29.04.2020
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой дошкольного учреждения. Группа ведущих ученых (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, И.В. Колповская, А.В. Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностью овладения грамотой.
Анализ письменных работ неуспевающих по русскому языку школьников начальных классов позволил выделить четыре группы
специфических ошибок:
1.
замена букв («бопеда» вместо «победа»,
«Тану» вместо «Таню», «пил» вместо «пыль», «тистит»
вместо «чистит» и др.);
2.
нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («кичат» вместо
«кричат», «сит» вместо «сидит», «довр» вместо «двор», «барт» вместо
«брат» и др.);
3.
нарушение употребления лексико-грамматических категорий:
а) слитное
написание служебных и знаменательных слов («у сосны» – «усосны», «светитлуна»
вместо «светит луна»);
б) пропуск и
замена предлогов («ваза столе стоит», «мяч упал и стола»);
в)
нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными («пять
столы», «грязное рубашка»);
г) смешение
падежных окончаний («катались на машину», «лечила зубу»).
4.
ошибки в построении предложений:
а) пропуск
как главных, так и второстепенных членов предложения («Саша рыбу», «Стали кататься
лыжах»);
б) отдельное
написание главного и придаточного предложения («Когда наступила зима. Дети пришли кататься на санках и коньках»);
в)
употребление придаточного предложения без главного («Если пойдет дождь»).
В исследованиях
отечественных ученых (Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Н.А. Никашиной и др.)
вышеописанные нарушения письма рассматриваются как результат недостаточной
подготовленности ранних ступеней речевого развития к переходу на последующие
его ступени, и как результат, затруднение развития устной речи ребенка. Еще до
поступления в школу у нормально развивающегося ребенка формируются практические
обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, что подготавливает его к
усвоению навыков грамотного правописания. Поэтому выраженные нарушения
становления речи влекут за собой серьезные отклонения в формировании письма.
Характер
ошибок обусловлен, прежде всего, двумя причинами:
а)
недостаточный уровень сформированности фонематического слуха;
б) проблемы
в развитии лексического и грамматического компонентов языка.
Речевое
недоразвитие неуспевающих школьников неодинаково. У одной категории детей
нарушения касаются только звуко-произношения и восприятия фонем, у другой –
лексико-грамматического развития. Неправильное произношение звуков, как
правило, сопровождается недостаточным различением сходных по артикуляции или
акустическим признакам звуков. Однако слабое различение близких звуков на слух
может наблюдаться и тогда, когда произношение уже сформировано. В том и другом
случае в письме возникают специфические ошибки в виде замены букв.
Перестановку
слогов и букв в словах можно объяснить нарушениями взаимодействия
речедвигательного и речеслухового аппаратов. Само появление нарушений слоговой
структуры и звуконаполняемости слов до такой степени искажает их
воспроизведение, что нередко без соответствующих пояснений непонятно, что хотел
написать ребенок. Например: «слпа крм» (сыпала корм), «игик» (снеговик),
«сифот» (светофор), «ейсковат» (экскаватор), «ландо» (ладно).
На фоне
общей смазанности речи у определенной категории детей наблюдается недоговаривание
окончаний, недостаточный уровень сформированности грамматических категорий.
Недифференцированное
значение многих слов свидетельствует о низком уровне словесного обобщения.
Успешное обучение этих детей в общеобразовательной школе без коррекционных
занятий невозможно.
Известно,
что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже
сформировавшиеся нарушения. Поэтому профессором Р.Е.Левиной был выдвинут
принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот
принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических
групп, специализированных детских садов для детей с нарушениями речи. Задачи
коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного
дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение
элементов грамоты.
Характерные
особенности детей с ФФН
(фонетико-фонематическим
недоразвитием)
В группы для
детей с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи принимают детей с
сохранным слухом и сохранным интеллектом. В картине недоразвития речи на первый
план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих
детей является незаконченность процесса формирования фонематического
восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным
произношением звуков и выражены недостаточным их различением и затруднением в
звуковом анализе. речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко
задерживается.
Несформированность
звуковой стороны речи выражается в следующем:
·
Замена звуков более простыми по артикуляции. Так звонкие
заменяются глухими – Р и Л звуками ЛЬ и Й, С
звуком Ш или Ф и т.п.
·
Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е.
звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками Т,
ТЬ, Д, ДЬ. Дети произносят «тамолет» вместо «самолет»,
«тапка» вместо «шапка», «коды» вместо «козы» и т.д.
·
В других случаях не произошел процесс дифференциации звуков,
и вместо двух или нескольких звуков близких по артикуляции ребенок произносит какой-то
средний, неотчетливый звук. Например: мягкий звук Ш вместо Ш и С,
вместо Ч и Т нечто вроде смягченного Ч и т.п.
·
Некоторые звуки ребенок по специальному требованию
произносит правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок
правильно произносит простые слова «собака», «шуба», но в речи наблюдается
смешение звуков С и Ш – «Шаса едет по сошше» (Саша едет по
шоссе).
·
Часто наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно
и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении
произносит различно.
·
Нередко указанные особенности произношения сочетаются с
искаженным произнесением звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в
тоже время смешиваться с другими звуками или опускаться и т.д.
·
Количество неправильно произносимых или неправильно
употребляемых в речи звуков может достигнуть большого числа (до16-20). Чаще
всего оказываются несформированными свистящие и шипящие звуки (С, СЬ,
З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ ); звуки ТЬ
и ДЬ; звуки Р, РЬ, Л; звонкие нередко замещаются
парными глухими. Реже недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и
твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный Й; гласный Ы.
Могут быть и другие недостатки произношения.
·
Иногда дети с трудом произносят многосложные слова и слова
со стечением согласных, например: «катиль» вместо «скатерть», «сипет» вместо
«велосипед», «листри» вместо «электричество» и т.д.
Уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении специальных заданий по различению звуков. Так, у детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: ПА-БА, БА-ПА), при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук, при выделении звука, с которого начинается слово. Большинство детей затрудняются в подборе картинок на заданный звук.
На
недостаточность слухового восприятия указывают и затруднения детей при анализе
звукового состава речи.
Кроме всех перечисленных
особенностей произношения и различения звуков, при фонетико-фонематическом
недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также
бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя
речи. Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в
большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи,
выявляются разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении
предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и
т.п.
Система
подготовки к обучению в школе детей с недостатками речи требует четкой
организации их жизни во время пребывания в детском саду. Соблюдение режима дня
и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и
утомления выполнять все задачи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.04.2020
Дата обновления: 03.11.2023
Дата публикации: 29.04.2020