Как работать со скукой у детей

20.05.2019

Безимени-1.jpg

В статье – ответы на вопросы о том, опасна ли скука для развития детей и как с ней работать. Вы узнаете, есть ли повод для беспокойства и когда нужна помощь педагога-психолога.

Опасна ли скука для развития ребенка

Само по себе чувство скуки не опасно, а естественно. Возникает как реакция на пресыщенность. Скуку ощущать неприятно, но ведь мы оправдываем грусть, гнев, раздражение. Опасно, наоборот, то, когда люди стремятся как можно скорее избавиться от скуки.

Почему возникает скука.

 Скука – состояние, которое эволюционно связано с выживанием человека, повышенной чувствительностью, которая нужна была, чтобы выжить. Скуку человек ощущал в хорошо изученной безопасной ситуации, которая не вызывала у него физиологического интереса. Он переключался на более важную работу либо отдыхал (Г.Р. Хайдарова). С развитием технологий человек стал менее восприимчивым, отдалился от природы, постепенно он «забыл» адаптационные механизмы и стал чаще скучать.

Чем полезна скука.

Скука – это не просто пустота, а простор для творчества. Этим она полезна для развития ребенка (С. Манн). Не переключайте ребенка немедленно на какие-либо занятия, не давайте ему готовых решений, а предложить побыть немного в этом состоянии. Нужно объяснить ему, что скука нужна человеку, чтобы попробовать найти нечто интересное. Потом спросить, чем ему бы хотелось заняться, и сообща выполнять полезную или творческую задачу.

Если учить ребенка правильно относиться к скуке, то постепенно он станет творцом и активным участником своей жизни. Но для этого и взрослым, возможно, придется поменять свое отношение и установку по отношению к скуке. Скука должна стать позитивным источником поиска, творчества, одной из естественных эмоций, а не тем, от чего скорее надо избавиться.

 

Когда скука – признак болезни.

Бывают и физиологические источники скуки. Частые проявления скуки бывают связаны с физиологическим недостатком внимания, в том числе с СДВГ (Дж. Данкерт). При необходимости можно исследовать группу свойств внимания, провести развивающие мероприятия. Помните, что возможны трудности в развитии не только внимания, но и других психических функций. Тогда давайте детям задания на развитие всего комплекса познавательных способностей.

 

Как реагировать на скуку у детей

Есть два способа избавить детей от скуки: конструктивный и неконструктивный. Первый включает в себя все виды творческой активности, улучшения внешних условий, второй направлен на поиск развлечений.

 

Как нельзя реагировать.

Ребенок не знает, как обращаться со скукой. Пустоту, эмоциональный вакуум в силу незрелости психических процессов он заполняет любыми средствами. Он ощущает дискомфорт, тревогу, неясное беспокойство, раздражение. Назвать и даже определить эти чувства ребенок еще не может. И он обращается ко взрослым, просит или требует контакта.

Взрослые не могут постоянно играть в интересные ребенку игры или обучать его доступным «взрослым» занятиям. Чаще всего они предлагают ему всевозможные заменители, чтобы отвлечь и развлечь. Это разнообразные игрушки, электронные средства, телевизор, смартфон, планшет.

Получается, что к 5 годам, когда мозг еще пластичен и восприимчив к познанию, исследованию, развитию, его потребности пресекаются. Не происходит важного перехода от состояния скуки к состоянию поиска и реализации потребности в полезной познавательной деятельности. Взамен предлагается заполнить время развлечением. В дальнейшем это состояние закрепляется, так как ребенок видит, что взрослые ведут себя так же. Вскоре он привыкает реагировать на возникшее чувство скуки поиском развлечения.

Постепенно развлечения подменяют собой естественные побуждения к развитию и поиску, становятся потребностью ребенка. Со временем они становятся все более насыщенными, изощренными, так как мозг привыкает и к этим стимулам, и требует новых. Ребенок хочет постоянно быть развлеченным. Он оторван от полезной и интересной деятельности – его к ней взрослые просто не допускали. Такой стиль воспитания формирует апатичного, не стремящегося ни к чему и ничем не заинтересованного подростка. Это реальность общества потребления.

 Хочу такой сайт

Как нужно реагировать.

Конструктивный способ преодолеть скуку требует от ребенка волевого усилия, напряжения. В этом случае ему нужно не поддаться соблазну немедленно развлечь себя, а искать то, что на самом деле интересно и полезно. В этом детям нужна помощь взрослых, так как в силу возраста волевая сфера развита недостаточно и требуется руководство со стороны.

 

Рекомендации родителям.

Родители должны показать ребенку, что скука – это хорошо, так как она дает возможность встретиться со своей фантазией, воображением, побуждает стать активнее.

Профилактику скуки нужно начинать как можно раньше. Скука снижает мотивацию и интерес к обучению, провоцирует поиск развлечений, рискованное поведение, а в подростковом возрасте – употребление психоактивных веществ и игровую зависимость. Это не так далеко и нереально, как сейчас может казаться.

Обратите внимание на то, как скучает ребенок и как вы сами действуете, когда вам скучно. В работе со скукой начните с себя. Выработайте для себя способы преодолевать скуку, а затем транслируйте свое поведение детям. Нужно также учитывать, что человек с широким кругозором, эрудированный, развитый в разных областях менее склонен к скуке, способен самостоятельно создавать себе интересную деятельность, даже в условиях ограниченных внешних стимулов.

Что делаете вы, когда вам скучно, например, в очереди или в долгой поездке? Возможно, рука привычно тянется к телефону. Постарайтесь себя остановить и побыть немного в состоянии скуки, послушайте себя. Что именно вызывает скуку? Какие стимулы пресытили ваш мозг? Что вы можете изменить в создавшейся ситуации, используя творческий подход? А может быть вам просто нужен отдых? Попробуйте такое упражнение выполнить вместе с ребенком.

Не следует при любом беспокойстве ребенка или сообщении, что ему скучно, предлагать готовые решения. Лучше ограничить общение с гаджетами, телевизором. Многим поначалу будет непривычно и даже тяжело, но креативный детский разум под руководством взрослых быстро начнет поиск новой деятельности. Со временем ребенок усвоит, что скуку не нужно немедленно пытаться изгнать развлечением. И тогда развлечения станут не целью, а лишь сопутствующей частью жизни. Будет усвоен конструктивный сценарий преодоления состояния скуки.

Развивайте кругозор ребенка, находите время для совместного посещения музеев, театров, различных развивающих мероприятий соответственно возрасту. После посещения нужно обсуждать увиденное: что понравилось, что нет, что запомнилось, что хотелось бы увидеть еще раз.

Совместно с детьми занимайтесь «взрослыми» делами в форме игры: мыть посуду, протирать пыль, играть в шахматы, перебирать предметы и др.

 

Фразы для родителей.

Ребенок заявляет, что не знает, что ему делать, что ему стало скучно. Скажите: «Скука – это очень хорошо. Значит, фантазия просится с тобой поиграть, воображение запылилось в ящике, пора его доставать. Давай посидим с закрытыми глазами. Расскажи, что тебе приходит в голову».

Если ребенку трудно переключать внимание, сохранять концентрацию в течение некоторого времени, то склонность ребенка к скуке может быть связана с трудностями развития внимания. Если родители вовремя помогут ребенку научиться управлять чувствами и эмоциями, в частности скукой, то ему легче будет адаптироваться в жизни. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 20.05.2019

Дата публикации: 20.05.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».