Рабочая программа по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка ……………………………………………........
Цели и задачи реализации Программы………………………………
Принципы формирования Программы ………………………………
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Планируемы результаты реализации Программы ……………………
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Календарно-тематическое планирование ……………………………
Содержание Программы ………………………………………………
Контроль освоения детьми Программы ………………………………
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ……………
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение Программы …………………
Учебно-методическое обеспечение Программы ………………….......
Организация
коррекционно-развивающей
и
(или)
психопрофилактической работы ………………………………………

3
3
3
3
4
5
6
6
6
7
16
18
18
18
19

2

1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - Программа)
разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования,
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата, с адаптированной образовательной
программой дошкольного образования для детей с нарушением зрения, адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелым
нарушением речи и адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с задержкой психического развития МАДОУ детский сад 16.
Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) имеют
низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в
распознавании чувств других людей, недостаточный уровень самоконтроля эмоций и
учебной мотивации. В школе данная категория детей сталкивается с массой трудностей со
стороны социума.
Поэтому основная задача психолога дошкольного учреждения способствовать не
только интеллектуальному развитию воспитанников, но и уделять достаточно внимания
формированию эмоционального интеллекта (EQ).
Программа носит коррекционно-развивающий и психопрофилактический характер
и ориентирована на детей 5-7 лет.
Рабочая программа направлена на реализацию образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие».
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель: содействие развитию эмоционального интеллекта дошкольника с ОВЗ.
Задачи:
- создать условия для более глубокого знакомства дошкольника с эмоциями;
- развивать умение выражать и распознавать основные эмоции у себя и других
людей;
- обогащать эмоциональный словарь дошкольников;
- научить освоению простых приёмов саморегуляции и произвольной регуляции
поведения;
- создать условия для развития эмпатии, понимания других людей и оказания
элементарной эмоциональной поддержки;
- познакомить с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных
ситуациях;
- содействовать подготовке к обучению в школе.
1.1.2. Принципы формирования Программы
Полнота – программа представляет собой полный курс, рассчитанный на
интеграцию в образовательный и воспитательный процесс и проведение еженедельных
занятий в течение года.
Межпредметность – в программе используются материалы различных предметных
областей, что обеспечивает применение, закрепление и обобщение знаний и умений,
полученных детьми при изучении других предметных областей.
Интерактивность – в программе используются психолого-педагогические
технологии, обеспечивающие активную позицию ребёнка.
Практико-ориентированная направленность – программа нацелена на овладение
ребёнком знаниями и навыками, полезными в решении актуальных социовозрастных задач.

3

Индивидуальный подход – в рамках реализации программы педагог адаптирует
программу под индивидуальные особенности ребёнка, создавая для него индивидуальную
траекторию освоения программы.
Систематическое последовательное усложнение материала.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
В МАДОУ детский сад 16 в 2024-2025 учебном году по заключению
Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Управления образованием
городского округа Красноуфимск (далее – ТПМПК) обучаются 25 детей с ОВЗ, из них 9 –
старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Показатели
Характеристика
Ведущая потребность Потребность в общении, познавательная активность
Ведущая функция
Наглядно-образное мышление
Игровая деятельность Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация
Отношения со
взрослыми
Отношения со
сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание

Память
Мышление
Воображение
Условия успешности
Новообразования
возраста

Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации
Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по
сюжетной игре
Более ровные старается контролировать, проявляются элементы
эмоциональной отзывчивости.
Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые
Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.
Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость
и возможность произвольного переключения. Удерживает
внимание 10-15 мин
Объем внимания 4-5 предметов
Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида
деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.
Наглядно-образное,
начало
формирования
логического
мышления.
Репродуктивное, появление творческого воображения
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации
собственной деятельности.
2.Развитие
способности
выстраивать
элементарные
умозаключения.

Индивидуальные особенности воспитанников, нуждающихся в коррекционноразвивающей работе по результатам диагностики эмоционально-волевой сферы
Особенности эмоциональной сферы детей с ОВЗ:
 неадекватность эмоции тем стимулам, которыми они вызваны, на похвалу и
замечания
 частая смена настроения
 повышенная тревожность, склонность к страхам
 нестабильность эмоциональных контактов
 чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчёркнутого упрямства, обиды,
ревности, агрессии.
4

Таким образом, мы можем сделать вывод, что особенности эмоционально-волевой
сферы детей с ОВЗ, – вопрос актуальный. Чувства умственно отсталых детей так же часто
бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей
динамике:
У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность
переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к
другому;
У других детей (такие встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила и
инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам.
Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную
эмоциональную реакцию. Проникнувшись желанием куда-либо пойти, с кем-либо
повидаться и т. д., умственно отсталый ребенок не может затем отказаться от своего
желания, даже если это стало нецелесообразным.
Наиболее высоко ребенок оценивает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так
он оценивает не только людей, но и события окружающей жизни – хорошо то, что приятно.
Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды, не могут
удовлетвориться какой-либо, даже лучшей, вещью, которую им подарили взамен похожей,
разбитой или утерянной. Умственно отсталый ребенок не может понять, что причинивший
ему огорчение учитель или воспитатель вовсе не хотел его обидеть, однако доводы рассудка
не помогают ему подавить в себе чувство обиды.
1.2. Планируемые результаты реализации Программы
Ребёнок различает мимические признаки злости, страха, грусти, радости.
Определяет эти эмоции на схемах, рисунках, фотографиях и в живом общении по
мимическим признакам. Может обозначить их словами.
Ребёнок различает эмоции: радость, грусть, злость, страх – по позе, жестам,
движениям. Может сопоставить действия и эмоции.
Ребёнок различает эмоции: радость, грусть, злость, страх в речи по лексике,
интонации, громкости, темпу.
Ребёнок может назвать, какие эмоции у него вызывают определённые
произведения искусства (картина, скульптура, музыка, литературное произведение).
Ребёнок интерпретирует характер, настроение произведения, давая ему эмоциональнообразную характеристику (смешное стихотворение, печальная музыка).
Ребёнок верно интерпретирует эмоциональное содержание высказываний,
понимает и использует в речи слова, связанные с эмоциями и эмоциональными
состояниями.
При обсуждении ситуаций (изображение, литературный отрывок, личный опыт,
живое общение) ребёнок распознаёт эмоции участников, делает верные предположения о
причинах возникновения этих эмоций, событиях, предшествующих ситуации.
Эмоциональная экспрессия ребёнка понятна для внешнего наблюдателя. Ребёнок
выражает эмоции при помощи мимики, жестов, поз, движений.

5

2.
2.1.
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
5-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Календарно-тематическое планирование
№ занятия

Наименование темы

Групповая работа
Первичная диагностика
Первичная диагностика
Занятие № 1
«Планета Эмоций»
Занятие № 2
«Карусель эмоций»
Занятие № 3
«Радость»
Занятие № 4
«Подари мне улыбку»
Занятие № 5
«Как подружиться с радостью»
Занятие № 6
«Соседи радости»
Занятие № 7
«Грусть»
Занятие № 8
«Когда мне грустно»
Занятие № 9
«Как подружиться с грустью»
Занятие № 10
«Соседи грусти»
Занятие № 11
«Интерес»
Занятие № 12
«Лампочки интересов»
Занятие № 13
«Гнев»
Занятие № 14
«Ловушки для гнева»
Новогодний утренник.
Каникулы
Занятие № 15
«Соседи гнева»
Занятие № 16
«Как подружиться с гневом»
Занятие № 17
«Страх»
Занятие № 18
«Заклинание страха»
Занятие № 19
«Соседи страха»
Занятие № 20
«Как подружиться со страхом»
Занятие № 21
«Удивление»
Занятие № 22
«Стыд»
Занятие № 23
«Соседи стыда»
Занятие № 24
«Как подружиться со стыдом»
Занятие № 25
«Учусь дружить»
Занятие № 26
«Учусь дружить»
Занятие № 27
«Помогатели»
Занятие № 28
«Кубики эмоций»
Занятие № 29
«До свидания, слоненок Элон!»
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика
ИТОГО:

Кол-во
занятий

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29

6

Наименование темы
Занятие 1.
«Планета Эмоций»

Занятие 2.
«Карусель эмоций»

Занятие 3.
Радость

Занятие 4.
Такие разные улыбки

2.2. Содержание Программы
Задачи
Содержание
1. Приветствие детей друг друга.
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
2. Расширять представление детей об
твой друг»
эмоциях и чувствах
2. Чтение сказки «Планета эмоций»,
3. Снятие телесного и эмоционального обсуждение
напряжения.
3. Знакомство со слоненком Элоном
4. Создание эмоционально
4. Игра «Кубик эмоций»
положительного климата в группе
5. Игра «Доброе животное».
1. Приветствие детей друг друга.
5. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
2. Расширять представление детей об
твой друг»
эмоциях и чувствах
6. Игра «Кубик эмоций»
3. Снятие телесного и эмоционального
7. Беседа об эмоциях «Карусель
напряжения.
эмоций», какие бывают, обсуждение
4. Создание эмоционально
8. Задание «Радуга эмоций»
положительного климата в группе.
9. Игра «Доброе животное».
1. Приветствие детей друг друга
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
2. Развитие коммуникативной сферы
твой друг»
детей. Развитие навыков вербального и
2. Игра «Делай, кая я»
невербального общения.
3. «Зеркало эмоций» (Радость)
3. Развитие эмоциональной сферы,
4. Беседа об эмоции «радость», о
обучение различению эмоции «радость» по радостных событиях детей, на что похожа
его внешнему проявлению и выражению
радость
через мимику, пантомимику, интонацию.
5. Игры на липучках «Эмоции»
4. Развитие памяти, внимания,
6. Задание «Сложи разрезанную
воображения.
картинку», пиктограмма радость
5. Развитие произвольности
7. Игра «Изобрази радость»
психических процессов (умение слушать
8. Портрет Радости
инструкцию взрослого, соблюдать правила
9. Игра «Доброе животное»
игры).
1. Приветствие детей друг друга
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
2. Развитие навыков вербального и
твой друг»
невербального общения, снятие телесного
2. Игра «Ветер дует на того…»
и эмоционального напряжения.
3. Продолжение беседы о радости, как
узнать радость

Источник
Шиманская В.А. Где живут
эмоции? Практические
задания для развития
эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
Стр. 6
Шиманская В.А. Где живут
эмоции? Практические
задания для развития
эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
Стр. 28
Шиманская В.А. Где живут
эмоции? Практические
задания для развития
эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
Стр. 36-37

Шиманская В.А. Где живут
эмоции? Практические
задания для развития
эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
7

Занятие 5.
Как подружиться с
радостью

Занятие 6.
Соседи радости

Занятие 7.
Грусть

3. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «радость» по
его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
4. Развитие памяти, внимания,
воображения.
5. Развитие мелкой мускулатуры руки.
1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие коммуникативной сферы
детей. Развитие навыков вербального и
невербального общения.
3. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «радость» по
его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
4. Развитие памяти, внимания,
воображения.
1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие коммуникативной сферы
детей. Развитие навыков вербального и
невербального общения.
3. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «радость»
по его внешнему проявлению и
выражению через мимику, пантомимику,
интонацию.
4. Развитие памяти, внимания,
воображения.
1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие коммуникативной сферы
детей. Развитие навыков вербального и
невербального общения.
3. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «грусть» по

4. Задание с зеркалами «Подари
улыбку»
5. Игры на липучках «Эмоции»
6. Задание «Цветок радости»
7. Игра «Доброе животное».

Стр. 42-43

1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Чтение художественного
произведения про радость
3. Обсуждение прочитанного
4. Задание «Нарисуй
радость»/ситуацию радости
5. Прощание

С. Сорока Как подружиться с
эмоциями. Ростов-на-Дону,
2022г.
Стр. 12-19

1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
5. Игра «Пропой свое имя»
6. Беседа-знакомство с эмоциями
«Злорадство» и «Восторг»
7. Игра «Магнитные истории.
Эмоции»
8. Игра «Повтори за мной»

Развиваем эмоциональный
интеллект: для детей 6-7
лет/И. Артюх – Москва:
Эксмо, 2020
Стр. 10-11

1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Игра «Пропой свое имя»
3. «Зеркало эмоций» (Грусть)
4. Беседа об эмоции «грусть», когда
грустят дети, на что похожа грусть,
рассматривание фотографий

Шиманская В.А. Где живут
эмоции? Практические
задания для развития
эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
Стр. 44-45
8

Занятие 8.
Когда мне грустно

Занятие 9.
Как подружиться с
грустью

Занятие 10.
Соседи грусти

его внешнему проявлению и выражению
5. Игры на липучках «Эмоции»
через мимику, пантомимику, интонацию.
6. Задание «Сложи разрезанную
4. Развитие памяти, внимания,
картинку», пиктограмма грусть
воображения.
7. Игра «Изобрази грусть»
5. Развитие произвольности
8. Портрет Грусти
психических процессов (умение слушать
1. Игра «Путаница»
инструкцию взрослого, соблюдать правила
игры).
1. Приветствие детей друг друга
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
2. Развитие коммуникативной сферы
твой друг»
детей. Развитие навыков вербального и
2. Игра «Пропой своё имя»
невербального общения.
3. Продолжение беседы о грусти, что
3. Развитие эмоциональной сферы,
делать, если грустно
обучение различению эмоции «грусть» по
4. Задание «Облака грусти»
его внешнему проявлению и выражению
5. Игра «Путаница»
через мимику, пантомимику, интонацию.
4. Развитие памяти, внимания,
воображения.
5. Развитие произвольности
психических процессов (умение слушать
инструкцию взрослого, соблюдать правила
игры).
1. Приветствие детей друг друга
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
2. Развитие коммуникативной сферы
твой друг»
детей. Развитие навыков вербального и
2. Чтение художественного
невербального общения.
произведения про грусть
3. Развитие эмоциональной сферы,
3. Обсуждение прочитанного
обучение различению эмоции «грусть» по
4. Задание «Нарисуй грусть»/когда
его внешнему проявлению и выражению
тебе грустно
через мимику, пантомимику, интонацию.
5. Прощание
4. Развитие памяти, внимания,
воображения.
1. Приветствие детей друг друга
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Игра «Перышко»

Шиманская В.А. Где живут
эмоции? Практические
задания для развития
эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
Стр. 48-49

С. Сорока Как подружиться с
эмоциями. Ростов-на-Дону,
2022г.
Стр. 28-33

Развиваем эмоциональный
интеллект: для детей 6-7
9

Занятие 11.
Интерес

Занятие 12.
Лампочки интересов

Занятие 13.
Гнев

2. Развитие коммуникативной сферы
детей. Развитие навыков вербального и
невербального общения.
3. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «грусть» по
его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
4. Развитие памяти, внимания,
воображения.
1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие коммуникативной сферы
детей. Развитие навыков вербального и
невербального общения.
3. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «интерес» по
его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
4. Развитие памяти, внимания,
воображения.
5. Развитие произвольности
психических процессов (умение слушать
инструкцию взрослого, соблюдать правила
игры).
1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «интерес»
по его внешнему проявлению и
выражению через мимику, пантомимику,
интонацию.
3. Развитие памяти, внимания,
воображения.
4. Развитие произвольности
психических процессов
1. Приветствие детей друг друга

3. Беседа-знакомство с эмоциями
«Печаль» и «Горе»
4. Игра «Магнитные истории.
Эмоции»
5. Игра «Повтори за мной»

лет/И. Артюх – Москва:
Эксмо, 2020
Стр. 18-19

1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Упражнение «Рукопожатие»
3. Беседа об эмоции «интерес», когда
бывает интересно
4. Игры на липучках «Эмоции»
5. Игра «Изобрази интерес»
6. Портрет Интереса
7. Игра «Доброе животное»

Шиманская В.А. Где живут
эмоции? Практические
задания для развития
эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
Стр. 52-53

1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Упражнение «Рукопожатие»
3. Беседа об эмоции «интерес», когда
бывает интересно продолжение
4. Упражнение с зеркалом эмоций
5. Задание «Лампочки интересов»
6. Игра «Воздушный шар».

Шиманская В.А. Где живут
эмоции? Практические
задания для развития
эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
Стр. 54-55

1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»

Шиманская В.А. Где живут
эмоции? Практические
10

Занятие 14.
Ловушки для гнева

Занятие 15
Соседи злости

Занятие 16.
Как подружиться с
гневом

2. Развитие внимания, мышления,
памяти
3. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «гнев» по
его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
Приветствие детей друг друга
4. Развитие коммуникативной сферы
детей.
5. Развитие навыков вербального и
невербального общения.
6. Развитие произвольности
психических процессов
1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «гнев» по
его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
3. Развитие волевой сферы детей,
зрительной памяти, внимания, мышления
4. Развитие мелкой мускулатуры рук
1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие навыков общения, умения
выступать публично, высказывать свое
мнение
3. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «злость» по
его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
4. Развитие внимания, мышления
5. Развитие мелкой мускулатуры рук
1. Приветствие детей друг друга

2. Упражнение «Перышко»
3. Беседа об эмоции «гнев» (злость),
когда злятся люди, рассматривание
фотографий
4. Задание «Сложи разрезанную
картинку», пиктограмма злость
5. Игра «Изобрази злость», работа с
зеркалом эмоций
6. Портрет Злости
7. Игра «Мыльный пузырь»

задания для развития
эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
Стр. 58-59

1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Упражнение «Я рад(а) вас видеть»
3. Беседа об эмоции «гнев» (злость),
методы борьбы с гневом
4. Задание «Ловушка для гнева»
5. Игра «Магнитные истории.
Эмоции»
6. Упражнение «Мыльный пузырь»
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Упражнение «Подари мне свою
улыбку»
3. Беседа-знакомство с эмоциями
«ярость» и «раздражение»
4. Игры на липучках «Эмоции»
5. Игра «Летающая фасоль»
6. Упражнение «До свидания»

Шиманская В.А. Где живут
эмоции? Практические
задания для развития
эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
Стр. 60

1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»

С. Сорока Как подружиться с
эмоциями. Ростов-на-Дону,
2022г.

Развиваем эмоциональный
интеллект: для детей 6-7
лет/И. Артюх – Москва:
Эксмо, 2020
Стр. 44-46

11

2. Развитие навыков общения, умения
выступать публично, высказывать свое
мнение
3. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «злость» по
его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
4. Развитие внимания, мышления

2. Чтение художественного
произведения про злость
3. Обсуждение прочитанного
4. Игра «Воздушный шар»
5. Упражнение «Звездное дыхание»
6. Прощание

Стр. 4-11
Шиманская В.А. Где живут
эмоции? Практические
задания для развития
эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
Стр. 64

Занятие 17.
Страх

1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «страх» по
его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
3. Развитие навыков вербального и
невербального общения.
4. Развитие внимания, воображения

Шиманская В.А. Где живут
эмоции? Практические
задания для развития
эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
Стр. 65-67

Занятие 18.
Заклинание страха

1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «страх» по
его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
3. Развитие навыков вербального и
невербального общения.
4. Развитие внимания, памяти,
воображения
1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «страх» по

1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Упражнение «Ветер дует на
того…»
3. Беседа об эмоции «страх», когда
появляется чувство страха,
рассматривание фотографий
4. Задание «Сложи разрезанную
картинку», пиктограмма страх
5. Игра «Изобрази страх», работа с
зеркалом эмоций
6. Портрет Страха
7. Игра «Мыльный пузырь»
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Игра «Угадай предмет по
описанию».
3. Беседа об эмоции «страх», как
бороться с чувство страха,
рассматривание фотографий
4. Упражнение «Заклинание страха»
5. Упражнение «Молодцы!»
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Упражнение «Комплимент»

Занятие 19.
Соседи страха

Шиманская В.А. Где живут
эмоции? Практические
задания для развития
эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
Стр. 70-73

Развиваем эмоциональный
интеллект: для детей 6-7
лет/И. Артюх – Москва:
Эксмо, 2020
12

Занятие 20.
Как подружиться со
страхом

его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
3. Развитие навыков вербального и
невербального общения.
4. Развитие внимания, памяти,
воображения
1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «страх» по
его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
3. Развитие внимания, волевой сферы.

Занятие 21
Удивление

1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «удивление»
по его внешнему проявлению и
выражению через мимику, пантомимику,
интонацию.
3. Развитие навыков вербального и
невербального общения.
4. Развитие внимания, воображения

Занятие 22
Стыд

1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «стыд» по
его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
3. Развитие навыков вербального и
невербального общения.

3. Беседа-знакомство с эмоциями
«испугь» и «ужас»
4. Игры на липучках «Эмоции»
5. Упражнение «Сундук с секретом»
6. Упражнение «До свидания»

Стр. 36-37

1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Чтение художественного
произведения про страх
3. Обсуждение прочитанного
4. Игра «День и ночь»
5. Упражнение «Доброе животное»
6. Прощание
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Игра «Пропой свое имя»
3. Беседа об эмоции «удивление»,
когда мы удивляемся, рассматривание
фотографий
4. Упражнение «Зеркало эмоций»
5. Упражнение «Приятноенеприятное»
6. Задание «Сложи разрезанную
картинку», пиктограмма удивление
7. Игра «Изобрази удивление»
8. Портрет Удивления
9. Игра «Мыльный пузырь»
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Игра «Комплимент»
3. Беседа об эмоции «стыд», когда
бывает стыдно, рассматривание
фотографий
4. Упражнение «Зеркало эмоций»

С. Сорока Как подружиться с
эмоциями. Ростов-на-Дону,
2022г.
Стр. 20-27

Развиваем эмоциональный
интеллект: для детей 6-7
лет/И. Артюх – Москва:
Эксмо, 2020
Стр. 24-25

Развиваем эмоциональный
интеллект: для детей 6-7
лет/И. Артюх – Москва:
Эксмо, 2020
Стр. 48-49

13

4. Развитие внимания, воображения
Занятие 23
Соседи стыда

Занятие 24.
Как подружиться со
стыдом

Занятие 25
Учусь дружить

Занятие 26
Учусь дружить

1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «стыд» по
его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
3. Развитие навыков вербального и
невербального общения.
4. Развитие внимания, воображения,
мышления
1. Приветствие детей друг друга
2. Развитие навыков общения, умения
выступать публично, высказывать свое
мнение
3. Развитие эмоциональной сферы,
обучение различению эмоции «стыд» по
его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию.
4. Развитие внимания, мышления
1. Развитие эмоциональной и
коммуникативной сферы
2. Развитие внимания, логического
мышления, зрительной памяти,
воображения.
3. Развитие мелкой мускулатуры рук
4. Развитие произвольности
психических процессов
1. Развитие коммуникативной и
эмоциональной сферы детей.
2. Развитие внимания, мышления,
зрительной памяти, воображения.
3. Развитие мелкой мускулатуры рук

5. Игра «Изобрази стыд»
6. Портрет стыда
7. Игра «Доброе животное»
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Игра «Повтори приветствие»
3. Беседа об эмоции «стыд», соседи
стыда, «позор» и «неловкость»
4. Игры на липучках «Эмоции»
5. Упражнение «Вспомни, когда
бывает стыдно»
6. Игра «Путаница»
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Чтение художественного
произведения про чувство вины
3. Обсуждение прочитанного
4. Игра «День и ночь»
5. Настольная игра «В мире эмоций»
6. Игра «Доброе животное»
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Упражнение «Ветер дует на
того…»
3. Сказка «Камушек в ботинке»,
обсуждение
4. Упражнение «Шифровка»
5. Игра «Кубики эмоций»
6. Упражнение «Летит по небу шар»
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Упражнение «Комплимент»
3. Сказка «Кукла в подарок»,
обсуждение

Развиваем эмоциональный
интеллект: для детей 6-7
лет/И. Артюх – Москва:
Эксмо, 2020
Стр. 50-51

С. Сорока Как подружиться с
эмоциями. Ростов-на-Дону,
2022г.
Стр. 34-43

Развиваем эмоциональный
интеллект: для детей 6-7
лет/И. Артюх – Москва:
Эксмо, 2020
Стр. 62-63

Развиваем эмоциональный
интеллект: для детей 6-7
лет/И. Артюх – Москва:
Эксмо, 2020
Стр. 62-63
14

4. Развитие произвольности
психических процессов.
Занятие 27
Помогатели

Занятие 28
Кубики эмоций

Занятие 29
«До свидания,
слоненок Элон!»

1. Закрепление базовых эмоций
2. Развитие эмоциональной сферы
детей
3. Развитие внимания, мышления,
воображения.
4. Развитие навыков вербального и
невербального общения.
5. Развитие мелкой мускулатуры рук
6. Развитие произвольности
психических процессов
1. Закрепление базовых эмоций
2. Развитие эмоциональной сферы
детей
3. Развитие внимания, мышления,
воображения.
4. Развитие навыков вербального и
невербального общения.
5. Развитие произвольности
психических процессов
1. Рефлексия и обобщение
пройденного материала.
2. Завершение деятельности работы
группы.

4. Упражнение «Эмоции в окошке»
5. Игра «Кубики эмоций»
6. Упражнение «До свидания»
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Задание «Азбука эмоций»
3. Игра «Помогатели»
4. Куб эмоций, изобрази эмоцию
5. Упражнение «Моё настроение»

1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Беседа об эмоциях, закрепление
материала
3. Игра «кубики эмоций» с
карточками
4. Игра
«Умные
карточки,
эмоциональный интеллект»
5. Куб эмоций, когда бывает
такаяэмоция.
1. Игра-приветствие «Ты мой друг и я
твой друг»
2. Беседа об эмоциях, закрепление
материала
3. Прощание со слоненком Элоном
4. Игра «Изобрази эмоцию» в
«Зеркале эмоций»
5. Кубик эмоций

Шиманская В.А. Где живут
эмоции? Практические
задания для развития
эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
Стр. 102-103

15

2.3. Контроль освоения детьми Программы
Психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы проводится в начале и в
конце учебного года.
Первичная диагностика проводится с детьми в сентябре (1-я и 2-я недели) и её целью
является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях
психического развития детей.
Для проведения первичной диагностики используются следующие методики и
диагностические комплекты:
№
Наименование методики или
Цель
Примечание
п/п
диагностического комплекта
1
Методика «Паровозик»
Определение особенностей
Проводится со всеми
(Велиева С.В.)
эмоционального состояния
детьми
ребёнка
2

Методика «Изучение
понимания эмоциональных
состояний людей,
изображённых на картинке»
(Г.А. Урунтаева, Ю.А.
Афонькина)
Проективная методика
«Домики» (О.А. Орехова)

Выявление способности к
пониманию эмоционального
состояния другого человека.

Проводится со всеми
детьми

Диагностика эмоциональной Проводится со всеми
сферы ребенка в части
детьми
высших эмоций социального
генеза, личностных
предпочтений и
деятельностных ориентаций
ребенка.
Итоговая диагностика проводится с детьми в мае и направлена на выявление динамики
в развитии детей в результате коррекционно-развивающих занятий. Для проведения итоговой
диагностики используются те же методики и диагностические комплекты, что и в начале
учебного года.
Участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с письменного
согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть
использованы только для задач психологического сопровождения и проведения
квалифицированной коррекции развития детей.
3.

2.4.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка
является не только выдача рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка, но и создание таких
условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению
возникающих проблем:
 готовность родителей быть участниками педагогического процесса;
 распределение ответственности за успешное развитие ребенка;
 обучение родителей необходимым навыкам и знаниям.
В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с педагогом-психологом
решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику
воспитания и обучения ребенка.
Педагог-психолог информирует и обсуждает с родителями результаты своих
обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты программы.
С самого начала знакомства определяется готовность родителей сотрудничать с педагогомпсихологом, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей
16

постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и
усилий.
№
п/п
1
2

3

4
5

Основные формы взаимодействия с семьей в рамках Программы
Направление
Формы работы с родителями
Периодичность
работы
Психологическая Анкетирование родителей.
Сентябрь, май
диагностика
Психологическое Проведение индивидуальных
В течение учебного года
консультирование консультаций с родителями по
(по запросам)
приглашению педагога-психолога
ДОО и их собственным запросам.
КоррекционноВыполнение рекомендаций педагога- В течение учебного года
развивающее
психолога.
направление
Психологическая Участие родителей в неделе
Ноябрь (по плану «Недели
профилактика
психологии в ДОО.
психологии»)
Психологическое Участие родителей в мастер-классах, В течение учебного года
просвещение
семинарах-практикумах,
(в соответствии с годовым
родительских собраниях.
планом работы педагогапсихолога)
Предоставление информации
В течение учебного года
родителям через информационные
(в соответствии с годовым
стенды, памятки, сайт ДОО.
планом работы педагогапсихолога)

17

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Помещения для организации образовательной деятельности
№ п/п
Наименование
Количество мест
1
Кабинет педагога-психолога
6
Информационно-техническое оборудования для организации образовательной
деятельности
№ п/п
Наименование
технических средств
Количество
1
Ноутбук
1
2
Принтер
1
3
Колонки
2
Учебное оборудование для организации образовательной деятельности
№ п/п
Наименование
Количество
1
Детский стол (регулируемый по высоте)
3
2
Детский стул (регулируемые по высоте)
6
3
Магнитная доска
1
3.2.Учебно-методическое обеспечение Программы
Дидактические пособия, игры для организации образовательной деятельности
№ п/п
Наименование
Количество
1
Магнитная игра «Эмоции»
1
2
Набор с пиктограммами эмоций
1
3
Психологическая игра для развития эмоционального интеллекта
1
«Помогатели»
4
Куб Эмоций
1
5
Настольная игра «Кубики эмоций с карточками-заданиями»
1
6
Зеркало эмоций
1
7
Набор «Фотографии людей, испытывающих разные эмоции»
1
8
Книжка с окошками «Эмоции»
1
9
Набор «Пиктограммы эмоций: разрезные картинки»
1
10
Игры на липучках «Эмоции»: пингвиненок, зайчонок, снеговик,
5
Емеля, клоун
11
Игра «В мире эмоций» Королева М.
1
12
Игра «Умные карточки/эмоциональный интеллект»
1
Методическая литература для организации образовательной деятельности
№ п/п
Наименование
Количество
1
Шиманская В.А. Где живут эмоции? Практические задания для
1
развития эмоционального интеллекта.
Москва, 2020г.
2
Развиваем эмоциональный интеллект: для детей 6-7 лет/И. Артюх
1
– Москва: Эксмо, 2020
3
С. Сорока Как подружиться с эмоциями. Ростов-на-Дону, 2022г.
1

18

3.3. Организация коррекционно-развивающей и (или)
психопрофилактической работы
№
Наименование
Кол-во
Кол-во
ДлительФорма
п/п
группы
человек
занятий в
ность
работы
неделю/ в
занятия
год
1 Группа для детей
3
1/ 29
20-25
Групповая
с нарушением
мин.
зрения
2 Группа для детей
3
1/ 29
20-25
Групповая
с нарушением
мин.
опорнодвигательного
аппарата
3 Старшая группа
3
1/ 29
20-25
Групповая
мин.

Место
проведения
Кабинет
психолога
Кабинет
психолога

Кабинет
психолога

Расписание коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога
№
Наименование группы
п/п
1 Подгрупповое занятие

Расписание занятий
День недели
Время
Среда
11.00-11.25

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».