01.01.2017
Важнейшей задачей государственной политики в области образования, демографического и социально-экономического развития Свердловской области является обеспечение права любого ребенка на получение образования, отвечающего потребностям, в т.ч. специальным образовательным потребностям, в объёме, адекватном его возможностям, с целью успешной интеграции в общество, достижения эффективной самореализации. Это определяет необходимость структурно - функциональной, содержательной и технологической модернизации условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова).
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Среди них особую группу составляют нарушения опороно – двигательного аппарата (ОДА).
Исследования Е.Ф. Архиповой, Л.А. Даниловой, М.И. Ипполитовой, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, О.Г. Приходько, К.А. Семёновой, Н.В. Симоновой и др. указывают на замедленное, искажённое развитие психомоторных функций у детей с нарушением ОДА, раскрывают основные направления коррекционно – развивающей работы. Однако, выраженные двигательные расстройства, позднее становление моторных функций, навыков самообслуживания, условия пребывания детей в специализированных группах приводят к отсутствию ранней психолого - педагогической диагностики, систематической комплексной психолого - медико - педагогической работы, позднему её началу на фоне выраженных вторичных нарушений. В связи с чем актуален поиск путей повышения эффективности коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста на основе разработки мероприятий, направленных на максимальное исправление речевых и неречевых нарушений.
Для определения содержания логопедической работы по преодолению системного нарушения речи у дошкольников с нарушением ОДА выделены условия её эффективности,зависящих от:
• степени тяжести нарушений;
• времени начала коррекционно - развивающей работы;
• установки родителей, ребёнка на совместную работу;
• организации коррекционно – развивающего процесса.
Реализация коррекционно - развивающей работы предусматривает следующие группы методов:
• первая группа методов направлена на определение уровня психофизического и речевого развития (изучение, анализ медицинской и педагогической документации; беседа с родителями и специалистами; наблюдение за ребёнком; сравнительный количественный и качественный анализ полученных данных);
• вторая группа методов направлена на создание специальных условий, способствующих выравниванию нарушенных функций (использование предметов - заместителей; рассматривание иллюстраций, картин; наблюдение; показ способов действия или преобразования того или иного предмета; беседа; вопросы к детям; развивающие игры и упражнения);
• третья группа методов направлена на выравнивание нарушенных моторных функций в комплексе реабилитационных мероприятий для детей с нарушением ОДА (массаж кистей и пальцев рук; упражнения с мячом, карандашом, жгутом для развития пронаторно - сгибательно - приводящей установки верхних конечностей, логопедический массаж зубными щётками, искусственная локальная контрастотермия, опосредованная пальчиковая гимнастика, элементы логоритмики).
Предложенная комплексность логопедической работы направлена на выравнивание речевых и неречевых функций в сочетанной структуре неврологических и психических расстройств у детей с нарушением ОДА. При этом, учитываются тяжесть и характер поражения центральной нервной системы в зависимости от формы нарушений ОДА, влияющих на степень выраженности дизартрических проявлений, характер речедвигательных и интеллектуальных расстройств (Е.Н. Бахматова, Э.С. Калижнюк, И.И. Мамайчук).
Кроме того, для расширения опыта эмоционально - практического взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, реализацию способностей ребёнка, стимуляцию в развитии самостоятельности, инициативности, чувства уверенности в себе при формировании высших психических функций у ребёнка с нарушением ОДА очень важное значение имеет правильная организация предметно - развивающей среды с учётом следующих параметров:
• проблемная насыщенность;
• открытость к изменению, диалогический режим функционирования;
• необыденность;
• чёткая оформленность в среде предметных источников развития;
• многофункциональность;
• приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых;
• «свобода выбора» альтернативных средств (предметов, материалов и т.п.);
• возможность использовать накопленный опыт;
• эмоциональная насыщенность и выразительность.
Изменения в предметно - развивающей среде происходят в соответствии с изучаемой темой, сезонных изменений, традиционных праздников. Однако, специфика наполняемости группы детей с нарушением ОДА (разный возраст детей от 3 до 7 лет) обуславливает частичное обновление материала выделенных центров (центр «Учимся говорить», центр сенсомоторного развития, центр речевого и креативного развития, центр «Обучайка», компьютерно – игровой центр).
Коррекционно - развивающая работа по преодолению системного нарушения речи у детей с нарушением ОДА планируется с 1 сентября до 1 июня и условно делится на четыре периода:
• I период - сентябрь, октябрь;
• II период - ноябрь, декабрь;
• III период - январь, февраль, март;
• IV период - апрель, май.
C 1 сентября по 15 сентября, в середине учебного года проводятся углублённая первичная и промежуточная диагностика речевых и неречевых функций ребёнка, разработка индивидуального плана работы, уточнение содержания занятий в микрогруппах по результатам психолого - медико - педагогического консилиума. С 15 мая по 30 мая проводится итоговая диагностика, составляются рекомендации родителям каждого ребёнка на лето.
Программа реализует задачи и содержание коррекционно - развивающей работы по следующим основным направлениям:
1. Общие речевые навыки.
2. Общая моторика.
3. Моторика кистей и пальцев рук.
4. Сенсорная сфера.
5. Временные, пространственные представления.
6. Языковой анализ и синтез (для детей старшего дошкольного возраста).
7. Лексика.
8. Грамматика.
9. Связная речь.
Работа учителя - логопеда по преодолению системного нарушения речи у детей с нарушением ОДА осуществляются в первой половине дня с микрогруппами из 2 - 3 человек и индивидуально (исходя из возможностей и коррекционно - образовательных потребностей ребёнка). Для закрепления материала, отработанного учителем - логопедом, развития всех компонентов речевой системы, неречевых функций во вторую половину дня воспитателями проводятся логопедические пятиминутки, подвижные игры и упражнения в рамках изучаемых лексических тем. Кроме того, родители каждого воспитанника с нарушением ОДА в конце недели на индивидуальных минипрактикумах получают методические рекомендации по нормализации речевых и неречевых функций, способствующих объединению усилий между всеми участниками педагогического процесса.
Для организации охранительного режима в процессе коррекционно – развивающей работы используются малые формы активного отдыха и психологической разгрузки детей, сочетаемых, по необходимости:
• физкультурные минутки (в форме разнообразных комплексов физических упражнений с выходом из - за столов);
• минутки здоровья (комплекс упражнений для снятия напряжения мышц спины, шеи, сидя за столами; пальчиковой гимнастики; дыхательной гимнастики; гимнастики для глаз);
• двигательные разрядки (в виде игр, содержание которых подбирается в соответствии с программным материалом).
Специфика работы группы детей с нарушением ОДА (разный возраст детей (с 3 - х до 7 - и лет), степень выраженности двигательных, психоречевых нарушений, преобладание микрогрупп (2 - 3 ребёнка) пообъединению детей с учётом возраста, сходства характера и степенивыраженности двигательных, психоречевых нарушений определяет необходимость выбора и сочетания форм реализации программы, частоту их проведения.
Таким образом, реализация задач за счёт модификации общеразвивающей программы и всего комплекса коррекционно - развивающей работы с учётом психофизического и речевого развития детей, взаимодействия всех участников сопровождения ребёнка позволяет осуществить оптимальное исправление имеющихся нарушений для позитивной социализации детей с нарушением ОДА.
Список литературы
1. Винтаева Т.Н., Чендырева Н.В. Разработка индивидуальных образовательных программ по развитию речи дошкольников с ДЦП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=45
2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата: - Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., Академия, 2001. – 192 с.
3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с.
4. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2018
Дата обновления: 22.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017