26.11.2019
Как часто мы слышим: «Я не справляюсь со своим ребенком! Раньше он был
такой спокойный и послушный, а сейчас он ведет себя как маленький монстр!»
Выделяют четыре цели неправильного поведения детей:
1.
привлечение внимания;
2.
власть;
3.
месть;
4.
симуляция неспособности.
Прежде чем предпринимать какие-либо действия, важно диагностировать,
какая цель у Вашего ребенка. Чаще всего плохое поведение – это реакция на недостаток внимания со стороны родителей, особенно положительного внимания.
Причины отсутствия внимания могут быть различны: в семье есть еще дети
или родители больше заняты решением бытовых и материальных вопросов, или
ребенок воспитывается по принципу: сыт, одет – миссия выполнена. Сложности с
поведением будут проявляться, если во взаимодействии родителей с ребенком нет
предсказуемости, последовательности и логики, например, ребенка за одни и те же
поступки могут то похвалить, то наказать.
Обычно, если у ребенка не получилось добиться внимания, когда он вел
себя в соответствии с общепринятыми правилами, то он прибегает к плохому
поведению в надежде, что таким образом он станет заметным для окружающих и
добьется, если не одобрения, то хотя бы внимания.
1.
Цель – внимание.
Даже небольшие достижения Вашего ребенка необходимо отмечать похвалой:
Сам куртку застегнул – молодец!
Ложки на столе к обеду разложил – умница!
Это и есть положительное внимание, отрицательное
внимание – когда ребенка замечают, только чтобы сделать ему замечание или
наказать, в то же время его позитивные поступки и намерения игнорируются.
Важно, чтобы в общении с ребенком позитивное внимание преобладало над
негативным. Если этого не происходит, то есть большая вероятность того, что
ребенок попробует привлечь Ваше внимание негативными поступками.
2.
Цель – власть.
Дети, которым не хватает внимания, могут ошибочно полагать, что, если
они будут обладать властью, как взрослые, то смогут занять в семье
удовлетворяющее их положение.
В данной ситуации при негативных поступках ребенка можно дать ему
понять, что Вы не будете заставлять его вести себя иначе, но будете очень рады,
если он поступит по-другому (пример: девочка играет с игрушкой и, несмотря на
просьбы родителей играть тише, потому что бабушка болеет, громко ее озвучивает.
Один из возможных вариантов реакции родителей может быть следующим: «Катенька, какая
у тебя хорошая кошечка, как громко она мяукает, а я была бы так рада, если бы
твоя кошечка тихо помурлыкала. Умеет она тихо мурлыкать?»).
Детям, жаждущим власти, стоит предоставить на выбор варианты
желательного поведения, при этом у ребенка создается ощущение, что он сам
принял решение.
Можно также дать такому ребенку почувствовать свою значимость и
обратиться к нему с вопросом, в котором он компетентен (пример: «Леня, ты вчера
так аккуратно и красиво сложил книги, поможешь мне с ними сегодня?»).
3.
Цель – месть.
Если ребенку не удалось привлечь внимание родителей или окружающих ни
позитивными, ни негативными способами, то он чувствует себя несчастным,
ненужным, нелюбимым. У него может возникнут желание наказать окружающих за
невнимание к нему, за его непринятие. Ребенок становится мрачным, злобным,
пребывает в подавленном, негативном настроении.
В такой ситуации ни в коем случае не стоит мстить ребенку в ответ. После
агрессивной выходки желательно сделать паузу, не реагировать (выйти из
комнаты). Вернуться через непродолжительное время, попробовать установить
контакт, сказать, что Вам хотелось бы побыть с ним, но вам больно наблюдать,
когда он так говорит (делает, кричит).
4.
Цель – симуляция неспособности.
Одни дети могут мстить, добиваясь внимания, тогда как другие могут
отказываться от дальнейших каких-либо активных действий и попросту опускают
руки – становятся пассивными, безынициативными и даже могут доказывать свою
несостоятельность или неполноценность, чтобы снизить требования окружающих по отношению
к себе.
Такого ребенка важно убедить в ошибочности его мнения о себе. Давая
задания, плавно двигаться от простого к сложному, чтобы ребенок легко
справлялся и мог вновь поверить в себя, чтобы не боялся браться за что-то
новое, чтобы верил, что, если что-то не получается, значит надо продолжать
работать над этим и тогда непременно все получится.
Уважаемые родители, помните, что в
вашем взаимодействии с ребенком важно все: то, что вы делаете в ответ на
поступки ребенка, что при этом говорите, какими эмоциями вы сопровождаете вашу
реакцию.
Подводя итоги, хочу добавить, что вышеперечисленные рекомендации
являются общими и при применении имеют положительный результат в конкретных
ситуациях при правильной диагностике, проведенной специалистом, и не могут распространяться
на все случаи.
Пусть выстраивание отношений с
ребенком и познание друг друга будет для вас неисчерпаемым источником радости,
любви, тепла и взаимопонимания!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2019
Дата обновления: 26.11.2019
Дата публикации: 26.11.2019