28.11.2018
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение
сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем
мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной
мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные
детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей,
возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1
классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных
эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов
радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и
пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.
"Поймай киску"
Педагог
касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок
с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания
можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
"Чудесный мешочек"
В
непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры
(игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и
др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный
предмет.
"Платочек для куклы"(определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном,
вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем
платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в
мешочке нужный платочек для каждой куклы.
"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"
Ребенку
предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы:
стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая
бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная
ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной
текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые,
бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
"Узнай фигуру"
На
столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые
лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка
достать из мешочка такую же.
"Узнай предмет по контуру"
Ребенку
завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может
быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что
это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти
нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
"Догадайся, что за предмет"
На
столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы
(погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые
накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку
предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.08.2020
Дата обновления: 29.08.2020
Дата публикации: 28.11.2018