27.03.2024
Специалисты по детской речи в качестве одной из важных задач развития ребенка
старшего дошкольного возраста
называют формирование у него умения строить разные типы высказываний, к которым относятся описание, повествование и рассуждение. Для описания характерно наличие в начале
текста общего тезиса, определяющего и называющего предмет
или объект; в середине – перечисления признаков, свойств, качеств,
действий, в завершении текста – итоговой фразы, дающей оценку предмету или
высказывающей отношение к нему. Описание отличается мягкой структурой,
позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.
В дошкольном возрасте
дети учатся описывать людей и животных, игрушки, предметные или сюжетные
картины, собственные рисунки
и их замысел,
явления природы. С описательным текстом дети могут познакомиться, например, слушая отрывок из рассказа Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лесные картинки»:
«Радостна, шумна и пахуча
весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолкой пахнут
набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро
оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями
голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку!
Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища,
загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками
покроются лесные полянки. Хороша, радостна, весела весна в лесу!»
Детей шести лет можно
постепенно подводить к восприятию и описанию пейзажных картин. Чтобы составить
такое описание детям нужно уметь выделять и характеризовать самое существенное
в картине, замечать детали, фон, пейзаж, состояние погоды, давать описания
природы. Этому способствуют и наблюдения за природными явлениями, когда
взрослый обращает внимание детей на то, какое сегодня небо, какая погода, какие
листья на деревьях и т. д., просит описать их. Такие вопросы побуждают детей не
только выделять качества, свойства различных объектов окружающего мира, но и
подбирать образные определения.
Предлагаем Вам поговорить с
ребенком о картине художника Василия Николаевича Бакшеева «Голубая весна», а
затем составить с ним свой рассказ о весне и нарисовать к нему иллюстрации.
Спросите, что художник хотел нам рассказать этой картиной.
Какое настроение вызывает эта картина? Можно ли назвать её светлой? Расскажите, как называется эта картина, кто её автор. Поговорите с ребенком о том, что художнику хотелось
рассказать нам про весну, что ему показалось
интересным, красивым, почему весна названа голубой.
Подчеркните, что, наверное, художник не случайно назвал свою картину
«Голубая весна», ведь она вызывает у всех чувство радости и нежности. Нам
хочется любоваться этим красивым пейзажем.
Каждая березка, тонкая
и нежная, светится на фоне яркого голубого неба.
Так и хочется её тихонько погладить, прижаться к ней и рассказать о том, как мы хотим запомнить эту красоту, как мы благодарны художнику за то, что испытываем такие светлые
чувства. Предложите ребенку высказать свои впечатления от картины: что ему
больше всего понравилось, какие чувства вызвала картина. Обсудите с ребенком, какие слова лучше всего передают настроение
художника и его эмоциональное состояние.
Такие беседы помогут
ребенку научиться видеть
и понимать живописное изображение природы, правильно воспринимать, чувствовать
настроение, отраженное художником в пейзаже, передавать его словом. А также будут воспитывать в ребенке желание
радоваться краскам природы
и замечать красоту природных
явлений.
Поговорите с ребенком о том, что люди искусства – композиторы,
художники, писатели и поэты – выражают свои чувства в музыке, картинах, в литературе, а мы можем передать эту любовь в своих рассказах, рисунках, а, главное,
своим отношением к природе и к тем людям, которые
учат нас любить
и понимать родную
природу. Предложите ребенку
придумать свой рассказ о
весне, напомните ему о том, что должно быть в начале такого рассказа-описания, что в середине, чем он должен
закончиться. Обязательно запишите
этот рассказ и оформите его вместе с ребенком.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.03.2024
Дата обновления: 28.03.2024
Дата публикации: 27.03.2024