27.04.2020
Порой у родителей возникает вопрос: как
относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически
неправильным детским словам?
Закономерности
возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.
· Одна из хорошо известных логопедам ошибок связана с
заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении
произнесения звука (ш) ребенок
заменяет им звук (с): «ширость»
вместо «сырость».
Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком
звуков. Чем раньше
слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка,
тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с
завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное
произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению,
необходимо обратиться к логопеду.
· Другой, более
распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не
употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами,
придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством
малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное им
слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его
словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же
поправить ребенка: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…» Вы должны очень
четко произнести слово и попросить ребенка повторить его вслед за вами.
· Типичной ошибкой является построение глагольных форм
по образцу одной, более легкой для ребенка формы.
К примеру:
«вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок использует
одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда
ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он
распространяет ее на другие.
* Следующий
тип ошибок связан с изменением существительных по падежам.
Падежные окончания образуются
детьми по усвоенным ими образцам.
Приведем пример из книги
М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», -
предлагает четырехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, - здесь
мало стулов».
· Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в
употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить,
что речь детей бедна прилагательными.
Прилагательные составляют всего 3- 4 % от других частей речи. Прилагательные
сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление
подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в
своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители
в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это
тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время
может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.
Необходимо развивать интерес
ребенка к свойствам и качествам предметов (большой,
маленький, круглый, синий, шершавый, гладкий и т. д.) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).
Желаем успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.04.2020
Дата обновления: 09.11.2024
Дата публикации: 27.04.2020