01.01.2017
Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Помимо психических процессов огромное значение имеет развитие положительного эмоциональной сферы, которая относится к числу важнейших условий развития личности ребенка, осознания ребенком себя. Известный психолог Л. С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств, который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение»).
Поэтому, только согласованное функционирование эмоциональной и интеллектуальной сферы, их единства может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, то в дошкольном учреждение необходимо обеспечить его психологический комфорт. Эмоциональное благополучие ребенка обуславливается массой разнообразных факторов (физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога).
В условиях дошкольного образовательного учреждения исключительное значение для эмоционального благополучия ребенка приобретает отношение к нему педагога. Компонентами эмоционального отношения к детям являются действия педагога, общий эмоциональный фон в его работе, особенности принятия ребенка, наличие и характер дистанции между воспитателем и ребенком и конечно стиль общения педагога. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствует обучению, авторитарный вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции у детей.
Педагог с таким стилем общения способен развить в детях инициативу, общительность, доверительность в личных взаимоотношениях, он стимулирует самостоятельность детей. Это вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе.
Еще один значимый фактор для комфортного эмоционального самочувствие ребенка характер его отношений со сверстниками. Только положительные взаимоотношения со сверстниками смогут сформировать у детей такие качества как отзывчивость и искренность, а вот конфликтные взаимоотношения приведут к отчужденности, скрытности и агрессивности. Это еще одна причина, почему некоторые дети не хотят ходить в детский сад, это те дети не смогли наладить свои отношения с другими детьми и дома они чувствуют себя спокойнее, увереннее и комфортнее.
Педагог должен своевременно обращать внимание на формирование микроклимата в группе, не выделять детей, вырабатывать у детей самоуважение и доброе уважительное отношение к сверстникам.
Еще одна важная составляющая эмоционального развития ребенка это психологический климат в семье. Родителя являются важнейшим субъектом воспитания человека. Дети нуждаются в родительской любви, она выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического комфорта. Уверенности в том, что его любят и о нем заботятся для ребенка важная составляющая его эмоционального развития. Психологический климат в семье влияет на ребенка, как дома, так и в детском саду. Заботящийся о своем ребенке родитель всегда обратит внимание на его успехи и неудачи, его забота не может ограничиваться только поцелуями и ласками. Он должен быть чуток к эмоциональному миру ребенка, уметь подчеркнуть его достоинства, осознавать важность душевной теплоты и общения. Стараться всесторонне развить своего малыша, целенаправленно и систематически воспитывать его эмоции и чувства.
В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:
Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.
Что нужно знать об эмоциональном развитии
ребенка-дошкольника
3 года
Может вести себя некоторое время «хорошо»:
способен играть вместе с детьми в игрушки и фантазийные игры;
любит помогать взрослым;
в какой-то мере способен быть чутким к переживаниям других.
Нормальное «плохое» поведение:
не хочет сотрудничать с другими детьми;
не хочет заботиться о других;
эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным;
нередко случаются истерики, слезы, крики.
4 года
Ведет себя «хорошо» более продолжительное время:
способен к сотрудничеству со сверстниками;
принимает правило очередности;
может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.
Нормальное «плохое» поведение:
напоминает поведение ребенка более младшего возраста. Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении ребенка.
5 лет
Ведет себя хорошо в течение всего времени пребывания в детском саду:
соблюдает распорядок дня;
лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности, способен в какой-то мере помогать соблюдать их.
Нормальное «плохое» поведение:
разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;
бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре.
6 лет
Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:
способен подчинять свои эмоции;
удерживает принятую на себя роль до окончания игры.
начинает осознавать свои переживания;
начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.
Нормальное «плохое» поведение:
использует ложь, как форму ухода от соблюдения нормы;
часто ябедничает;
проявляет небрежность в выполнении монотонных операций.
Советы для родителей «Минуты нежности»
1. Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.
2. Обнимайте за плечи своего ребёнка, нежно погладьте по волосам или по щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.
3. Порисуйте у ребёнка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что Вы изображаете. Если малышу сложно отгадать предметы, то покажите на его спинке, как пробежала мягкая кошечка, как протопал тяжёлый слон или пролетела, лишь касаясь крыльями, лёгкая бабочка.
4. Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите малышу спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти её. После отыскивания плюшевого мишки обязательно поцелуйте и его хозяина. Повторите игру. Медвежонку есть куда спрятаться: в штанину пижамы или под подушку.
5. Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чём-нибудь, прижавшись друг к другу.
6. Можно предложить ребёнку игру: проявлять ласку определённое время, выпавшее на кубике, можно поиграть в загадочную статую. Ребёнок должен принять любую позу и накрыться одеялом или простынёй, а Вы – ощупать его. Если у Вас двое или больше детей, попытайтесь отгадать, кто скрывается под одеялом. Тогда уж детям придется сдерживать смех и хихиканье – иначе их быстро разгадывают.
7. Дотроньтесь доверительно до руки или плеча малыша, отправляющегося в садик, – и это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы озорнику – и он повеселеет.
http://www.maam.ru/
https://multiurok.ru/blog/riekomiendatsii-roditieliam-minuty-niezhnosti.html
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2018
Дата обновления: 22.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017