ортопедические клиники).
2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования
обучающихся с НОДА: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое
открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления
индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка
спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и психофизические
особенности.
3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что образовательное
содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и
ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и
потенциальных возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в
соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся
посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные
области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком отдельно, в форме
изолированных занятий по модели учебных предметов в школе. Между отдельными разделами
Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с
НОДА тесно связано с двигательным, речевым и социально-коммуникативным, художественноэстетическое - с познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой
области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса
соответствует особенностям развития обучающихся с НОДА раннего и дошкольного возраста.
5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей Программы: стандарт и Программа задают инвариантные ценности и
ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную
образовательную программу. При этом за Организацией остаётся право выбора способов их
достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп
обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных
представителей).
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с НОДА
В МАДОУ детский сад 16 функционирует 1 группа компенсирующей направленности для
детей с НОДА. В группу могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов
(разновозрастная группа).
Списочный состав группы для детей с НОДА – 8 человек, в соответствии с Санитарноэпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573). Соотношение мальчиков и девочек в группе непостоянное.
Группа для детей с НОДА комплектуются из детей 3- 7- лет, состоящих на учете у врачаневролога в детской поликлинике ГАУЗ СО «Красноуфимская РБ».
Все обучающиеся группы детей с НОДА имеют статус детей с ОВЗ, подтвержденный
4

Территориальной муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией при управлении
образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск (далее ПМПК) или
Территориальной областной психолого-педагогическая комиссией ГКОУ СО «Красноуфимская
школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (далее
ПМПК) с целью получения рекомендаций по организации специальных условий получения
образования для детей с ОВЗ.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста (см. п.1.1.3. ОП
ДО)
Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врождённый, так
и приобретённый характер. Контингент детей с НОДА крайне неоднороден как в клиническом,
так и психолого-педагогическом отношении. У всех детей ведущими в клинической картине
являются двигательные расстройства (задержка формирования, недоразвитие или утрата
двигательных функций), которые могут иметь различную степень выраженности: при тяжёлой
степени двигательных нарушений ребёнок не владеет навыками ходьбы и манипулятивной
деятельностью, он не может самостоятельно обслуживать себя; при средней (умеренно
выраженной) степени двигательных нарушений самостоятельное передвижение детей возможно,
но оно затруднено; они ходят неуверенно, часто с помощью специальных ортопедических
приспособлений. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений
манипулятивных функций рук. При лёгкой степени двигательных нарушений дети ходят
самостоятельно, более уверенно. Они владеют навыками самообслуживания у них достаточно
развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться нарушения походки,
движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки
мелкой моторики.
Всех дошкольников с НОДА условно можно разделить на две категории: с
неврологическим и ортопедическим характером двигательных расстройств, которые нуждаются в
различных вариантах психолого-педагогической поддержки и создания специальных
образовательных условий.
У детей с двигательными расстройствами неврологического характера все нарушения
обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы.
Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП) (89%
от общего количества детей с НОДА). При ДЦП нарушения развития имеют, как правило,
сложную структуру, т.е. отмечается сочетание двигательных, психических и речевых нарушений.
У детей с церебральным параличом навыки самообслуживания чаще всего недостаточно
сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, и они практически не
готовы к овладению навыками рисования, письма. Задержка и нарушение формирования всех
двигательных функций оказывают неблагоприятное влияние на формирование психики и речи.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических
особенностей, характерных типичных для всех детей: неравномерный характер нарушений
отдельных психических функций; сниженный запас знаний и представлений об окружающем
мире, высокая истощаемость, пониженная работоспособность. Дети не знают многих явлений
окружающего предметного и социального мира, а чаще всего имеют представления лишь о том,
что было в их практическом опыте.
Сведения об окружающем часто носят формальный характер, они отрывочны,
изолированы друг от друга. Чаще всего характерна недостаточность пространственных и
временных представлений, тактильного восприятия, конструктивного праксиса. Нарушение
координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха,
мышечно-суставного чувства) существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает
объём информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне
разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других

5

наблюдается задержка психического развития, у части детей – умственная отсталость (различной
степени тяжести).
Дошкольники без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии
встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности при ДЦП
является задержка психического развития (ЗПР) органического генеза. ЗПР при ДЦП чаще всего
характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. При ранней,
систематической, адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют
сверстников в умственном развитии.
При ДЦП не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования
речи. Чаще всего дети начинают произносить первые слова примерно 2-3 года, фразовая речь
формируется к 4-5 годам; в старшем дошкольном возрасте идет её интенсивное развитие. Почти
у всех детей в раннем возрасте крайне медленно увеличивается активный словарь, длина
предложения, речь долго остается мало разборчивой. Пассивный словарь обычно значительно
больше активного. Речевая активность детей низкая. У детей в результате нарушения функций
артикуляционного аппарата недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи,
стойко нарушено произношение звуков. У детей отмечается задержка и нарушение формирования
всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.
Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в том, что у одних детей
отмечаются повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная
расторможенность, у других – заторможенность, застенчивость, робость. У дошкольников с ДЦП
отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности,
страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных
контактов.
У детей с двигательными расстройствами ортопедического характера отмечается
поражение опорно-двигательного аппарата не неврологического характера. Обычно эти дети не
имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько
замедлен общий темп психического развития и могут быть частично нарушены отдельные
корковые функции, особенно зрительно – пространственные представления. В этом случае дети,
имеющие незначительное отставание познавательного развития при условии минимальной
коррекционно-педагогической помощи на протяжении дошкольного возраста, к началу
школьного обучения могут достичь уровня нормально развивающихся сверстников. Нередко у
этих детей отмечаются отклонения в развитии речи. При этом могут быть нарушены все
компоненты речевой функциональной системы: лексика, грамматика, фонематические процессы
и звукопроизношение. Всё это требует целенаправленного логопедического воздействия. У
многих дошкольников отмечаются проблемы в социально-личностном развитии в связи с
переживанием двигательного дефекта. Поэтому они нуждаются в психологической поддержке на
фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального
двигательного режима. У многих дошкольников отмечаются колебания внутричерепного
давления, повышенная метеочувствительность и, как следствие этого, колебания эмоционального
состояния, внимания и работоспособности.
1.2. Планируемые результаты в виде целевых ориентиров для детей с НОДА
Планируемые результаты для обучающихся с ОВЗ (п. 1.2. п.1.1.2 АОП ДО для детей с
НОДА)
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные особенности
дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой
возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу дошкольного
образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики

6

развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений,
обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры реализации Программы (п.1.2 АОП ДО для детей с НОДА).
В связи с разнообразием причин, вызывающих нарушения развития, особенностями
течения заболеваний, разной динамикой развития обучающихся разных групп, обучающихся с
НОДА, ряд показателей развития этих обучающихся на разных возрастных этапах может
отличаться от возрастных нормативов.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с НОДА,
планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры освоения - к четырем с половиной годам ребенок:
1) способен к устойчивому эмоциональному контакту с педагогическим работником и
обучающимися;
2) проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими,
желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;
3) понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной
речи;
4) понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени
сложности синтаксическими конструкциями;
5) различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
6) пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;
7) называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами
сказок или другими объектами;
8) участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки,
используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться
жестами);
9) рассказывает двустишья и простые потешки;
10) использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двухтрех слов, которые могут добавляться жестами;
11) произносит простые по артикуляции звуки;
12) воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых,
закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;
13) выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в
разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий;
14) соблюдает в игре элементарные правила;
15) осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;
16) проявляет интерес к действиям других обучающихся, может им подражать;
17) замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям
педагогического работника;
18) выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям
человека;
19) выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый маленький");
20) считает с соблюдением принципа "один к одному" (в доступных пределах счета),
обозначает итог счета;
21) знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и
части суток (день и ночь);
22) эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу
и результатам;
23) владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной
деятельности с учетом ограничения маниггулятивной функции;
24) планирует основные этапы предстоящей работы с помощью педагогического
работника;
25) с помощью педагогического работника выполняет музыкально-ритмические движения
и действия на шумовых музыкальных инструментах;
7

26) выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье,
перешагивание);
27) обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве;
28) реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;
29) стремится принимать активное участие в подвижных играх;
30) использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные
действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью педагогического
работника;
31) с помощью педагогического работника стремится поддерживать опрятность во
внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец
и словесные просьбы педагогического работника.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с
НОДА - к шести годам ребенок:
1) проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью педагогического
работника) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
2) понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков,
состояний, свойств, качеств;
3) различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной
речи;
4) использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с
сочинительными союзами, применяет слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
5) пересказывает (с помощью педагогического работника) небольшую сказку, рассказ, с
помощью педагогического работника рассказывает по картинке, пересказывает небольшие
произведения;
6) составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью педагогического работника),
ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
7) различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
8) владеет простыми формами фонематического анализа;
9) использует различные виды интонационных конструкций;
10) выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции
людей, понимает и называет свою роль;
11) использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметызаместители;
12) передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных
отношений;
13) стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от
педагогического работника;
14) проявляет доброжелательное отношение к детям, педагогическим работником,
оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;
15) занимается доступным продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение
некоторого времени (15-20 минут);
16) устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и
функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и
практического экспериментирования;
17) осуществляет "пошаговое" планирование с последующим словесным отчетом о
последовательности действий сначала с помощью педагогического работника, к концу периода
обучения, самостоятельно;
18) имеет представления о независимости количества элементов множества от
пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных
признаков, осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе
слухового, тактильного и зрительного восприятия;
19) имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по
наблюдениям в природе, по изображениям на картинках), узнает и называет реальные явления и
8

их изображения: времена года и части суток;
20) владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и с педагогическим
работником, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими,
используя речевые и неречевые средства общения;
21) может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы,
экспериментирует);
22) обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными
возможностями, активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;
23) в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;
24) сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях,
высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью педагогического
работника и самостоятельно);
25) изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел
опережает изображение;
26) положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу
и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной
деятельности, их свойства;
27) знает основные цвета и их оттенки;
28) сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
29) внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства
музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
30) выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;
31) выполняет общеразвивающие упражнения с учетом особенностей двигательного
развития;
32) элементарно описывает по вопросам педагогического работника свое самочувствие,
может привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы к семи-восьми годам
ребенок:
1) обладает сформированной мотивацией к обучению по образовательным программам
начального общего, основного общего, среднего общего образования обучению;
2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего
мира;
3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с мотивным значением,
многозначные;
4) умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
5) умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при
необходимости прибегает к помощи педагогического работника);
6) правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные
словообразовательные модели;
7) составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование,
с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет
творческие рассказы;
8) осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем
дифференциальным признакам;
9) владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные
формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний
план), осуществляет операции фонематического синтеза;
10) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов
(двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами,
односложных);
11) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
12) владеет доступными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности;
9

13) выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и
устойчиво взаимодействует с детьми;
14) участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
15) передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к
собеседнику;
16) регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами,
проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства,
взаимопомощи, взаимной поддержки;
17) отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим
работником, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от
педагогического работника;
18) использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с
художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими
сведениями, мультфильмами;
19) использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции:
словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
20) устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и
функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и
практического экспериментирования;
21) владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах
десяти, знает цифры 0, 1-9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди
наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов, решает простые
арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала
символические изображения;
22) определяет времена года, части суток;
23) самостоятельно получает ' новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
24) пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу
(картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой,
трудовой, познавательный опыт обучающихся;
25) выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет
рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы,
наглядные опоры;
26) отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни,
составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы "из личного
опыта";
27) владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой;
28) стремится к использованию различных средств и материалов в процессе
изобразительной деятельности;
29) имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные
произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка:
семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка, воспринимает музыку,
художественную литературу, фольклор;
30) проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к
музыкальным инструментам;
31) сопереживает персонажам художественных произведений;
32) выполняет доступные движения и упражнения по словесной инструкции
педагогических работников;
33) знает и подчиняется правилам игр, игр с элементами спорта;
34) владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

10

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные направления психолого-педагогической деятельности: психологопедагогическая диагностика, психологическое консультирование, коррекционноразвивающее направление, психологическая профилактика и просвещение.
Деятельность педагога-психолога ДОУ регламентирована профессиональным стандартом
«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утверждённым приказом Минтруда России
от 24.07.2015 г. № 514н. Данный приказ определяет основные направления работы (трудовые
функции) педагога-психолога и их содержание.
2.1.1. Психолого-педагогическая диагностика
Согласно ФГОС ДО в ДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том
числе измерение их личностных образовательных результатов. Психолого-педагогическая
диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста.
Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности
педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.
Цель психологической диагностики в получении полных информативных данных об
индивидуальных особенностях психологического развития детей, которые могут использоваться
для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития детей.
Данные обследования ребенка могут быть использованы для выявления и изучения
индивидуально-психологических особенностей ребенка. Результаты психологической
диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения
квалифицированной коррекции развития ребенка, написания обобщенного заключения об
особенностях развития ребенка.
Педагог-психолог осуществляет:
• диагностику адаптации ребенка к детскому саду;
• психологическую диагностику познавательных процессов детей;
• психологическую диагностику эмоционально-волевых, личностных качеств;
• диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Диагностический инструментарий используемый в работе.
Наименование медики
Диагностируемые параметры
Возраст
Диагностика адаптации к ДОУ
Роньжина А.С. «Диагностика уровня Выявление уровня адаптации детей к
От 3 до 4 лет
адаптированности
ребёнка
к новым образовательным условиям.
дошкольному учреждению»
Диагностика готовности к школьному обучению
Диагностики готовности к школе по Скрининговая диагностика готовности От 6 до 7 лет
Семаго Н.Н., Семаго М.Я.
к школьному обучению.
Ясюкова
Л.А.
Методика Диагностика уровня готовности к
От 6 до 7 лет
определения готовности к школе.
школе.
Диагностика познавательных процессов
Экспресс-диагностика в детском Комплексная диагностика
саду: комплект материалов для познавательных процессов.
педагогов-психологов
детских
дошкольных
образовательных
учреждений. Руденко Л.Г., Павлова
Н.Н.
Психолого-педагогическая
Диагностика познавательных

От 3 до 7 лет

С 3 лет

11

диагностика детей раннего и процессов детей с ОВЗ.
дошкольного возраста Стребелева
Е.А.
Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей
Методика «Лесенка». В
Исследование самооценки.
С 5 лет
модификации С.Г. Якобсон, В.Г.
Щур.
Методика «Паровозик» (С.В.
Определение особенности
С 3 лет
Велиева)
эмоционального состояния ребёнка.
Восьми цветовой тест
Исследование эмоционального
С 5 лет
Люшера.
состояния ребенка.
Тест тревожности (Теммл Р., Дорки Определение уровня тревожности у
С 3,5 лет
М., Амен В.)
детей.
Методика «Волшебная страна
Исследование психоэмоционального
С 4 лет
чувств»
состояния ребенка.
Тест на выявление детских страхов Выявление и уточнение
С 3 лет
А.И. Захарова и М. Панфиловой
преобладающих видов страхов у детей
«Страхи в домиках»
старше 3-х лет.
Методика «Эмоциональные лица»
Оценка возможности адекватного
С 3 лет
(Н.Я. Семаго)
опознавания эмоционального
состояния, точности и качества этого
опознавания.
Тест «Сказки» Л. Дюсса.
Исследование эмоциональной сферы.
С 5 лет
Графическая методика М.А.
Выявление состояния эмоциональной
С 4 лет
Панфиловой «Кактус»
сферы ребенка, выявление наличия
агрессии, ее направленности и
интенсивности.
Детский апперцептивный тест
Исследование эмоционального
С 3 лет
(САТ) (Авторы: Леопольд и Соня
состояния дошкольников.
Беллак)
Диагностика социально-психологического климата коллектива
Социометрия Дж. Морено
Диагностика межличностных
С 5 лет
отношений.
Проективная методика Рене Желя
Исследования сферы межличностных
С 4 лет
отношений ребенка и его восприятия
внутрисемейных отношений
Диагностика детско-родительских отношений
Проективная методика «Рисунок
Диагностика эмоционального
С 5 лет
семьи»
благополучия и структуры семейных
отношений.
Тест «Диагностика эмоциональных Изучение эмоциональных
С 4 лет
отношений в семье» Авторы Е. Бене отношений ребенка с семьей.
и Д. Антони
Проективная методика Рене Желя
Исследование сферы межличностных
С 4 лет
отношений ребенка и его восприятия
внутрисемейных отношений
Диагностика в период возрастных кризисов
Методика изучения чувства
Изучение основных личностных
Период
гордости за собственные
новообразований у детей в период
кризиса 3-х
достижения у ребёнка 3-х лет
кризиса 3-х лет
лет
Гуськовой Т.В. и Елагиной М. Г.
Методика изучения отношения
Изучение отношения ребёнка к себе в
Период
12

ребёнка к себе в период кризиса 3-х
лет Гуськовой Т.В. и Елагиной М.Г.
«Зеркало», «Раскраска», «Колдун»
(А.Л. Венгер, К.Л. Поливанова)

период кризиса 3-х лет
Возрастной статус детей.

кризиса 3-х
лет
Период
кризиса 7-ми
лет.

Диагностика способностей детей и предпосылок одарённости
Методика «Дорисовывание фигур». Определение уровня развития
С 5 лет
О. М. Дьяченко
воображения, способности создавать
оригинальные образы.
Тест интеллекта «Цветные
Диагностика уровня
С 4,5 лет
прогрессивные матрицы Равена»
интеллектуального развития.
Выявление предпосылок для
формирования интеллектуальных
способностей.
Методика МЭДИС
Экспресс диагностика
С 6 лет
интеллектуальных способностей
детей.
2.1.2. Психологическое консультирование
Цель психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в
разрешении проблемы в ситуации, когда он сам создал её наличие.
В условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое
консультирование, ориентируясь на потребности и возможности возрастного развития, а также на
его индивидуальные варианты.
Задачи психологического консультирования:
 Оказание психологической помощи в ситуации разных затруднений, связанных с
образовательным процессом.
 Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с
трудностями в обучении и социализации, единые для всех участников образовательных
отношений.
 Обучение приёмам самопознания, саморегуляции, использование своих ресурсов для
преодоления проблемных ситуаций.
 Помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных
образовательных ситуаций.
Направления психологического консультирования:
 Консультирование администрации, педагогов и других работников образовательной
организации по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим
профессиональным вопросам.
 Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных
программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учётом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося.
 Консультирование педагогов по вопросу выбора индивидуально ориентированных
методов и приёмов работы с обучающимися.
 Консультирование
родителей
(законных
представителей)
по
проблемам
взаимоотношений с воспитанниками, их развития, в вопросах выбора оптимальной стратегии
воспитания и приёмов коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
 Консультирование администрации ДОУ, педагогов и родителей (законных
представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей.
2.1.3. Коррекционно-развивающее направление
Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога в МАДОУ детский сад 16 с
детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата заключается в создании условий,
13

благоприятно влияющих на всестороннее развитие ребенка, учет его индивидуальных и особых
образовательных потребностей, зависящих от структуры дефекта и АОП ДО. Поэтому, работа
педагога-психолога по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка в детском саду
реализуется в направлении коррекции сенсомоторного развития.
В процессе общения со взрослым формируются потребности и мотивы общения,
характерные для данного возрастного этапа развития детей. При этом взрослый служит
своеобразным «мостиком», по которому ребенок с проблемами в развитии «входит» в жизнь,
осваивая предметную, игровую и продуктивные виды деятельности. Педагог-психолог использует
задания, связанные с активацией интереса детей к деятельности, формирование системы
ориентировочных (познавательных) действий и соответствующих операций.
Организация сопровождения психологической коррекции эмоционально-волевой сферы.
Коррекционно-развивающая деятельность по коррекции эмоциональной сферы,
рассчитана на младший, средний, старший дошкольный возраст, подготовительный к школе.
Одну и туже тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и
упражнения, соответствующие данному возрасту. Таким образом, происходит развитие от
простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться по этой
программе. Занятия проводятся индивидуально и с подгруппой (3-4 ребенка), один раз в неделю,
их продолжительность составляет от 15 до 30 минут. Учитываются индивидуальные и возрастные
особенности, большое внимание уделяется физическому состоянию ребенка, его активности,
метеозависимости. Деятельность педагога-психолога строится таким образом, что ребёнок на
фоне заинтересованности в контакте совершает с помощью педагога-психолога усилие
(возможно, даже небольшое) и учится оценивать его результат.
При организации деятельности педагогом-психологом учитываются рекомендации
ТПМПК, группу здоровья ребенка, уровень двигательной активности, принимает во внимание
утомляемость.
Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на ковре. Форма круга создает
ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце
занятий используется ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие
завершается созданием детьми какого-либо рисунка или поделки.
Организация сопровождения детей в период адаптации к условиям ДОУ.
В период адаптации детей к условиям ДОУ деятельность педагога-психолога направлена
на снижение напряженность периода адаптации, помочь малышам освоиться в новой обстановке,
привыкнуть к общению с незнакомыми детьми, оказать дошкольникам коррекционную помощь в
социальной адаптации, сформировать готовность ребенка к вхождению в социум.
Задачи:
 снятие эмоционального и мышечного напряжения;
 преодоление негативизма;
 формирование наблюдательности и внимания;
 развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;
 развитие тактильной чувствительности и зрительно – двигательной координации;
 развитие слухового и зрительного восприятия;
 расширение пассивного словарного запаса.
 создание положительного эмоционального настроя в группе;
 воспитание межличностного доверия, доброжелательного отношения к сверстникам и
взрослым;
 развитие игровых навыков, произвольного поведения;
 профилактика социальной дезадаптации;
 развитие голосового аппарата, развитие речевого дыхания, выразительности;
 активизация речи;
 формирование умения подчиняться правилам игры;
 формирование позитивной самооценки.

14

 формирование наглядно – действенного мышления, предпосылок наглядно-образного
мышления;
 формирование действовать по сигналу, контролировать свои действия, движения.
Направление сенсомоторная коррекция.
Цель: формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных)
вертикальных и горизонтальных сенсомоторных взаимодействий, формирование оптимального
для ребенка уровня произвольной саморегуляции.
Задачи:
- формировать у детей базовые составляющие произвольной саморегуляции;
- оптимизировать и стабилизировать общий тонус тела;
- расширить сенсомоторный репертуар;
- преодолеть патологические ригидные телесные установки и синкинезии;
- оптимизировать и корректировать межполушарные взаимодействия и специализации
правого и левого полушарий мозга;
- формировать смыслообразующие функции психических процессов и произвольной
саморегуляции.
В сенсомоторной коррекции детского возраста предпочтение отдаётся телесноориентированным и двигательным методам.
Программа рассчитана на четыре года (младший, средний, старший и подготовительный к
школе возраст), по 22-24 занятия. Занятия проводятся по 1 разу в неделю, с закреплением
материала дома.
Младший дошкольный возраст
 учить детей контролировать движения собственного тела;
 развивать общую и тонкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительнодвигательную координацию;
 формировать умение детей соблюдать в игре элементарные правила поведения и
взаимодействия;
 учить детей правильному динамическому и статистическому дыханию,
стимулирующему функционированию дыхательной системы;
 формировать умение давать словесный отчет о ходе выполнения задания (первый
уровень словесной регуляции).
Средний дошкольный возраст.
 учить детей контролировать движения собственного тела;
 развивать общую и тонкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительнодвигательную координацию;
 формировать у детей умение соблюдать в игре элементарные правила поведения и
взаимодействия;
 учить детей правильному динамическому и статистическому дыханию,
стимулирующему функционированию дыхательной системы и сердечно-сосудистой;
 формировать у детей умение давать словесный отчет о ходе выполнения задания
(первый уровень словесной регуляции);
 снижать повышенное психическое возбуждение, поддерживать положительный
эмоциональный настрой;
 стимулировать и поощрять стремление детей к самостоятельности как проявлению
относительной независимости от взрослого;
 формировать навыки владения движениями своего тела;
 учить детей выполнять последовательную цепочку игровых действий.
Старший дошкольный возраст.
 развивать динамическую и зрительно-моторную координацию;
15

 развивать зрительное внимание и двигательную память в процессе выполнения
двигательных упражнений из трех-пяти элементов;
 формировать у детей навык владения телом в пространстве и сохранения равновесия;
 развивать одновременность и согласованность движений детей;
 стимулировать детей к выполнению разноименных разнонаправленных движений;
 продолжать учить ползать разными способами;
 продолжать учить выполнять движения по образцу;
 воспитывать стремление действовать по правилам;
 развивать общую и тонкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительнодвигательную координацию;
 осуществлять профилактику и коррекцию плоскостопия;
 развитие способности детей к точному управлению движениями в пространстве: в
вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях (чувство пространства), - формируя
вестибулярные и проприоцептивные способности детей во время перемещения на
полифункциональных модулях и дорожках;
 формировать у детей умение давать словесный отчет о ходе выполнения задания
(первый уровень словесной регуляции);
 создавать благоприятные физиологические условия для нормального роста тела,
развитие позвоночника и коррекции физических недостатков ребенка;
 проводить игровые закаливающие процедуры, направленные на улучшение работы
сердца, улучшение тактильной чувствительности тела, повышения силы и тонуса мышц,
подвижности суставов, связок и сухожилий, расслабление гипертонуса мышц;
 развивать способность детей определять пространственное расположение предметов
относительно себя (впереди-сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), продолжаем уточнять
представления о схеме собственного тела и лица (руки, ноги, голова, туловище, глаза, нос, уши)
Подготовительный к школе дошкольный возраст.
 продолжать учить детей правильному динамическому и статическому дыханию;
 снижать повышенное психическое возбуждение детей, поддерживать их
положительный эмоциональный настрой;
 учить детей сохранять заданный темп во время передвижения по коврикам, на горках,
игр в сухом бассейне (частота движений за единицу времени);
 формировать способности детей к словесной регуляции движений (выполнение
действий по словесной инструкции и умение рассказать о выполненном задании с использованием
вербальных и невербальных средств общения);
 развивать целостное представление детей о пространстве, понимание расположения
объектов во внешнем пространстве, умение определять расположение предметов по отношению
к себе и применять слова, обозначающие взаимоотношения предметов в пространстве;
 совершенствовать соматогнозис: способности чувствовать части тела, умения управлять
ими, называть их, развивать произвольную мимику детей;
 развивать тактильные ощущения детей, стереогноз;
 развивать произвольную регуляцию двигательной активности детей: выполнение
произвольных движений частями тела в соответствии с инструкцией; выполнение серии
последовательных движений (удерживание двигательной программы) с подключением
проговаривания;
 развивать произвольную регуляцию моторики рук с помощью статических и
динамических упражнений для кистей и пальцев;
 формировать двигательные стереотипы в ходе развития зрительно-моторной
координации, тактильной и двигательной памяти;
 развивать кинестетические ощущения, возникающие при движении органов
артикуляции и их положении;
16

 формировать кинетическую и кинестетическую основу артикуляционных движений с
помощью динамических и статических упражнений; развивать планирующую и обобщающую
функции речи путем обучения детей и стимулирования их к вербальному программированию
предстоящих действий, речевому сопровождению этапов деятельности и оценке её результатов;
 формировать навыки программирования детьми предстоящих действий с помощью
вербализации этапов деятельности;
 развивать навык самооценки в деятельности;
 развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение практических действий
(второй уровень словесной регуляции);
 совершенствовать операционно-технический компонент деятельности (действия
руками, глазами и пр.)
2.1.4. Психопрофилактика и психологическое просвещение
Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление
деятельности педагога-психолога ДОО (И.А. Бурлакова и Е.К. Ягловская).
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными
проблемами в психическом развитии, перед педагогом-психологом стоит задача в рамках
психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих
детей в социум.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к
условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей
для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска,
требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью
оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с
администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
- отслеживание динамики социально-личностного развития детей;
- содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения
конкретных психологических, возрастных особенностей детей, с учетом традиций и местных
условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива.
Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме
семинаров, практикумов по темам:
- психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы;
- закономерности развития детского коллектива;
- особенности работы педагога с проблемными детьми;
- стили педагогического общения;
- психологические основы взаимодействия с семьей;
- особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных
различий дошкольников.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме
родительских собраний, круглых столов, клубов с обязательным учетом в тематике возраста детей
и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
- Адаптация ребенка к ДОУ: Оформление уголка психологической консультации «Что надо
знать родителям об адаптации ребенка к детскому саду».
- Анкетирование родителей будущих первоклассников.
- Сбор информации об особенностях семей, выявление семей высокого социального риска
– анкетирование.
17

- Анкетирование «Педагогическая компетентность родителей».
- Родительские собрания в группе. Психолого-педагогическое сопровождение как форма
взаимодействия с родителями детей с ОВЗ. Цели и задачи на предстоящий образовательный
период.
- Групповая консультация. Особенности эмоционального развития детей.
- Наглядная стендовая информация «Возрастные кризисы»
- Стендовая информация «Методы и приемы стимулирования поведения»
- Консультация. Портрет будущего первоклассника.
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы
Психологическая коррекция нарушений у детей – это целесообразно организованная
система психологических воздействий.
Педагогом-психологом организуется непосредственная образовательная деятельность с
группой детей и индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность.
Достижению поставленных задач способствуют различные поведенческие игры,
психорегулирующие упражнения. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме.
Для этого используются:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков
общения);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную
релаксацию, дыхательные, глазодвигательные,
арт-терапевтические);
- этюды, психогимнастика;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- сочинение историй-сказок (арт-терапевтические приемы);
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки (арт-терапевтические приемы);
- рисование (арт-терапевтические приемы);
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Широкое применение получил метод «психорегулирующие тренировки» (авт. Мамйчук
И.И., 1987). Целью занятий является смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка; обучение
его приемам релаксации; развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.
Данный метод способствует повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям,
улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения.
Метод «психогимнастика» (авт. Г. Юнова, модиф. Чистякова М.И.). Метод включает в себя
следующие психотехнические приемы: передача движений по кругу, передача ритма по кругу,
ритмику, пантомиму, упражнения на понимание невербального поведения участников группы,
коллективные танцы и игры.
2.3 Организация взаимодействия с семьями.
В соответствии с ФГОС ДО, взаимодействие с родителями (законными представителями)
по вопросам образования ребенка направлено на непосредственное вовлечение их в
образовательную деятельность. В том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи.
Специфика работы психолога определяется несколькими аспектами, связанными с
особенностями детей-дошкольников с ОВЗ.
Особый акцент педагог-психолог делает на работу с родителями, т.к. именно в семье
оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей
дошкольников. Кроме того, для сбора объективной информации и оказания ребенку и его близким
18

квалифицированной помощи, психологу недостаточно провести с ним диагностическое
обследование с помощью стандартизированных методик. Педагог-психолог наблюдает за
естественным поведением ребенка в повседневной жизни, что предполагает контакт и предметное
обсуждение и с родителями, и с педагогами.
В связи со спецификой своей работы педагог-психолог всегда находится во
взаимодействии с педагогами, детьми и родителями.
Главное умение – умение вести разговор, наладить контакт, расположить к себе,
необходимо владеть коммуникативными навыками общения в ситуации индивидуальной беседы
и в ситуации публичного выступления (как перед знакомой, так и незнакомой аудиторией).
Важным звеном психологической помощи детям с НОДА и их родителям является
психологическая поддержка. Психологическая поддержка осуществляется в двух направлениях:
во-первых, поддержка родителей и других родственников и, во-вторых, поддержка самих детей.
Психологическая поддержка родителей — это комплекс мер, направленных на:
- снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
- укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
- формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;
- установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного
воспитания.
Методы психологической поддержки:
- убеждение во вступление родителей детей с НОДА в клубы, ассоциации или другие
родительские организации;
- родительские семинары;
- лекционные приемы;
- дискуссии «по трудным ситуациям»;
- тематические деловые игры.
Основные формы взаимодействия с семьей.
Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей,
индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление
информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток,
буклетов.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в
детской исследовательской и проектной деятельности.

19

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с НОДА
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с НОДА с учетом
необходимости реализации комплексного междисциплинарного подхода при коррекции
нарушений развития у обучающихся с двигательной патологией.
Целесообразно проводить ППк, на которых процесс реабилитации наиболее сложных
обучающихся докладывается и обсуждается всеми педагогическими работниками, которые
работают с обучающимся, при этом необходимо обеспечить участие родителей (законных
представителей) обучающегося.
В МАДОУ детский сад 16 обеспечено комплексное психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с двигательной патологией на протяжении всего периода его обучения в
ДОО. Для этого:

организована деятельность педагогических работников в форме ППк для
выявления, обследования обучающихся, разработки индивидуального образовательной
программы/маршрута;

организовано в соответствии с разработанной программой сопровождения
обучающихся с НОДА;

специалисты психолого-педагогического консилиума МАДОУ детский сад 16
принимают активное участие в проектировании и организации образовательного процесса с
обучающимися с НОДА.
Важное значение для обучающихся с НОДА имеет предметно-развивающая среда,
которая, призвана обеспечить психолого-педагогическое сопровождение. В данном
сопровождении должны принимать участие педагогические работники и родители (законные
представители) обучающегося.
Особое внимание следует уделять ортопедическому режиму. Ребенок с двигательной
патологией во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе.
Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для кормления,
одевания, купания, игры. Эти позы меняются по мере развития двигательных возможностей
ребенка. Если не удается вытянуть вперед руки или схватить предмет, находясь в положении на
спине или на животе, можно добиться желаемых движений, поместив ребенка животом на колени
педагогического работника и слегка раскачивая его. В результате ребенок лучше расслабляется,
легче вытягивает руки вперед и хватает игрушку. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не сидел
в течение длительного времени с опущенной вниз головой, согнутыми спиной и ногами. Это
приводит к стойкой патологической позе, способствует развитию сгибательных контрактур
коленных и тазобедренных суставов, чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так,
чтобы его ноги были разогнуты, стопы стояли на опоре, а не свисали, голова и спина были
выпрямлены. В течение дня полезно несколько раз выкладывать ребенка на живот, добиваясь в
этом положении разгибания головы, рук, спины и ног, чтобы облегчить принятие этой позы,
ребенку под грудь подкладывают небольшой валик.
Соблюдение ортопедического режима позволяет устранить негативные моменты,
способствующие прогрессированию двигательных нарушений, тем самым оказывая
положительное влияние на стабилизацию двигательного статуса ребенка.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия реализации Программы для обучающихся с ОВЗ
обеспечивают возможность достижения обучающимися в установленных Стандартом
результатов освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
В ДОО созданы материально-технические условия, обеспечивающие:
1. Возможность достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения
Программы;
2. Выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
3. Выполнение требований пожарной безопасности и электробезопасности;

20

4. Выполнение требований по охране здоровья обучающихся и охране труда
работников;
5. Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ, в том числе
детей-инвалидов к объектам инфраструктуры ДОО.
Сведения об имеющихся в наличии помещений (с учетом правоустанавливающих
документов) для организации образовательной деятельности
№ п/п
Наименование
Площадь помещения
Количество мест
1
Кабинет педагога-психолога
6
16,7
2
Сенсорная комната
2
Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудования для
организации образовательной деятельности
№ п/п
Наименование технических средств
Кол-во
1
Ноутбук
1
2
Принтер
1
3
Музыкальные колонки
2
Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации
образовательной деятельности
№ п/п
Наименование
Количество
1
Детский стол (регулируемый по высоте)
3
2
Детский стул
6
3
Стол письменные для педагога
1
4
Шкаф для хранения методического материала
5
Шкаф для хранения дидактических пособий и игр
1
6

Большие стулья

1

7

Кресло мягкое

1

8

Мольберт

1

9

Доска магнитная

1

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания.
Сведения об имеющемся в наличии дидактических пособий, игр для организации
образовательной деятельности
Центры
Наименование пособия
Количество
Центр развития
Настольная игра «Внимание» серия Готов ли ты к
1
познавательных
школе
процессов:
Настольная игра «Математика»
2
Настольная игра «Окружающий мир. Предметы»
2
серия Готов ли ты к школе
Настольная игра «Мышление» серия Готов ли ты к
1
школе
Настольная игра «Грамота» серия Готов ли ты к
1
школе
Игра настольная «Что не так?»
1
Счетный материал: цифры и фигуры
1
Матрешка 5 кукольная «Вятка», платье, желтый
1
платок
Тамбурин малый
1
3.3.

21

Центр развития
социальнокоммуникативных
навыков и
межличностного
взаимодействия

Центр
эмоциональной
разгрузки
(Сенсорная комната)

Квадрат Воскобовича 2/4 цветный
Игровизор
Коврограф «Ларчик»
Математический планшет
Ксилофон 12 тонов
Бубенцы
Кастаньеты дерево
Дудочка малая
Треугольник 12 см
Маракасы маленькие
Колотушка деревянная
Трещотка пластинчатая
Дудочка средняя
Сортер «Геометрические фигуры»14 элементов
Игрушка-куб «Умный малыш. Логика 2» 28
элементов
Сувенир-дергунчик клоун цветные штаны 16см
Горка-ходилка с лягушкой
Кукла неваляшка
Пирамидка
Развивающая игра «Часть и целое»
Кубики Кооса
Кубик знаний «Мои первые животные»
Кубик знаний «Мои первые игрушки»
Пазлы
Кубики (картинка из 4-х частей)
Кубики (картинка из 6 частей)
Планшетник Эрудит 200 вопросов обо всем
Часы песочные 5 мин Классика 10 см
Миски-вкладыши
Тактильные колбочки
Игра «Тик-так»
Чемоданчик психолога
Доска для межполушарного взаимодействия
Игровой набор Монтессори 14 в 1
Твистер кольца
Наст. Игра Твистерок (пальчиковый)
Мягкая игрушка на руку «Белый медведь»
Игровой набор «Семья карамельных кроликов»
Зеркало эмоций «Мое настроение»
Книжка с окошками «Мои эмоции»
Психологическая игра для развития
эмоционального интеллекта «Помогатели»
Пузырьковая колонна «Стелла» с мягкой
платформой и 2-мя зеркалами
Интерактивный световой модуль «Малыш»,
«Малыш» мультиколор
Волшебная нить с контролером
Тактильный коврик
Чудо арфа н/б
Набор сказочных персонажей

4/2
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
3
8
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22

Центр развития
мелкой моторики

Кресло-трансформер (с мягким наполнителем)
Аудиовизуальная программа «Саната»
Кинетический песок
Су-джок
Мяч «Резиновый ежик»
Мяч «анти-стресс»
Пчелка с механической заводкой
Серпантинка "Львенок" с бусинками»
Формочки «Пироженки»
Набор «Дары Фребеля»
Сортер тактильно-развивающий
Развивающий набор «Послушные ладошки»
Шнуровка
Узорная шнуровка №2

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4

Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации
образовательной деятельности
№ п/п
Наименование
Количество
1
Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского
1
образовательного учреждения –Ростов н/Д: Феникс, 2004. –
576 с. (Серия «Сердце отдаю детям»)
2
Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление
1
процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н.В.
Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 188 с.
3
Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по
1
адаптации детей в ДОУ: практ. Пособие / Н.В. Кирюхина. – М.:
Айрис-пресс, 2005. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и
развитие).
4
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период
1
адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2004.
– 72 с. (Психологическая служба.)
5
Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста /
1
авт.-сост. М.П. Злобенко (и др.). – Волгоград: Учитель, 2011. –
110 с.
6
Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. – М.: ТЦ
1
Сфера, 2003. – 96 с. (Серия «Практическая психология».)
7
С.С. Бычкова Формирование умения общения со сверстниками
1
у старших дошкольников: Методические рекомендации для
воспитателей и методистов дошкольных образовательных
учреждений. – М.: АРКТИ. 2002. – 96 с. (Развитие и воспитание
дошкольника).
8
Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая
1
программа для детей 5-7 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:
АРКТИ, 2004. – 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
9
Психолого-педагогическая диагностика развития детей
1
раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил.
Альбома «Наглядный материал для обследования детей»/ (Е.А.
Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.); под ред. Е.А.
Стребелевой. – 2-е издание, перераб. И доп. – М.:
Просвещение, 2004. – 164 с. + Прил. (268. С. Ил.).
10
Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с
1
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб.
23

11

12

13
14
15

16
17

18

Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2004.
Развитие умения управлять собой. Цикл коррекционноразвивающих занятий с детьми 5-7 лет / авт.-сост. Ю.А.
Афонькина, О.Е. Борисова, Т.Э. Белотелова. – Волгоград:
Учитель, 2014. – 243 с.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития / Под ред. И. М.
Бгажноковой. — М., 2007.
Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. и др. Программа
для специальных дошкольных учреждений. — М., 1991.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и
обучение дошкольников с нарушениями слуха. — М., 2001.
Дети
с
ограниченными
возможностями:
проблемы
инновационных тенденций обучения и воспитания:
Хрестоматия / Сост. Л. В. Калинникова, Н. Д. Соколова. — М.,
2005.
Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для
детей с нарушением зрения. — М., 2006.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая
помощь детям раннего и дошкольного возраста. — СПб., —
2008.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее
обучение
и
воспитание:
Программа
дошкольного
образовательного учреждения компенсирующего вида для
детей с нарушением интеллекта. — М., 2003.

1

1

1
1
1

1
1

1

3.4. Режим работы педагога-психолога
В соответствии с инструктивным письмом Министерства образования РФ № 29/1886-6 от
24.12.2001 года «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного
учреждения» установлена нагрузка работы педагога-психолога в неделю, которая составила 36
часов.
На
индивидуальную
и
групповую
профилактическую,
диагностическую,
консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с
обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими
работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и
воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медикопедагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18
часов в неделю;
Остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности
рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с
обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов;
подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями
обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной
профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических
объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и
др.).

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».