27.03.2024
26.03.2024
Месяц/
тема |
Неделя |
Тема
( содержание) |
Итоговое
мероприятие |
Совместные
мероприятия родителей и детей |
Апрель Весна |
1 неделя |
1 апреля - День птиц Весна. Живая природа Домашние и дикие животные и птицы. |
Участие в акциях |
Совместное участие в акциях |
|
2 неделя |
12 апреля - День космонавтики, день запуска СССР первого
искусственного спутника Земли Домашние животные, птицы и их детёныши |
Выставка работ аппликация «Мы космонавты» |
Выставка детско-родительского творчества «Если очень
захотим - все мы в космос полетим» |
|
3 неделя |
Дикие животные и птицы и их детёныши |
Виртуальная экскурсия в зоопарк |
|
|
4 неделя |
22 апреля - Всемирный
Дня Земли 30 апреля - День
пожарной охраны |
Конкур рисунков « скажем пожарам- НЕТ!» |
Участив
в благотворительных акциях( в
т.ч. экологических) |
Рекомендации для
родителей по теме недели : 1 неделя.
1Апреля- день птиц.
Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы –
вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну.
Издавна на Руси считается, что жаворонки первыми возвращаются из тёплых краёв и
приносят ее с собой. В этот день хозяйки пекли из теста булочки или печенье в форме
птичек – жаворонков, дети брали испечённых птичек и шли с ними на улицу и
зазывали весну.
Необходимо вспомнить с
ребенком названия перелетных птиц, которые
прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки.
Обратить внимание на сезонные
изменения в живой и неживой природе.
Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелётные птицы; учить
бережному отношению к живой природе. Вместе с ребенком изготовить
скворечник и установить его во дворе своего дома или парке; по возможности понаблюдать
за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки в парке.
Также можно поиграть в словесные
игры:
1 Дидактическая игра «Четвертый
лишний».
Ворона, воробей, стриж, голубь.
Скворец, грач, голубь, стриж.
2 Дидактическая игра «Улетает -
не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она- перелетная
или зимующая.)
3 Дидактическая игра «Назови
ласково» (словообразование с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов: соловей - соловушка, журавль -
журавушка, лебедь - лебедушка.
4 Дидактическая игра «У кого -
кто» (упражнение в подборе существительных в единственном и множественном
числе).
У грача - грачата, у скворца -.
У грача - грачонок, у скворца -. .
5 Составить описательные
рассказы о перелетных птицах.
Грач - это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв.
Грач прилетает к нам весной первый. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок,
червей. Он делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.
6 Прочитайте рассказ «Прилетели
грачи».
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают
гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих
выводят раньше, чем другие птицы.
7 Предложите ответить на
вопросы:
Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?
2 . Неделя.
12
апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла
неожиданная весть: "Человек в космосе!" Мгновенная мечта людей о полете в космос
сбылась. Солнечным апрельским утром мощная ракета вывела на орбиту космический
корабль "Восток" с первым космонавтом Земли, нашим соотечественником
Ю. А. Гагариным на борту. Полет вокруг Земли длился 108 минут. Так началось
время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических
экипажей. Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звезд
огромный и таинственный. В нем много неизвестного и загадочного.
«Почему Луна превращается в месяц?»
Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем
полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней
полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей
на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как
буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу
Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого
вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она
«растет» (если мысленно провести прямую линию через края серпа, получится буква
«Р», т.е. месяц «растет»).
Упражнения на развитие речи:
Словарная работа.
Объяснить ребенку значение слов:
взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем, созвездие, луноход,
космонавт, спутник, невесомость.
Подобрать родственные слова:
Космос - космический, космонавт, космодром, космонавтика.
Упражнение «Подбери признак»
Космонавт (какой?) — сильный, смелый, отважный, мужественный, крепкий,
здоровый, любознательный, дисциплинированный,
ответственный, решительный,...
Отгадай
загадки
Лежит ковер,
большой, большой, а не ступишь на него ногой.
(небо)
По голубому блюду золотое яблочко катится. (небо и солнце)
Сверкая огромным хвостом в темноте, Несется среди ярких звезд в
пустоте, Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной… (Комета)
Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не
до сна, В небе светит нам… (Луна)
Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется… (Земля)
Тема нашей недели «Весна». Мы продолжаем
расширять представления детей о весне, знакомить с характерными особенностями
весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым,
появились лужи, ручейки, чаще идёт дождь.
Продолжаем систематизировать знания
детей о сезонных изменениях
в природе (изменения в погоде, растения
весной, поведение зверей и птиц:
набухли почки, скоро распустятся
листочки и цветы, птицы запели песни).
Поэтому рекомендуем вам во время
прогулок с детьми обращать
их внимание на изменения в природе.
- Побеседуйте с ребёнком о том, какое
сейчас время года, какие
изменения произошли в живой и неживой
природе весной.
- Обратите внимание ребёнка на признаки
весны.
- Расскажите о том, как ведут себя
лесные звери и птицы весной, какие
изменения происходят с деревьями,
растениями луга и сада, в одежде людей.
- Понаблюдайте со своим ребенком за
возвращением перелетных птиц.
Привлекайте ребёнка к кормлению птиц,
наблюдению за их поведением.
- Прочитайте стихи и рассказы о весне,
обсудите их: А. Плещеев
«Весна», «Травка зеленеет», С. Маршак
«Снег уже не тот», А. Леонтьев
«Кап-кап-кап».
- Вырежьте картинки с изображением
весеннего пейзажа и сделайте
альбом.
- Нарисуйте вместе с ребенком рисунок
«Весна», полепите первые
весенние цветы, сделайте аппликацию
скворечников.
Поиграйте в такие игры как:
«Почемучка?» (установление элементарных следственных
связей)
Почему весной тает снег? (Снег тает,
потому что пригревает солнышко)
Почему бегут ручьи?
Почему тает лед?
Почему набухают почки?
Почему прилетают птицы?
Почему радуются люди?
Почему люди одеваются легче, чем зимой?
Вспомни и назови, кто у кого детеныш и
птенец:
У медведицы - ……….. у барсучихи - ………..
У лисицы - ……………. У волчицы - …………..
У зайчихи - …………… У ежихи - …………….
У скворчихи - ………….. У сороки - ……………
У грачихи - ……………..
Подобрать как можно больше слов:
• ВЕСЕННИЙ – день, дождь, гром, цветок и
т.д.
• ВЕСЕННЯЯ – капель, гроза,………….
• ВЕСЕННИЕ – цветы, дни, …….
Голосовые упражнения:
«Кукушка»
Кто спрятался в лесок?
Подаёт голосок: «Ку-ку, ку-ку! Сижу на
суку!»
Так кукушечка поёт, Весну зовёт: «Ку-ку,
ку-ку, ку-ку!»
«Капель»
произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с
разной интонацией, в
разном темпе и с различной силой голоса.
Большие капли капают: КАП! КАП! КАП!
Маленькие капельки: кап-
кап-кап-кап-…
Дыхательные упражнения:
«Весенний ветерок»: набрать побольше
воздуха и длительно подуть,
вытянув губы «трубочкой».
«Подуй на кораблик»: подуть на бумажный
кораблик, плавающий в тазу.
3
Неделя.
Дикие животные и их детеныши.
Побеседуйте
с ребенком:
- об особенностях внешнего вида диких
животных (различать названия частей тела животных и людей);
- о способе передвижения и питания (дикие
животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище);
- о жилище (жилище медведя (берлога), волка
(логово), лисы (нора), белки (дупло), месте обитания животных;
- о звуках, которые издают животные;
- о животных, которые спят зимой (медведь,
ёж), меняют цвет шубки (заяц, лиса), рога (лось, олень).
Игры и упражнения:
1. Игра «У кого — кто?»
У белки — бельчонок, бельчата,
у зайчихи — зайчонок, зайчата,
у лосихи — лосенок, лосята,
у слонихи — слоненок, слонята,
у лисы — лисенок, лисята,
у волчихи — волчонок, волчата,
у медведицы — медвежонок, медвежата.
2. Игра «Назови
ласково»
белка – белочка
лиса – лисичка
заяц – зайчишка, зайчонок
белка – бельчонок
медведь – медвежонок
волк – волчонок.
3. Игра «Подбирать
определения»
волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
ёж (какой?) – колючий, маленький, …
заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый,
маленький.
«Домашние
животные и их детеныши"
Вы поможете своему
ребенку стать более любознательным, развитым и
успешным, если:
1. Повторите с ребенком
названия домашних животных и почему эти
животные называются домашними
(живут рядом с человеком,
приносят человеку
пользу, а он ухаживает за ними)
2. Вспомните с ребенком
названия детенышей домашних животных.
3. Предложите ребенку
поиграть в игру «Кто у кого?»: Взрослый
называет любое
домашнее животное, а ребенок называет детеныша
этого животного.
4. Выясните,
знает ли ребенок, как подают голос животные (Кошка-
мяукает; свинья –
хрюкает; собака –лает; овца - блеет; корова – мычит)
5. Предложите ребенку
отгадать загадки о домашних животных.
6. Предложите ребенку
подобрать слова, характеризующие домашних
животных. (Например:
кошка – пушистая, ласковая, ловкая, усатая;
лошадь - сильная,
быстрая, выносливая, грациозная и т. д)
7. Поиграйте
с ребенком в игру «Бюро находок». Вы бросаете мяч ребенку
и называете часть
тела животного, ребенок образовывает словосочетание
с притяжательным
прилагательным и возвращает мяч вам. Например: уши
кролика - кроличьи,
хвост собаки - собачий и т. д.
4 Неделя.
22
апреля - Всемирный День Земли.
О чем же беседовать с ребёнком! Прежде
всего, необходимо
рассказать детям о взаимосвязи и
взаимодействии всех природных
объектов, чтобы они поняли главное:
Земля – наш общий дом, а человек – часть
природы (например, познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и
почвы на жизнь человека, растений, животных).
Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды,
объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой
природе.
Необходимо объяснить ребёнку, что выполнение привычных
требований взрослых (не пей некипяченую
воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от
болезней, а иногда и спасти жизнь.
Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять
муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнёзда, не ломать ветки, при
этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях, связанных с
некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
Расскажите ребёнку о ядовитых растениях, которые растут в лесу,
на полях и лугах и которые нужно знать
каждому.
Необходимо объяснить детям, что можно
делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных
собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Им нужно объяснить, что
любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно,
могут напугать, травмировать.
И, конечно же, ребёнок должен усвоить, что нельзя дразнить и
мучить животных.
Одним
из факторов экологической безопасности, как известно, является работа по
восстановлению и улучшению окружающей среды.
Необходимо объяснить ребёнку, что нельзя мусорить на улице, так
как это ухудшает экологию и отрицательно
сказывается на здоровье человека, животных и растений.
Пальчиковая гимнастика
«Наш дом родной, наш общий дом»
Наш дом родной, наш общий дом –
(Ладонями изображают шар.)
Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг!
(Развести руки в
стороны)
Тут – речка, там – зеленый луг. В лесу дремучем не пройдешь
(Растопырить пальцы
«имитация» деревьев)
Воды в пустыне не найдешь.
(Указательным пальчиком поводить
в стороны)
А где-то снег лежит горой, (руки
вверх «имитация» гор)
А где-то жарко и зимой … Чудес нам всех не перечесть,
(поочерёдно загибать
пальчики)
Одно у них названье есть: Леса и горы, и моря, Все называется –
Земля. А если в космос ты взлетишь, («имитация»
полёта ракеты)
То из окна ракеты Увидишь шар там голубой – (Ладонями изображают шар.)
Любимую планету!
Игра «Вершки-корешки»
Вы называете овощи, ребёнок делает
движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх.
Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.
Игра «Береги природу»
Родитель предлагает из нашего мира
убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т. д., а ребёнок должен
рассказать (можно с Вашей помощью, что произойдёт с оставшимися живыми объектами,
если на Земле не будет названного объекта.
Повторить правила
поведения в природных местах отдыха.
- Не оставляйте мусор в лесу!
- Не разжигайте костры!
- Не ловите, не убивайте насекомых, птиц и животных!
- Не рвите цветы!
- Не разоряйте муравейники!
- Не трогайте птичьи гнёзда!
- Не ломайте ветки деревьев!
- Не трогайте незнакомые грибы и ягоды, они пригодятся
животным!
30 апреля - День пожарной охраны
«Несется машина, сирена гудит,
Команда пожарных на помощь спешит!»
Е. Павлова «Пожарная машина»
Рекомендации родителям:
О детской шалости со спичками и
последствиям к которым это может привести.
Как этого избежать? Правила разведения костра
в лесу, или как безопасно устроить пикник на природе. Бытовые электро- и
газовые приборы: как объяснить ребенку их опасность, и научить пользоваться
правильно. Правила использования пиротехнических изделий.
Предметы повышенной опасности:
✓ Спички, зажигалки, плита, розетки, электроприборы.
✓ Иголки, ножи, строительные острые инструменты и другие предметы
запрещенные для использования детьми
раннего возраста.
✓ Лекарственные препараты, пищевые продукты с опасным составом (уксусная кислота,
спиртосодержащие напитки).
«Что должен знать ребенок»
Общие правила и рекомендации:
Огонь опасен. Категорически нельзя брать
спички, зажигалки, зажигать
самостоятельно бенгальские огни и свечи.
Бумага, легкая ткань могут загореться при длительном воздействии тепла от
близко расположенной лампы накаливания. Знать наизусть телефон пожарной службы
(01, 112). Уметь сообщить по телефону о случившемся. Дополнительно в рекомендации
родителям по пожарной безопасности входит ознакомить детей с правилами
обращения с бытовыми электроприборами.
Важно объяснить, что нельзя пользоваться
неисправным чайником, плитой,
микроволновой печью и к каким
последствиям такие действия могут привести.
Необходимо использовать технику только
по прямому назначению. Не играть с этими предметами, не покидать помещение
кухни при прямом использовании.
Задача не давать плохого примера:
➢ Не оставлять зажигалки и спички в доступных местах.
➢ Убирать неисправные электроприборы.
➢ Ограничить доступ ребенка к включенным опасным предметам (утюг, паяльник, плойка).
Эти предметы в детских руках могут стать
причиной трагедии.
Родители – это самые важные люди при развитии и становлении личности.
Через них ребенок знакомится с окружающим
миром, через них он учится находить выход из любых проблемных ситуаций. Поэтому
необходимо, чтобы они на своем примере показывали, как поступать правильно,
ведь это в будущем может спасти жизнь.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.03.2024
Дата обновления: 27.03.2024
Дата публикации: 27.03.2024