21.02.2020
Если ваш ребёнок
слишком бурно переживает проигрыш, плачет, разбрасывает карточки игры или
переворачивает шахматную доску - как с этим справиться? От игр отказываться не
хочется, всё время поддаваться - не педагогично, но и терпеть каждый раз
скандалы неприятно.
Эффективно бороться с неприятием проигрыша у дошкольника не
получится. Остается ждать, пока ребенок перерастет, поймет, научится
сдерживаться.
А пока обсудим как
поступать, чтобы эта особенность малыша не мешала вашим совместным играм.
·
Не нужно акцентировать внимание на
проигрыше. Если вы не скажете о нем, возможно, сам ребенок не поймет или не
заметит итога игры.
·
Малышам вообще не стоит говорить о
проигрыше. Каждый, кто дошел до финиша, выполнил задание - победитель. И не
важно, что кто-то это сделал раньше, кто-то позже.
·
У Виктора Драгунского есть рассказ
"Третье место в стиле баттерфляй"*. Очень многое уместилось в этом
маленьком рассказе - и способ тренера дать всем детям ощущение выигрыша. И
демонстрация искренней радости и гордости ребенка, занявшего третье, призовое,
место (вместе с ещё семнадцатью детьми). И то, как взрослый смог одним словом
эту радость разрушить.
·
Научите ребенка соревноваться с самим
собой. Тогда он сосредоточится на улучшении собственных результатов и ему легче
будет победить. Выберите 2-3 игры, проигрыши в которых ребенка расстраивают, и
ведите учет результатов. Например, подсчитывайте, сколько шашек удается
"съесть" малышу в каждой партии.
·
Покупайте настольные игры, где приходится
соревноваться не друг с другом, а играть против поля.
·
Отрабатывайте принятие проигрыша в быстрых
играх. Только ребенок проиграл, как новая партия - и уже выигрыш. Например,
научите малыша играть в "Камень-ножницы-бумага".
·
Чередуйте трудное и легкое. Пусть после
неудачи ребенок почувствует свою успешность в чем-то другом.
·
С ребенком постарше, мечтающим о выигрыше,
можно обсудить, что будет с остальными игроками. Предложить ребенку выдумать
способ, чтобы проигравших не было.
·
Назначьте приятный утешительный приз
проигравшему.
·
Покажите правильный пример и акцентируйте
внимание малыша на вашем поведении при проигрыше. Но не стоит веселиться или
казаться слишком равнодушным. Лучше быть в меру грустным, чуть обижаться, но
говорить нужные слова: "В другой раз
повезет. Я обдумаю свои ошибки и больше их не допущу. К следующему разу я
разработаю выигрышную стратегию!"
И не стоит упрекать малыша, если он расстроится из-за
проигрыша. Постарайтесь понять его обиду и утешить, даже если вам это кажется
нелепым.
*Виктор Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй»
Когда я шёл домой из бассейна, у меня было очень
хорошее настроение. Мне нравились все троллейбусы, что они такие прозрачные и
всех видать, кто в них едет, и мороженщицы нравились, что они такие весёлые, и
нравилось, что не жарко на улице и ветерок холодит мою мокрую голову. Но
особенно мне нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я
сейчас расскажу об этом папе, — он давно хотел, чтобы я научился плавать. Он
говорит, что все люди должны уметь плавать, а мальчишки особенно, потому что
они мужчины. А какой же это мужчина, если он может потонуть во время
кораблекрушения или просто так, на Чистых прудах, когда лодка перевернётся?
И вот я сегодня занял третье место и сейчас скажу об
этом папе. Я очень торопился домой, и, когда вошёл в комнату, мама сразу
спросила:
— Ты что так сияешь?
Я сказал:
— А у нас сегодня было соревнование.
Папа сказал:
— Это какое же?
— Заплыв на двадцать пять метров в стиле баттерфляй...
— Ну и как?
— Третье место! — сказал я.
Папа прямо весь расцвёл.
— Ну да? — сказал он. — Вот здорово! — Он отложил в
сторону газету. — Молодчина!
Я так и знал, что он обрадуется. У меня ещё лучше
настроение стало.
— А кто же первое занял? — спросил папа.
Я ответил:
— Первое место, папа, занял Вовка, он уже давно умеет
плавать. Ему это нетрудно было...
— Ай да Вовка! — сказал папа. — Так, а кто же занял
второе место?
— А второе, — сказал я, — занял рыженький один
мальчишка, не знаю, как его зовут. На лягушонка похож, особенно в воде...
— А ты, значит, вышел на третье? — Папа улыбнулся, и
мне это было очень приятно. — Ну, что ж, — сказал он, — всё-таки что ни говори,
а третье место тоже призовое, бронзовая медаль! Ну а кто же на четвёртом
остался? Не помнишь? Кто занял четвёртое?
Я сказал:
— Четвёртое место никто не занял, папа!
Он очень удивился:
— Это как же?
Я сказал:
— Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька,
и Кимка, все-все... Вовка — первое, рыжий лягушонок — второе, а мы, остальные
восемнадцать человек, мы заняли третье. Так инструктор сказал!
Папа сказал:
— Ах, вот оно что... Всё понятно!..
И он снова уткнулся в газеты.
А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.02.2020
Дата обновления: 21.02.2020
Дата публикации: 21.02.2020