25.01.2023
Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно
увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить
взрослым, даже в самой доверительной беседе.
Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках
несколько минут – картинка готова!
Как много важного для него самого и для родителей скрыто в
этом рисунке!
Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет
лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел
его?
Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Он устал? А может
быть, болен?
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА До трех лет – это только черточки, линии, круги. Малыш
«пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького
художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа, сам малыш. Люди
на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова
которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.
Анализировать рисунок можно
начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже
состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. Появляется интерес к
различным занятиям, предметам, окружению главного героя.
К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие
детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в
схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает
на гармоничное развитие ребенка.
МАНЕРА
ПИСЬМА
· Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности.
· Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы опасается
провести решительную линию – также признак опаски.
· Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками – возможно, малыш чего-то
боится.
· Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание быть замеченным,
тяга к внешним эффектам.
· Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность
рисунка – ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен,
психологически неустойчив.
· Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный – его автор импульсивен.
Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда
рисунок «не помещается» на листе – признак энергии, бьющей через край, даже
агрессии.
· Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю – малыш не верит в свои
силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования,
предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.
· Символы агрессии – большие акцентированные кулаки, оружие,
устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует
разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.
Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая
палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная
говорит о негативных эмоциях в данный момент.
Темно-синий – сосредоточенность на внутренних
проблемах, потребность в покое, самоанализ.
Зеленый – уравновешенность, независимость,
упрямство, стремление к безопасности.
Красный – сила воли, эксцентричность, агрессия,
возбудимость.
Желтый – положительные эмоции, любознательность,
оптимизм.
Фиолетовый – фантазия, интуиция.
Коричневый – медлительность,
физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции.
Черный – подавленность, протест, настоятельная
потребность в изменениях.
Серый – безразличие, отстраненность, желание
уйти, не замечать того, что тревожит.
Важно!!!
·
Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, остерегайтесь однозначных
и «лобовых» трактовок рисунков ребенка.
·
Как утверждают психологи: «Одно и то же изображение, один и тот же
сюжет могут быть продиктованы самыми разными причинами и обстоятельствами. Один
и тот же признак может иметь разные значения». К примеру, фигура
автора, изображенная намного более крупно, чем другие фигуры на рисунке, может
означать как склонность к повышенной самооценке, так и компенсаторное желание
чувствовать свою значимость при заниженной самооценке».
·
По мнению психологов, однозначная трактовка того или иного
признака, без учета всей картины нарисованного в целом, без учета контекста
выполнения рисунка – недопустимы.
·
Одного-двух рисунков недостаточно, чтобы делать какие-либо выводы.
Помните, что рисунок - это
всегда какое-то сообщение, зашифрованное ребенком в образах. По завершении
рисунка важно спросить у ребенка: «Кто это? А это?» или «Где все это
происходит?», «Что вы делаете?», «Что делает каждый из тех, кого ты
нарисовал?».
·
Если Вас, родители, смущает и настораживает содержание рисунков вашего
ребенка, имеет смысл обратиться к специалисту.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.01.2023
Дата обновления: 25.01.2023
Дата публикации: 25.01.2023