Как выбрать полезный мультфильм для ребенка

21.01.2019

В статье читайте советы для родителей и готовую схему анализа мультфильма.

Предпочтения родителей и детей при выборе мультфильмов

Родители хотят оградить детей от агрессивных мультфильмов, в которых действуют неестественные герои. Это подтвердили данные опроса. Родителей дошкольников спрашивали, какие мультфильмы предпочитают смотреть их дети и какие опасения у взрослых вызывают эти мультфильмы. В опросе приняли участие 55 родителей. Средний возраст их детей – 5 лет.

Предпочтения дошкольников не совпадают с мнением большинства родителей. Например, любимый многими детьми мультфильм «Маша и Медведь» содержит сцены с агрессивным поведением героев.

Вопрос

Результаты

Какие мультфильмы любит смотреть Ваш ребенок?

23% – мультфильмы студии «Союзмультфильм»;
20% – «Маша и Медведь»;
14% – мультфильмы студии Disney;
11% – «Губка Боб», «Том и Джерри», «Соник»;
8% – «Лунтик»;
6% – «Винкс»;
6% – смотрят все мультфильмы;
3% – «Даша-путешественница»;
3% – «Паровозики из Чаггинктона»;
3% – «Фиксики»;
3% – не смотрят мультфильмы

Какие мультфильмы Вы запрещаете смотреть своему ребенку?

23% – агрессивные;
19% – не подходящие по возрасту;
12% – с изображением неестественных героев;
12% – японские мультфильмы;
10% – современные иностранные мультфильмы;
6% – мультфильмы телеканала «2×2»;
6% – страшные;
6% – не запрещаю ничего;
6% – «Симпсоны», «Губка Боб», «Маша и Медведь», «Смешарики»

Как, по Вашему мнению, влияют те или иные мультфильмы на развитие ребенка?

Все родители ответили, что мультфильмы, которые они занесли в список «опасных» (ответ на предыдущий вопрос), вызывают «нежелательное» поведение, агрессию, гиперактивность, тревожность.

 К «безобидным» мультфильмам – чаще всего мультфильмам студии «Союзмультфильм» – они относятся положительно, считают, что такие мультфильмы формируют морально-нравственную основу, показывают правильные модели поведения и в целом позитивно влияют на развитие ребенка.

 

Совет 1. Выбирайте реалистичных героев.

 

Обратите внимание на внешний вид, голос героя. Они должны быть естественными. В игре дошкольники используют атрибуты мультипликационных ролей (украшают одежду, изменяют прически, используют кукол-персонажей). Дети копируют героев и используют способы разрешения ситуаций, которые те демонстрируют.

Когда ребенок смотрит мультфильм, он сравнивает себя с героем и учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Если персонаж имеет неестественный вид, в сюжете должно быть объяснение этому.

Родителям следует выбирать героев с реалистичными характерами. Если у персонажа внешних черт больше внутренних, дети не запомнят героя и не будут подражать ему. Дети не могут сравнить себя с неестественными и гротескными героями. Если герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей, у ребенка искажается гендерная идентичность.

Пример.  В ходе исследования, проведенного Московским городским центром психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, дошкольникам показали мультфильм «Смешарики». Позже детям предложили поиграть с игрушками-персонажами. Все дети (участвовали 60 дошкольников) опробовали игрушки «Смешарики» как мяч. Причина действий детей в том, что игрушки напоминают мяч: круглые, упругие, мягкие.

Проанализируйте действия и речь героев: они должны быть понятны детям, темп речи должен быть медленным, с интонационными паузами. Если ситуации мультфильма не соответствуют реальной жизни детей, они не захотят подражать персонажам и не поймут происходящего. Непонятные детям моменты, которые встретились в мультфильме, нужно объяснить.

 

Совет 2. Защитите ребенка от агрессии

 

Избегайте мультфильмов, которые побуждают к причинению вреда своему здоровью и самоубийству, а также насилию над людьми и животными. Согласно законодательству, продукция с таким содержанием должна иметь маркировку «18+».

Через просмотр мультфильма ребенок усваивает модели поведения. Ребенок переносит на себя эмоциональное состояние героя. Если главный герой ведет себя агрессивно и наносит вред другим героям, дети копируют это поведение. Персонаж мультфильма для ребенка – образец, которому можно подражать.

Ребенок учится жестокости, когда на экране персонаж издевается над немощными и старыми людьми, наносит вред животным и природе. Дети злятся и агрессивно ведут себя со сверстниками.

У дошкольника снижается инстинкт самосохранения, если он видит в мультфильме опасные примеры поведения. Копируя действия мультипликационного героя, он может нанести вред своему и чужому здоровью.

 

Совет 3. Исключите «быстрые» мультфильмы и спецэффекты

 

Оцените скорость предъявления видеоряда в мультфильме. После просмотра мультфильмов с высокой скоростью смены кадров и сильной динамикой дети гиперактивны, невнимательны, плохо запоминают информацию, не могут решать познавательные задачи. Выбирайте мультики, где кадры сменяют друг друга плавно.

Яркие мультфильмы с контрастными неестественными цветами вызывают сильные переживания у детей, утомляют нервную систему. Избегайте мультфильмов с большим количеством спецэффектов. Дети эмоционально реагируют на них, после просмотра агрессивно ведут себя со сверстниками и не слушают взрослых. Также спецэффекты мешают детям понять смысл событий.

Когда в мультфильме нет сюжетных пауз, дошкольники не успевают осмыслить то, что происходит на экране. Если ребенок не понимает сюжет, он не усваивает нормы и образцы поведения, не может построить полноценную игру по мотивам мультфильма. Например, дети не используют сюжеты в свободной игре с игрушками-персонажами.

Избегайте многосерийных мультфильмов. Из-за большого количества серий ребенку трудно запомнить сюжет. Это мешает дошкольнику понять события, которые происходят на экране.

 

Совет 4. Воспитывайте мораль

 

Используйте мультфильмы, которые транслируют общепринятые моральные нормы. Ребенок учится понимать, что такое добро и зло, именно через сказки и мультфильмы. Поступки и убеждения героев дошкольники воспринимают некритично, как правильные и естественные.

Если плохие герои остаются безнаказанными, ребенок не усваивает, что хорошо, а что плохо. Он пренебрегает запретами, не слушается взрослых.

Показывайте детям мультфильмы, в которых присутствуют ненатуралистические сцены насилия, если в сюжете добро торжествует над злом, герои выражают сострадание к жертве или осуждают насилие. Такие мультфильмы имеют маркирвоку «0+».

Исключите мультфильмы, которые содержат нецензурную брань, а также вызывают желание употребить наркотики, табак и алкоголь. В сюжетах герои не должны оправдывать противоправное поведение, неуважение к родителям или другим членам семьи.

 

Совет 5. Оцените мультфильм по схеме

 

Используйте схему анализа мультфильма, чтобы оценить степень его негативного влияния на дошкольника. В основе схемы – результаты психологических исследований (М. Соколова, Е.О. Смирнова, М. Голик, Е.А. Дудкина, И.М. Пивоварчик, А. Лиллард) и требования законодательства.

Схема анализа включает 11 критериев. Эти критерии затрагивают способы подачи информации (скорость смены кадра, изображение героев, спецэффекты) и отличительные особенности поведения персонажей, воспитательную и образовательную функции мультфильма.

 

Схема анализа мультипликационных фильмов

для родителей дошкольников

 

Инструкция. Выберите подходящий вариант ответа.

Название мультфильма:                                                                                   .

1. Скорость предъявления видеоряда:

  а) плавная и медленная смена кадров;

  б) скорость смены кадров зависит от сцены (от быстрой до плавной, медленной);

  в) постоянная и быстрая смена кадра.

2. Количество и влияние спецэффектов:

  а) спецэффектов нет либо малое количество, они не вызывают сильного проявления эмоций;

  б) умеренное количество спецэффектов, некоторые вызывают сильное проявление эмоций (удивление, гнев, страх и пр.);

  в) большое количество спецэффектов, привлекающих внимание, вызывающих сильное проявление эмоций (удивление, гнев, страх и пр.).Хочу такой сайт

3. Изображение героев:

  а) естественное изображение всех героев;

  б) некоторые герои имеют неестественный вид, некоторые части тела искажены, но в мультфильме объяснены причины этих изменений;

  в) изображение героев полностью не соответствует действительности, части тела искажены, причины данных изменений в мультфильме не уточнены.

4. Соответствие действий героев реальной жизнедеятельности и знаниям дошкольников:

  а) полное соответствие – детям понятны действия героев, они не требуют дополнительного уточнения;

  б) некоторые действия героев требуют дополнительного уточнения у взрослых;

  в) полное несоответствие – действия героев непонятны, детям необходимы постоянные пояснения.

5. Характеристика речи героев:

  а) темп речи не быстрый, есть интонационные паузы, голос героев приближен к реальным, разборчив;

  б) у некоторых героев темп речи быстрый, голос искажен, сложно разборчив;

  в) темп речи быстрый, голос героев искажен, не похож на реальный, иногда сбивчив, сложно разборчив.

6. Доступность содержания речи героев для дошкольников:

  а) содержание речи доступно дошкольнику, не требует дополнительных пояснений;

  б) некоторые слова или выражения требуют дополнительных пояснений взрослыми;

  в) содержание речи недоступно дошкольнику, требует постоянных пояснений взрослыми.

7. Проявления агрессивных действий:

  а) герои не проявляют агрессивных действий по отношению к себе и друг к другу;

  б) присутствуют единичные проявления агрессивного поведения;

  в) частая демонстрация агрессивных действий героев.

8. Степень ответственности героев за совершенные ими негативные действия:

  а) герои несут ответственность за совершенные негативные действия, наказываются, «добро побеждает зло»;

  б) не все герои несут ответственность за совершенные негативные действия, условно «хорошие» герои при совершении негативных действий не наказываются;

  в) герои при совершении негативных действий остаются безнаказанными, их поступки не объясняются.

9. Демонстрация откровенных сцен и сексуальность героев:

  а) откровенных сцен нет, в изображении героев нет акцента на их сексуальности;

  б) откровенные сцены отсутствуют, но внешность героев может быть подчеркнуто сексуальной;

  в) демонстрация откровенных сцен, гипертрофированная сексуальность героев.

10. Образовательная функция:

  а) при просмотре мультфильма ребенок приобретает знания и умения, которые впоследствии могут быть применены на практике;

  б) в мультфильме нет явного акцента на образовательной функции;

  в) сюжет мультфильма не только не несет в себе образовательной функции, но и всячески высмеивает возможные способы приобретения знаний и умений.

11. Воспитательная функция (морально-нравственная основа):

  а) герои транслируют принятые в обществе нормы морали, есть четкое разделение на «добро» и «зло»;

  б) есть разделение на «добро» и «зло», но герои не всегда ведут себя в соответствии с моральными нормами;

   в) поведение героев полностью противоречит моральным нормам, возможно, ведет к разрушению уже известных ребенку правил поведения, размыты границы «добра» и «зла».

 

Подсчитайте количество баллов:

а) – 1 балл;
б) – 2 балла;
в) – 3 балла.

Обработка результатов

11–16 баллов. Родители могут показывать мультфильм детям дошкольного возраста. Он оказывает положительное влияние на психическое развитие ребенка, выполняет социализирующую, воспитательную и образовательную функции, формирует правильные знания об окружающем мире. Герои мультфильма выглядят естественно, говорят понятно, не агрессивны. Сюжет мультфильма доступен дошкольникам. Ребенок может смотреть мультфильм самостоятельно или вместе со взрослым. После просмотра родители могут обсудить мультфильм с ребенком.

17–24 балла. Мультфильм рекомендуется к совместному просмотру дошкольниками с родителями. Сцены мультфильма могут вызвать у ребенка вопросы, на которые должны ответить родители. При просмотре мультфильма дети не обучаются, не усваивают новые формы поведения и нормы морали. Родители могут ограничить время просмотра такого мультфильма. После просмотра необходимо обсудить мультфильм с ребенком.

25–33 балла. Мультфильм не рекомендуется к просмотру дошкольниками. Он оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка. Сюжет не ясен для детей-дошкольников, изображения героев неестественны, их речь быстра, непонятна. Мультфильм негативно влияет на эмоциональные процессы и мыслительные функции из-за быстрой смены кадров, обилия спецэффектов, агрессивных действий персонажей. Он не несет в себе воспитательной и образовательной нагрузки, разрушает правильные представления о моральных нормах. При просмотре такого мультфильма дошкольником в обязательном порядке необходимо присутствие рядом взрослого.

Чем выше сумма полученных баллов, тем больше негативного влияния оказывает на дошкольников мультфильм. При анализе обратите внимание на критерии, которые получили высшую оценку. Например, итоговая оценка мультфильма составила 13 баллов – это говорит о его безопасности для дошкольников. Но если у некоторых героев голос искажен, неразборчив (2 балла), некоторые слова и выражения требуют дополнительных пояснений взрослыми (2 балла), родители должны обсудить с ребенком мультфильм, уточнить, все ли ему понятно.

 

Также вы можете посмотреть информацию на сайтах, пройдя по ссылкам ниже или найти самостоятельно информацию:

https://jamadvice.com.ua/kakie-detskie-multfilmy-nelzya-pokazyvat-detyam/

https://whatisgood.ru/tv/cartoons/vliyanie-multfilmov-na-psixicheskoe-razvitie-detej/

http://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/news-45026-kakie-multfilmy-mozhno-smotret-detyam-rasskazyvaet-mama-psiholog/

https://letidor.ru/otdyh/5-sovetov-ot-psihologov-kak-pravilno-smotret-multfilmy.htm

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.05.2020

Дата обновления: 22.05.2020

Дата публикации: 21.01.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».