24.01.2024
Целью авторской технологии стало
использование многосюжетных страниц книг Виммельбухов для организации
образовательного процесса, построенного в игровой форме и решение задач
всестороннего развития ребенка: - развитие психических процессов (речи, мышления,
памяти, воображения); - формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой,
интерес к книжной информации и занятиям; - формирование навыков сознательного,
сосредоточенного изучения; - формирование умений улавливать замыслы и идеи
содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и
другие); - умение формировать свое отношение к увиденному.
В структуре содержания
технологии: книги жанра Виммельбух, технологические карты, авторские игровые
приемы, картотека книг по лексическим темам, дополнительные материалы. Все эти
материалы собираются в игровые наборы и представляют собой сюжетные кейсы.
Проанализировав книги жанра Виммельбух, сложилась авторская классификация,
позволяющая использовать в работе особенности каждого вида книг:
- энциклопедические. Тематические
книги с сюжетной картинкой. Могут быть одностраничными, а могут развивать сюжет
на следующих страницах. Обилие персонажей, с конкретной информацией по ним на
каждой странице. Например, книга «В лесу» Петра Багина. Дает энциклопедическую
адаптированную для детей информацию о животных, позволяя понаблюдать на
картинках об их жизни в разные времена года. Происходит интеграция
познавательного и речевого развития, так как ребенок получает информацию на
одной странице, добавляет ее по увиденному со второй и последующих страниц, в
итоге составляет полный рассказ, например, о жизни лисы. - одностраничные. Чаще
всего тематические книги с одностраничным сюжетом. Обилие персонажей. Но
персонаж «живет» на одной странице здесь и сейчас. Каждая страница посвящена
своей узкой тематике.
Например,
книга «Русские народные сказки» художника Т.А. Саввушкина. Задание - найти
лисицу на страницах книги, вспомнить название сказок, обобщить какие лисы в
сказках.
- классические. Тематические
книги с обилием сюжетных постраничных линий, множеством героев, каждый из
которых занят своим делом из страницы в страницу, могут взаимодействовать с
другими персонажами. Чаще всего в этих книгах показан один день. Классический
Виммельбух, можно использовать не как цельную книгу, а как отдельные сюжетные и
тематические картинки, при этом применяя классические методы и приемы работы с
сюжетными картинками.
Например,
рассматривание, беседа (в том числе эвристическая), описательный рассказ и
загадки, описание по плану воспитателя или по мнемотаблице, вопросы, проблемные
ситуации, прием «вхождения в картину».
Но Виммельбух ценен тем, что
картинка не статична, в книжке она в динамике. В динамике каждый персонаж и
окружающая среда. Можно составить рассказ о том, куда она идет, что она видит,
предположить, о чем она думает, что хочет сделать, придумать, что будет дальше,
и даже нарисовать.
Цикл игр
«Однажды в детском саду» по технологии «Виммельбух»
Работа
над развитием связной монологической речи:
-составить
историю с любым понравившимся персонажем – кто он, как зовут и что делает, с
кем играет, во что играет;
-объединиться
в подгруппы и придумать один общий рассказ, представить рассказ группе (что
произойдет дальше);
-
рассказать кто, чем занят в группе;
-
кто больше назовет действий персонажей;
-найти
предмет на заданный звук.
Работа над
памятью и вниманием:
-находить
знакомые предметы, устроить соревнование «кто найдет быстрее»;
-угадать
и найти предмет (человека, игрушку) по описанию;
-сравнить
изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (домик,
игрушки, мебель, искать похожие предметы);
-рассмотреть
детали на страничках, а потом закрыть книгу и вспомнить их.
Для развития пространственного мышления,
математических способностей можно использовать такие игры:
-рассказать,
что находится далеко, а что близко, что слева, а что справа, что сверху, а что
снизу;
-рассказать,
что двигается быстро, а что медленно, что стоит, а что перемещается, что
происходит раньше, а что позже;
-сосчитать,
сравнить по форме, величине, цвету.
В заключении
необходимо сказать что, Виммельбухи
отлично тренируют память и внимание. Эти книги не навязывают сюжет ― его можно
придумать самим и обсудить развитие каждой из историй, фантазируя вместе с
детьми.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.01.2024
Дата обновления: 24.01.2024
Дата публикации: 24.01.2024