22.01.2020
Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете
занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.
Занятия по
развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.
1. Слушание музыки.
Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”.
Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями
нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же песенку на
инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на каком-либо
инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, вы можете просто
промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше
всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить
одну песенку (максимум — две).
2.
Работа над ритмикой.
Ее можно
начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его
на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно,
на первых порах, вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают
ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с
ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех —
шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как,
впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны
приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во
время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же
песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.
3. Развитие слуха
Музыкальный
слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом
музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной
настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, то можно
предположить, что у него врожденный музыкальный слух.. Он формируется на основе
умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода
формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка слуха занимает
совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать
работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это
познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к
самостоятельному “музицированию”. После погремушек вам понадобятся
разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие
игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят
при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки:
пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами.
Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться
и вызвать звук.
Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный прием:
рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и
тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного
инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной
музыке.
Наши
советы:
Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца.
Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру.
Ставьте “пятерки” в дневник, вызывайте к “доске”; сами становитесь учениками, а
ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что вы
должны петь, играть и танцевать!
Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на
инструменте — попросите ребенка вас научить этому.
После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для
папы, бабушки, дедушки и гостей.
Записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.
Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после
завтрака или после
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в
детстве. Многие считают особенно ценным для этого этапа в жизни человека
комплексный подход в изучении искусств. Есть утверждение, что для гармоничного
развития необходимо приобщение к трём базовым видам искусства: музыке,
живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Именно она
обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию
их содержания, развивает эстетические чувства. Научившись различать настроения
и их смену в музыке, ребёнок пополняет свои представления о чувствах человека в
реальной жизни.
Сила музыки заключается в том, что она способна передать
смену настроений, переживаний – динамику эмоционально–психических состояний
ребёнка. Детям дошкольного возраста можно долго объяснять, что чувствует
человек, которому грустно, но достаточно включить минорную музыку, ребёнок
начинает понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает ребёнку
осваивать мир человеческих страстей, эмоций, чувств, переживаний. Как же
музыкой воздействовать на душу ребёнка? Воспитывать нравственную личность через
музыкальное искусство нужно целенаправленно. Не стоит ждать, что ребёнок
послушает музыку и станет лучше. На музыкальных занятиях в детском саду
организовывается музыкально–игровая деятельность с целью развития
нравственно–ценностных отношений между детьми. Используются следующие формы и
виды работы:
·
Первоначальное знакомство с нотной
грамотой
·
Пальчиковые игры, позволяющие
развивать мелкую моторику рук
·
Музыкальные игры – танцы, которые
дают возможность разрядиться
·
Игра на музыкальных инструментах
·
Пение потешек, песенок, распевок
В таком совместном музыкально–игровом творчестве дети легко
и быстро запоминают слова, мотив песни. Музыка раскрепощает их, помогает найти
способы конструктивного взаимодействия друг с другом. Особое внимание
необходимо уделять изучению и слушанию классической музыки, она благотворно
влияет на физиологические процессы детского организма, способствует развитию
памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности.
Ритмический рисунок классических произведений оказывает положительное влияние
на работу сердечно–сосудистой системы, а значит, и на весь организм в целом.
Ребёнок лучше засыпает под звуки классической музыки, а у детей, занимающихся
продуктивными видами деятельности, улучшается работоспособность.
Общепризнано: семья или способствует музыкальному развитию
ребёнка, или тормозит его. Информационный фактор представлен в виде
музыкального репертуара, выбор которого определяется особенностями культуры
каждой семьи. Несомненно и другое: необходимо согласование музыкального
репертуара и педагогических действий между родителями и музыкальным
руководителем. Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский
сад – это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается
систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности
совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее музыкальное развитие
ребёнка. Основная проблема во взаимодействии с семьёй – непонимание родителей
значения музыкального воспитания детей.
Работа с семьёй заключается в музыкальном просвещении
родителей и приобщении их к совместной музыкальной деятельности. Каждый день
необходимо приобщать ребёнка к музыке, играть с ним, доставлять ему радость.
Учите малыша слушать музыку, т.к. это основа музыкального воспитания. Начиная с
младшего дошкольного возраста необходимо развивать музыкальную память ребёнка,
способность различать характер музыки, умение слышать изменение силы звука,
скорости звучания, учить различать высокие и низкие звуки, воспитывать желание
слушать и умение слышать музыку. Хорошо, если у ребёнка есть любимая музыка, и
он просит повторить её ещё и ещё, а также любимые музыкальные инструменты, на
которых он с удовольствием играет. Интерес, внимание, любовь к музыке помогают
развивать музыкальную память, слух, чувство ритма – основу музыкальности. Очень
важно, чтобы ребёнок просил родителей спеть ему ту или иную песенку, повторить
ту, которая ему больше всего нравится, подпевал взрослому, играл в игры, в
которых звучит музыка. Взрослые порой сами лишают ребёнка радости слышать
многие звуки природы, музыки, речи, вырабатывают привычку громко разговаривать,
кричать. Крикливая речь и крикливое пение портят голосовой аппарат малышей.
Ребёнок громко поёт, даже кричит, голос его дрожит, напряжён, а взрослые
поощряют его, радостно хлопают. Похвалили, и малыш старается петь ещё громче, а
песни-то уже нет, нет мелодии, он её перекричал и уже не слышит что поёт.
Ребёнок не справился с песней не потому, что от природы не музыкален, или ещё
мал, это наша громкая речь, оглушительное звучание аудио– и видеотехники
научили его механически подражать услышанному и не научили прислушиваться.
Что же происходит, если дома музыка звучит часами? И не
только весёлая или грустная, а песни, исполняемые ансамблями, группами в стиле
рок, рэп и т.д. – громкие, бравурные, агрессивные и отнюдь не для детей.
Ребёнок от такой музыки становится возбуждённым, раздражительным, агрессивным.
Он плохо ест, хуже засыпает. Такое долгое, громкое звучание вырабатывает
негативное отношение к музыке вообще, формирует рефлекс самозащиты – ребёнок
учится не слышать музыку, не обращать на неё внимание и, как результат, не
хочет вслушиваться, а следовательно и понимать «хорошую» музыку. Громкое,
продолжительное звучание портит нервную систему малыша, его слух: ребёнок уже
не слышит выразительные интонации и нюансы музыки. Так мы с детства приучаем
своих любимых малышей к обеднённому восприятию музыкального искусства.
Будьте очень внимательны, когда говорите своему ребёнку:
«Слушай музыку!» (Какую, когда, как и сколько?), «Спой песенку!» (Какую, как,
когда). «Попляши!» (Под какую музыку, сколько, как, когда, какое настроение у
ребёнка, здоров ли он?). Родителям необходимо помнить, что только в
сотрудничестве с музыкальным руководителем, педагогами, психологом можно
достичь определённого результата в музыкальном воспитании детей, так как оно
непрерывно связано с общим развитием ребёнка, научить ребёнка понимать и любить
музыку.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.01.2020
Дата обновления: 23.01.2020
Дата публикации: 22.01.2020