01.01.2017
Дошкольный возраст - этап активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетико - фонематической, лексической, грамматической. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием образования. Развитие речи в дошкольном детстве служит залогом сохранения нервно – психического здоровья и социализации детей, закладывает основы успешного образования в школе. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Особую значимость период дошкольного детства приобретает у детей с нарушениями речи. Расстройства речи, возникнув под влиянием какого - либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всём дальнейшем развитии ребенка (особенности речевого и интеллектуального развития, эмоционально – волевой сферы, трудности общения и социальной адаптации).
Современная система логопедической помощи дошкольникам представлена в разных формах, включая в себя работу специалистов учреждений различного ведомственного подчинения (Центры развития ребёнка, социально – реабилитационные центры, детские поликлиники, ПМПК, логопедические пункты дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ), группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи). При этом, доступность и качество оказания логопедической помощи являются важным профилактическим инструментом, обеспечивающим полноценное развитие ребёнка, предупреждая, в дальнейшем, возможность школьной дезадаптации. В связи с чем, становится актуальным не только повышение качества коррекционно – образовательной работы, но и поиск организационно – методических ресурсов, расширяющих сферу логопедической помощи.
Наиболее распространённым, является оказание логопедической помощи в условиях ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение - сложное социопсихопедагогическое образование, в котором одинаково важным представляется влияние на ребёнка и педагогов, и родителей.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие раскрытия творческого потенциала и совершенствования семейного воспитания, повышения педагогической культуры родителей и рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Логопедическая работа с дошкольниками как органическая часть этого взаимодействия предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи речевых навыков. Сотрудничество и преемственность деятельности учителя - логопеда и родителей – залог успеха коррекционного обучения.
Существуют разнообразные формы работы учителя – логопеда с семьёй (анкетирование, родительские собрания, консультации, практикумы, информационные проспекты для родителей, открытые просмотры занятий, совместные праздники и т.д.). Как правило, указанные формы носят комплексный характер, способствуя лишь частичной систематизации процесса сопровождения родителей детей с речевыми нарушениями.
Анализ содержания методических ресурсов традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями позволил создать структурно – функциональную модель системы взаимодействия учителя – логопеда с семьёй по вопросам речевого развития детей в ДОУ через функционирование семейного клуба.
Семейный клуб – неформальное объединение родителей для решения практических задач по вопросам воспитания, развития детей дошкольного возраста.
На базе муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №16 учителем – логопедом создан семейный клуб «Растём вместе» (далее Клуб) с цельюсоздания условий для организации комплексного взаимодействия ДОУ с родителями, обеспечивающих психолого - педагогическое сопровождение семьи ребёнка с речевыми нарушениями.
Деятельность Клуба планируется с 1 сентября до 31 мая.
Программа Клуба реализует содержание работы по следующим основным направлениям:
1. Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей с нарушениями речи.
2. Повышение педагогических знаний родителей.
3. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
4. Организация общения коллектива родителей и педагогов в ходе различных видов деятельности.
Структурно – функциональная модель организации семейного клуба «Растём вместе» условно состоит из трёх блоков:
Ø информационно – аналитического (подготовительного);
Ø практического;
Ø контрольно – аналитического (итогового).
Информационно – аналитический (подготовительный) блок – определение перспектив и содержания работы Клуба.
Предполагает анализ сведений педагогической и медицинской документации, осуществление психолого – медико – педагогической диагностики воспитанников, выявление трудностей и запросов семьи (через анкетирование, наблюдение, беседы, консультации), формирование учебно – методического сопровождения тематических встреч с родителями.
Практический блок – организация продуктивного общения всех участников семейного клуба «Растём вместе».
Календарное планирование работы Клуба разрабатывается в форме тематических разделов, отражающих структурные компоненты речевой системы, с постепенным увеличением объёма и содержания предлагаемой информации. Каждый раздел начинается с подготовительного этапа, способствующего последовательному вовлечению родителей в тему совместной деятельности. С этой целью вводятся анкетирование, опросники, мини – выставки дидактических игр и пособий, папки – передвижки, фотоальбомы, индивидуальные мини – практикумы, изготовление книжки – малышки для детей, кроссворды, коллективное сочинение – миниатюра, «Почта одного дня», изготовление коллективной книжки.
В основной этап реализуемых разделов включены мероприятия, направленные на решение конкретных задач по вопросам речевого развития детей. С этой целью планируются консультации, семинары – практикумы, мастер – классы, деловая игра, практикум, консультация с элементами игрового тренинга.
Контрольно – аналитический (итоговый) блок – определение эффективности работы Клуба, перспектив развития на следующий год.
Предполагает анализ сведений педагогической и медицинской документации, осуществление психолого – медико – педагогической диагностики воспитанников, выявление трудностей и запросов семьи (через анкетирование, консультации), проведение круглого стола.
Представленная структурно – функциональная модель организации семейного клуба «Растём вместе» позволяет учителю – логопеду гибко сочетать традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, обеспечивающих целостность, системность коррекционно – развивающего пространства.
Таким образом, увеличение доли участия семьи в образовательном процессе детей с речевыми нарушениями позволит:
Ø повысить уровень педагогической культуры родителей;
Ø осуществить опосредованную профилактику негативных тенденций в речевом развитии детей;
Ø сформировать раннюю коррекционно – профилактическую направленность в вопросах психоречевого развития ребёнка в семье и ДОУ.
Список литературы
1. Болотина Л.Р. Воспитание звуковой культуры в ДОУ: метод. пособие / Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 128 с.
2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
4. Постол Т.В.Взаимодействие учителя – логопеда с семьями воспитанников по формированию лексико – грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ds21.vega-int.ru/
Савельева О.В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении (методические рекомендации)[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nsportal.ru/
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2018
Дата обновления: 22.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017