25.04.2021
Так, например, восприятие ребенка обогащается не только представлениями о форме предметов, их объективных свойствах, но и значительно развивается пространственная ориентировка, умение видеть предмет в разных положениях, соотношениях; формируется воображение, способность предвидеть изменения, планировать результаты практического действия. Представления постепенно становятся точными знаниями, которые в дальнейшем периодах развития будут уточняться.
Развитие предметной деятельности происходит лишь совместно со взрослым, ведь ребенок не знает назначение и способы действий с предметами. Взрослый создает образец действия, обеспечивает успешность его выполнения, эмоционально поддерживает ребенка. Он начинает действие, а ребенок продолжает и заканчивает.
Взрослый представляется ребенку «великим умельцем», образцом для подражания. Ребенок замечает, наблюдает и копирует действия взрослого: «читает» книгу (перелистывает страницы), «разговаривает» по телефону, вытирает тряпкой стол, подметает пол, стирает, стучит молотком и т.д. Повторяя вслед за взрослым, ребенок воспроизводит различные процессуально-игровые действия: катает машинку, загружает и разгружает ее, строит для нее гараж, кормит, укладывает спать и баюкает куклу. Эти игровые действия или, по-другому процессуальная игра, очень важны для интеллектуального и социального развития ребенка. В ходе этих действий ребенок знакомится с социальными отношениями людей, усваивает социальные нормы поведения.
Совместная деятельность со взрослым стимулирует речевое развитие. В своей активной исследовательской деятельности малышу все время нужно что-то от взрослого: достать, подать, показать, поиграть. Это требует от него все новых и более совершенных средств общения, не только различных жестов, движений и звуков, а речи. Именно взрослый, играя с ребенком, проговаривая и комментируя совместные игровые действия, способствует развитию его речи.
Научившись ходить, ребенок начинает отделяться от мамы. Он все дальше и дальше уходит от нее с целью исследования окружающего, хотя и еще очень привязан к ней, нуждается в ее эмоциональной поддержке и внимании. Поэтому он предпочитает играть рядом, недалеко от мамы, периодически обращаясь к ней за помощью, поддержкой и одобрением. Ребенок наслаждается своей способностью действовать самостоятельно и стремится все делать сам. Если взрослые предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не ограничивают его или торопят, то у ребенка формируются такие важные личностные качества как самостоятельность и уверенность в себе.
Разумеется, активная деятельность ребенка по изучению окружающего часто может угрожать его безопасности, а также безопасности, точнее, сохранности окружающих предметов. Первые, достаточно строгие, запреты и ограничения мамы, а еще такое «насилие» над ребенком как приучение к горшку, вызывают у него справедливый, как ему кажется, протест. Он становится упрямым, непослушным, может проявлять агрессивность по отношению к взрослым. Появление таких особенностей поведения закономерно и не должно пугать родителей. Эти особенности отражают важный этап в личностном развитии ребенка: умение действовать самостоятельно, активно заявлять о своих намерениях, отстаивать их и сопротивляться, если кто-то препятствует их выполнению, умение защитить себя и то, что принадлежит ему (дети в этом возрасте воспринимают друг друга не как партнеров по игре, а как соперников: не дают друг другу игрушки, дерутся). Согласитесь, что вышеперечисленные качества, закладывающееся именно в этом возрасте, очень важны для взрослого человека, для успешности его социальной и профессиональной деятельности. Поэтому, предоставление свободы ребенку, в разумных пределах, и проявление терпимости к его поведению со стороны родителей, представляется очень важным для его развития.
В 1 год - 1 год 6 месяцев - ребенок ходит самостоятельно; не присаживаясь, меняет положение: приседает, наклоняется, поворачивается, пятится. Может перешагивать препятствия приставным шагом, спускаться и подниматься по лестнице, держась за опору.
Малыш строит башню из кубиков, легко снимает и нанизывает кольца пирамиды, вкладывает три разных предмета друг в друга, правильно выбирает одну из трех коробок, куда был спрятан предмет, разбирает и складывает односоставную матрешку.
Ребенок понимает слова и фразы, если они относятся к конкретной ситуации. Он может по словесной просьбе показать части лица и тела, окружающие бытовые предметы, игрушки, одежду, обувь.
Выполняет просьбы типа: «Дай ...», «Принеси…», «Отнеси ...» и т.д.
Его словарный запас состоит из названий лиц, предметов (15-20 слов), названий действий (2-3 слова: «бух», «Дай», «Ди» (иди), «Пать» (спать).
Ребенок пользуется навыками опрятности: просится в туалет или садится на горшок самостоятельно. Но вполне допустимо, если он может сходить и под себя, особенно, если длительное время пользовался памперсами. Самостоятельно ест ложкой и пьет из чашки.
В 1 год 6 месяцев - 2 года - ребенок хорошо, длительно ходит, бегает, перешагивает через препятствия чередующим шагом. Он может самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с поддержкой одной рукой. Залезает на стул и слезает приставным шагом.
Ребенок строит башню, поезд, мост из кубиков, составляет 2-3 составную матрешку, собирает 4-х составную пирамидку с учетом величины колец, соотносит предметы по цвету, форме, величине (раскладывает предметы: красные к фасным, белые к белым и т.д.; шарики к шарикам, кубики к кубикам и т.д.; большие к большим, маленькие к маленьким).
Малыш хорошо понимает названия предметов, действий, показывает предметы на картинках и действия на сюжетных картинках. Сам может произнести 40-50 слов: названия лиц, предметов, действий («дай, иди, неси, пить, спать»); наречия («где, там, хорошо, надо и др»).
Ребенок пользуется навыками опрятности (не ходит под себя). Может сам или с помощью взрослого раздеться: снять с себя шапку, ботинки, штаны.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.04.2021
Дата обновления: 25.04.2021
Дата публикации: 25.04.2021