01.01.2017
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является своевременной и достаточно сложной, приобретая особую актуальность в связи с увеличением числа детей, имеющих разные нарушения развития. Так, сравнительный анализ данных заболеваемости ГБУЗ СО «Красноуфимская ЦРБ» детской поликлиники с 2004г. по 2009г. показывает повышение случаев болезней костно - мышечной системы с 28,5 % до 56,9 %, случаев детского церебрального паралича (из группы заболеваний ЦНС) с 3 % до 3,9 %.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одними из основных приоритетов в области развития человеческого потенциала являются распространение стандартов здорового образа жизни, переход к индивидуализированному образованию.
Одним из средств реализации обозначенных приоритетных направлений становятся здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей, особенно с ограниченными возможностями здоровья. Главный их признак – использование психолого - педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Здоровьесберегающие технологии в системе психо - речевого сопровождения детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в условиях ДОУ комбинированного вида можно выделить в следующие группы:
· медико - профилактические технологии;
· организационно - педагогические технологии;
· психолого - педагогические технологии;
· учебно - воспитательные технологии.
Медико - профилактические технологии
Направлены на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств через:
· массаж;
· бассейн;
· лечебная физкультура;
· физиолечение;
· рефлексотерапия;
· БОС (Биологическая обратная связь);
· санация хронических очагов инфекции полости рта.
Организационно - педагогические технологии
Определяют структуру воспитательно - образовательного процесса, направленнуюна предотвращение состояний переутомления, гиподинамии детей с нарушениемопорно - двигательного аппарата через:
· составление структуры организованных форм образования с учётом рекомендации Сан Пин 2.4.1. - 2660 - 10, определяющих недельную учебную нагрузку, продолжительность занятий;
· выбор и сочетание форм реализации программы, частоту их проведения с учётом специфики работы группы для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата (разный возраст детей (с 3 - х до 7 - и лет), степени выраженности двигательных, психо - речевых нарушений, преобладания микрогрупп (2 - 3 ребёнка) пообъединению детей с учётом возраста, сходства характера и степенивыраженности двигательных, психо - речевых нарушений;
· использование малых форм активного отдыха и психологической разгрузки детей, сочетаемых, по необходимости, на одном занятии (физкультурные минутки в форме разнообразных комплексов физических упражнений с выходом из - за столов; минутки здоровья в форме комплекса упражнений для снятия напряжения мышц спины, шеи, сидя за столами; пальчиковой гимнастики; дыхательной гимнастики; гимнастики для глаз; двигательные разрядки в виде игр).
Психолого - педагогические технологии
Направлены на построение системы комплексного психолого - медико - педагогического сопровождения детей с нарушением опорно - двигательного аппарата с выделением хронологических звеньев для осуществления пролонгированного комплексного развития ребенка с младенческого возраста в условиях детской поликлиники, а с переходом в дошкольный возраст в дошкольном образовательном учреждении.
1этап - это создание модели психолого - медико - педагогического сопровождения:
· психолого - педагогическое обследование детей (изучение, анализ медицинской и педагогической документации; беседа с родителями и специалистами; наблюдение за ребёнком; сравнительный количественный и качественный анализ полученных данных);
· составление индивидуального планирования;
· проведение коррекционно - развивающей работы по нормализации речевых и неречевых функций у детей с нарушением опорно - двигательного аппарата через создание предметно - развивающей среды кабинета с условным выделением центров («Учимся говорить», «Обучайка», центра сенсомоторного развития, центра речевого и креативного развития, компьютерно - игрового центра, методического центра логопеда) и реализацию коррекционно - развивающей работы по основным направлениям («Общие речевые навыки», «Общая моторика», «Моторика кистей и пальцев рук», «Сенсорная сфера», «Временные и пространственные представления», «Языковой анализ и синтез», «Лексика», «Грамматика», «Связная речь»). Кроме того, организация коррекционно - развивающей работы предусматривает использование группы методов, направленных на выравнивание нарушенных моторных функций в комплексе реабилитационных мероприятий для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата (массаж кистей и пальцев рук, упражнения с резиновым жгутом, мячом, карандашом для развития пронаторно - сгибательно - приводящей установки верхних конечностей, логопедический массаж зубными щётками, опосредованная пальчиковая гимнастика, искусственная локальная контрастотермия, элементы логоритмики).
· психологизация родителей через проведение индивидуальных консультаций, индивидуальных минипрактикумов, открытых занятий, развлечений, разработку фотоальбомов по пропаганде логопедических знаний;
· организация работы ПМПк.
2 этап - повышение квалификации педагогических кадров.
3 этап - осуществление мониторинга эффективности коррекционно - развивающей работы.
Учебно - воспитательные технологии
Направлены на обучение заботы о своём здоровье, формирование его культуры через:
· воспитание культурно - гигиенических навыков с учётом психо - физических возможностей детей с нарушением опорно - двигателньгого аппарата;
· воспитание культуры поведения;
· развитие самоконтроля.
Таким образом, построение системы комплексных психолого - медико - педагогических мероприятий, выравнивающих речевое и психофизическое развитие ребёнка с нарушением опорно - двигательного аппарата на основе здоровьесберегающихтехнологий обеспечивает формирование инновационного образовательного пространства, способствующего нивелированию дизонтогенеза, развитию психо - речевого базиса, а, следовательно, обеспечению условий позитивной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Инновационная модель комплексного сопровождения развитиядетей с перинатальной энцефалопатией и её последствиями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/innovatsionnaya-model-kompleksnogo-soprovozhdeniya-razvitiya-detei-s-perinatalnoi-entsefalop
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата: - Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., Академия, 2001. – 192 с.
4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с.
5. Чеботарёва О.В. Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/503900/
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2018
Дата обновления: 22.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017