Для того чтобы понять, почему так важно прилагать специальные усилия для развития стрессоустойчивости у дошкольников, следует разобраться в том, что такое стресс? Как он влияет на человека, какую роль играет личность в возникновении и течении стресса, что такое стрессоустойчивость, и как воспитатель может убедиться в том, что ребенок находится в состоянии стресса? В научной литературе под стрессом понимается сильная неблагоприятная физиологическая и/или психологическая реакция организма человека на действие стрессора. При этом стрессор — любое обстоятельство жизни (болезнь, укол, наказание, угроза, обвинение, испытание и т. п.), оцениваемое человеком как негативное, мешающее удовлетворению его потребностей. Организм реагирует на стрессор двояко: на физиологическом и психологическом уровне. На уровне физиологии происходят изменения в деятельности эндокринной, сердечно-сосудистой, нерв¬ной, мышечной, дыхательной, кожной систем. Как экспериментально доказал Г. Селье, эти изменения соответствуют преобразованиям в организме, которые происходят при любом заболевании, например, инфекции, травме, желудочно-кишечном расстройстве, остром респираторном заболевании. Отсюда понятна физиологическая вредоносность стресса. Во-первых, организм реагирует на психологический стресс как на болезнь, во-вторых, стресс может стать источником физических, так называемых психосоматических, болезней, способствовать возникновению и более тяжелому протекции любых болезней у ребенка и взрослого. Сегодня в перечень психосоматических болезней включены даже инфекционные заболевания. И это вполне оправданно, ведь подавленное или тревожное состояние снижает сопротивляемость организма. Нa психологическом уровне реакция на стресс включает в себя целый комплекс негативных эмоциональных переживаний, например, страх, тревогу, беспокойство, злость, враждебность, гнев, обиду, печаль, тоску, страдание, недовольство и т. п. Это могут быть любые комплексы из перечисленных эмоций. Опасность негативных эмоций не только в сиюминутной тяжести переживания, но и в том, что они могут перерасти в эмоциональные состояния, т. е. длиться достаточно долго — дни, недели, месяцы. И негативно окрашивать восприятие человеком внешнего мира, влиять на его поведение, например, подталкивать к отчуждению от людей либо подчинению своей жизни мести другому человеку. В определении стресса существенное значение имеет указание на характер ответа организма на воздействие стрессора — это сильная, а не слабая или не соразмерная (соответствующая) реакция организма. Дело в том, что эмоции как раз и предназначены для того, чтобы сигнализировать человеку о значении для него той или иной ситуации. Не-благоприятные ситуации должны вызывать эмоции. Вопрос в том, какие они? Если несоразмерно слабые, то это хорошо в том смысле, что стресса практически нет, он очень мал. Однако в этом случае человек может "не заметить" и не решать неблагоприятную ситуацию, не пытаться овладевать новыми нужными для него умениями. Если эмоции и соответствующие физиологические проявления очень сильные, чрезмерные — это стресс во всем его тяжелом течении. Если же эмоции на ситуацию соразмерные по силе и длительности — человек проживет неблагоприятную ситуацию без негативных последствий для своего здоровья и даже сделает соответствующие выводы, извлечет "уроки". Например, если ребенка обидно обзывают, а он практически не обращает внимания (эмоции отсутствуют или выражены незначительно), то и стресса для него нет. Но при этом дошкольник привыкает к ситуации пренебрежительного отношения со стороны других людей, к роли отвергаемого, даже "жертвы". Если сила эмоций обиды и злости очень велика, то ребенок страдает, нападает на обидчиков, и потом долго с ними не взаимодействует, переживает. И только если он переживал, но эмоции не захлестнули его, а позволили поговорить с взрослым о том, что делать, как реагировать, ребенок сможет понять что-то важное для себя, овладеть новыми коммуникативными умениями. Другими слова¬ми, он выходит из неблагоприятной ситуации, став сильнее и приобретя новый позитивный опыт. Таким образом, в возникновении и характере течения стресса есть важная переменная — личность ребенка или взрослого, отношение к ситуации, то, как она воспринимается. Известно, что на одну и ту же ситуацию люди реагируют по-разному, по-разному ее оценивают. Поэтому кто-то вообще не испытывает стресс, кто-то переживает его кратковременно и не сильно, а кто-то страдает сильно и очень дол¬го. Достаточно вспомнить русские поговорки "Что русскому хорошо, то немцу — смерть" или "Слона-то я и не приметил", которые подчеркивают различия между людьми в восприятии и понимании одной и той же ситуации. Интересно, что экспериментальные психологические исследования также подтверждают, что есть личностные характеристики, которые способствуют либо препятствуют развитию стрессовых реакций человека.
Составляющие стрессоустойчивости. Такая личностная черта, как стрессоустойчивость, способствует тому, чтобы неблагоприятные ситуации не вызывали стрессовой ре¬акции, а переживание стресса сопровождалось минимальными физиологическими и психологическими потерями и максимально возможными психологическими приобретениями человека.
Какие составляющие стрессоустойчивости могут и должны быть сформированы уже в дошкольном возрасте? Стрессоустойчивость — комплексная черта, способность, кото¬рая имеет несколько характеристик (слоев). Основу стрессоустойчивости, ее фундамент составляет наличие (степень сформированности) у человека самопринятия или любви к самому себе. Подчеркнем, что речь идет о безусловном принятии самого себя таким, какой человек есть со всеми достоинствами и недостатками. Самопринятие — это жизненная опора человека. Если человек принимает самого себя как ценность без всяких условий, то многие жизненные обстоятельства, хотя и могут восприниматься как угрожающие, не способны поставить под сомнение его ценность и значимость по сравнению с любыми событиями. Это своего рода главная "подушка безопасности" в жизни человека. Если она есть, уровень любых потенциальных стрессоров снижается. Например, если ребенок принимает себя, любит таким, каков он есть, то в ситуации, когда его ругает воспитатель, он склонен думать примерно так: "Да, тут я поступил плохо, но поскольку я — хороший, меня все равно простят" или так: "Зачем меня ругают, ведь знают, что я — хороший и нечаянно сделал это". Если же у ребенка низкий уровень самопринятия, то он начинает думать: "Да, я — плохой, все это видят". То есть порицание воспитателя накладывается на внутреннее неприятие самого себя, и ребенок "разрушается изнутри", ему становится особенно плохо. Самопринятие формируется уже с первых дней жизни младенца. И значение этой характеристики выходит далеко за рамки стрессоустойчивости. Задача родителей и педагогов — сформировать само¬принятие у дошкольника на достаточном уровне, тем более что в по-следующие возрастные периоды эта характеристика развивается намного труднее.
Вторая характеристика стрессоустойчивости — оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни, в т. ч. позитивное мышление, умение замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому. Если ребенок привыкает видеть хорошее вокруг, то стрессор не будет столь значим на общем фоне позитивности. Возможно, что с помощью взрослого и в стрессовых испытани¬ях он увидит позитивные стороны. Если же дошкольник привыкает замечать негатив, угрозы и неприятности, то стрессор найдется даже там, где большинство людей его не видят, и любой стресс на фоне общего негатива может вылиться в подавленность, постоянную напряженность, депрессию. Одно из экспериментальных психологических исследований среди учащихся начальной школы показало, что 40% учеников обладают низким уровнем сформированности позитивного мышления, т. е. они не замечают и не радуются жизни вокруг. И это делает их более уязвимыми в отношении переживания стресса. Вместе с тем дошкольный возраст является сензитивным периодом для воспитания оптимизма.
Третья составляющая стрессоустойчивости — овладение до¬школьником стратегиями преодоления негативных эмоций, например, страха, печали, злости. Когда ребенок испытывает негативную эмоцию, он всегда получает на нее реакцию из внешнего мира, например от взрослого. Причем отсутствие реакции — это тоже реакция. Взрослый своей реакцией корректирует и преобразовывает эмоции ребенка, что становится для него опытом, который либо будет основой для развития стрессоустойчивости, т. е. умения справляться с негативными эмоциями, либо послужит поводом для тревожности, враждебности, депрессивности. Поэтому педагогам и родителям важно знать, как реагировать на негативные эмоции ребенка, как подготовить его к стрессовым ситуациям в жизни. Четвертая составляющая стрессоустойчивости — умение расслабляться. При стрессе мышцы тела напрягаются, образуются так называемые мышечные зажимы. Расслабление (релаксация) позитивно действует и на мышцы, и на эмоциональное состояние человека. Как правило, при этом улучшается настроение. Ребенок дошкольного возраста еще не может овладеть технологией расслабления, но воспитателям и родителям следует знать некоторые упражнения для расслабления мышц тела, которые можно провести в игровой форме. Стрессоустойчивость человека можно сравнить с деревом: 1. корни —самопринятие — главная опора дерева, помогающая противостоять любым невзгодам и испытаниями; 2. ствол — оптимизм — постоянный позитивный контакт с миром, ориентир на лучшее, что есть в мире; 3. ветви —стратегии преодоления негативных эмоций — они включаются (разворачиваются, гнуться или сопротивляются), когда есть опасность; 4. листья —умение расслабиться— позволяют получить позитивную энергию и питание от солнца и воздуха для роста дерева. В заключение ответим на вопрос, как педагог или родитель может понять, что ребенок находится в состоянии стресса? Обычно выделяют два основных типа реагирования в стрессе: тормозной и возбудимый. Для тормозного типа характерна пассивность, "эмоциональная инертность", проявляющаяся в безучастности и негативном безразличии, замедленное течение всех психических процессов, фиксации внимания. На уровне физиологии наблюдается общее мышечное напряжение, скованность мимики, позы, движений. Возбудимый тип реагирования выражается в суетливости, многословии, несдержанности в общении, активности контактов, быстрой смене принимаемых решений. На уровне физиологии — повышается двигательная активность, отмечается чрезмерная легкость перехода от одного вида деятельности к другому. Итак, если воспитатель видит, что ребенок сегодня более пассивен, заторможен или, наоборот, более активен, возбудим, чем обычно, то, возможно, он переживает стресс и нуждается в помощи и поддержке. В любом случае взрослым необходимо быть предельно внимательными к эмоциональному состоянию детей, поскольку в силу возраста они не способны выражать словами то, что чувствуют и переживают.
И.Н. Агафонова, канд. психол. наук, доц. кафедры психологии Санкт-Петербургского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики В.Г. Листраткина, заведующий ГДОУ "Детский сад № 42" г. Санкт-Петербурга Литература: Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ», №8, 2010, стр.44-48
|