Развитие временных представлений у дошкольников

26.09.2024

времена

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у детей является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе.

Для развития временных представлений можно использовать самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки) и т.п.

Наблюдения за состоянием природы, окружающей среды, виды, особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время. Утром обращайте внимание ребенка на солнце, которое уже взошло и все кругом осветило, на взрослых, которые торопятся на работу, на детей, идущих в детский сад. Все это происходит утром и характеризует именно этот отрезок времени. Можно обратить внимание детей на положение солнца на небе. На основе наблюдений дети учатся выделять отдельные признаки, связанные с сезонными изменениями в природе.

В процессе бесед можно использовать вопросы, начинающиеся со слов «что?», «когда?». На первый вопрос («что?») ребенку ответить легче, чем на второй («когда?»). Например «Сегодня и завтра»: Когда начинается завтра? Когда кончится завтра? Есть ли что-то такое, что можно сделать сегодня так же, как и завтра? Есть ли что-то такое, что можно сделать только завтра? И т.д.

Рассматривание тематических картинок. С большим интересом дети воспринимают картинки со сказочными персонажами и содержанием, сюжет которых разворачивается в строго определенных временных рамках: утром, вечером, ночью, зимой, весной, летом, осенью. Возможно определение части суток, времени года, назвать признаки при рассматривании картинок.

В процессе рассматривания картинок задавайте вопросы: Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? Почему ты так думаешь?

Используйте произведения художников, репродукции картин: «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Утро» С. Чуйкова, «Последний луч» Н. Ромадина, «Зимний день Седневе», «Лето», «Май», «Хлеб», Т. Яблонской, «Золотая осень» И. Остроухова, и т.д.

Художники обычно отражают на своих полотнах события во времени, как бы останавливая его на миг для зрителей. Живописные художественные произведения позволяют ребенку осознать взаимосвязь природных и социальных явлений в каждом отрезке времени.

Словесные дидактические игры и упражнения:

1.  Называние ребенком пропущенного слова и окончания предложения («Мы завтракаем утром, а обедаем?...» и т.д.)Хочу такой сайт

2.     Придумывание предложения с заданным словом (день, ночь и т.д.)

3. Перечисление различных определений («Какая бывает осень?» -грустная, золотая, дождливая, холодная).

Игры с мячом: взрослый бросает мяч, называя слово, ребенок ловит его и произносит слово, противоположное по значению, например: утро-вечер, день-ночь, рано-поздно, всегда-никогда, старше-моложе и т.д.

Рисование и другие виды изобразительной деятельности. Детские представления о том, что происходит в то или иное время, особенно наглядно и ярко отражаются в изобразительной деятельности.

Чтение художественных произведений и рассказывание. Для закрепления знаний о частях суток и временах года можно использовать небольшие рассказы, сказки, стихотворения малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки. А также произведения С. Маршака, А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима, С. Баруздина, стихотворения классиков отечественной поэзии А. Фета, А. Плещеева, С. Есенина и других.

 

Таким образом, дети легче усваивали материал и получали хорошие знания о времени, использовали их в различных играх и упражнениях для решения конкретных познавательных и игровых задач, в результате чего приобретался новый, полезный для них опыт.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.09.2024

Дата обновления: 26.09.2024

Дата публикации: 26.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».