ДОП Волшебная бумага

СОДЕРЖАНИЕ
Комплекс основных характеристик программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи программы

5

I.

1.2.1. Цель и задачи Программы на 1-й год обучения

5

1.2.2. Цель и задачи Программы на 2-й год обучения

5

1.3.

Содержание программы

6

1.3.1. Учебный план на 1-й год обучения

6

1.3.2. Учебный план на 2-й год обучения

7

1.4.

Планируемые результаты освоения программы

12

II.

Организационно – педагогические условия

13

2.1.

Календарный график

13

2.2.

Условия реализации программы

13

2.3.

Формы контроля и оценочные материалы

15

Список литературы

16

Приложение. Календарно-тематическое планирование

17

3

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Волшебная бумага» для детей дошкольного возраста 3-5 лет (далее Программа) с учетом
интересов и потребностей воспитанников и родителей МАДОУ детский сад 16 (далее МАДОУ детский сад 16), выявленного в ходе анкетирования.
Актуальность программы:
Программа разработана с учетом мнения родителей по результатам анкетирования,
и ориентирована на интересы воспитанников МАДОУ детский сад 16. Содержание
программы разработано с учетом психофизических и индивидуальных особенностей
воспитанников МАДОУ детский сад 16.
Развитие мелкой моторики пальцев рук - это один из показателей творческой
активности детей и интеллектуального роста, что важно для детей младшей и средней
группы. Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом
физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук,
изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”,
желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Данная программа нацелена на развитие у детей художественно-творческих
способностей и положительного эмоционального восприятия окружающего мира через
занятия продуктивной деятельностью.
При разработке Программы дополнительного образования учитывались
нормативные документы:
Федеральный уровень:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской федерации» (в редакции 2013 г.);

Стратегия развития воспитания РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства Р Ф от 29 мая 2015 г. № 996-р);

Приказ Министерства просвещения РФ от 27.06.2022 года № 629 Об
утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительному образованию;

Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»
(утверждена приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 г. №219-д

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. N 28, «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Отличительные особенности программы.
В Программе акцент делается на выполнение поделок с использованием
нетрадиционных техник работы с бумагой из разного, в т.ч. бросового материала: рванная,
скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет, крупы и т. д.
Необычное сочетание материалов, доступность, простота техники исполнения
удовлетворяет в детях исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости,
успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста
достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает
его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
3

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета
используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи
(игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который
обыгрывается).
Адресат программы:
Программа предназначена для детей дошкольного возраста 3-5 лет.
Краткая характеристика возрастных особенностей детей.
Дети 4-го года жизни свойственны нижеизложенные особенности: усвоение
основных представлений о цвете, величине, форме; умение слушать сказки; сравнивать
реальные предметы с их изображениями на картинках.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется
изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением
формы предметов. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на
развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
К концу года дети могут изображать предметы, передавая несколько признаков не
только по образцу, но и по собственному выбору. Располагать и наклеивать готовые
изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из геометрических
форм, чередуя их по цвету и величине; могут изготавливать поделки из бумаги.
Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного
изображения.
В продуктивной деятельности дети 5-го года жизни эмоционально откликаются на
произведения изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с
помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей,
животных, сказочных персонажей. Начинают более целостно воспринимать сюжеты и
понимать образы. Важным показателем развития детей является аппликация. Могут
предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги
готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное
ребенком или по образцу), и наклеивать их. Могут аккуратно пользоваться клеем:
намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на
специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу
бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Комплектование группы осуществляется на свободной основе с учётом возрастных
и индивидуальных особенностей детей. Наполняемость группы не более 10 человек.
Режим занятий: Программа реализуется 1 раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность одного академического часа 15 минут для детей 4-го года
жизни и 20 минут для детей 5-го года жизни.
Объём программы: 66 часов.
Срок освоения программы – 2 года
1 год обучения – 34 часа в год;
2 год обучения – 34 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса:
Уровень программы – стартовый.
Разноуровневоя программа – «стартовый уровень».
Предлагаемая программа является существенным дополнением в решении
важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана
развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие
приёмы техник аппликации, оригами, квиллинг, но и побудить творческую деятельность,
направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей.
4

В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность
и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенка
формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и
навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Программа кружка построена ―от простого к сложному. Рассматриваются
различные методики
выполнения изделий из бумаги и
картона
с
использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный
комочек, квиллинг, конструирование).
Форма организации детей на занятии: групповая, индивидуально-групповая,
индивидуальная, фронтальная.
Возможны формы проведения занятий.
Содержание программы реализуется в различных видах деятельности: игровой,
коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на
основе моделирования образовательных ситуаций, посредством интеграции всех
образовательных областей.
Перечень подведения форм подведения итогов: выставка творческих работ.
1.2. Цели и задачи программы
1.2.1. Цель и задачи Программы на 1-й год обучения
Цель Программы на 1-й год обучения: развитие художественно - творческих
способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе работы с бумагой в
технике аппликации.
Задачи:
Обучающие:

формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений
окружающего мира посредством объемной аппликации;

познакомить детей, с разными свойствами и качествами бумаги;

учить выполнять основные приемы в аппликационной технике «бумажная
пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);

учить работать с клеем и бумагой;

учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта
в составлении композиции).
Развивающие:

развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

развивать коммуникативные навыки;

развивать интерес, эмоционально положительных отношений к
элементарным действиям с бумагой;

развивать творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия
Воспитательные:

воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой;

воспитывать желания участвовать в создании индивидуальных и
коллективных работах.

воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом.

формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
1.2.2. Цель и задачи Программы на 2-й год обучения
Цель Программы на 2-й год обучения: развитие художественно - творческих
способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе работы с бумагой в
технике аппликации, оригами, квиллинг.
5

Задачи:
Обучающие:

формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений
окружающего мира посредством объемной аппликации;

учить выполнять основные приёмы в технике квиллинг, оригами;

учить приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта
в составлении композиции).
Развивающие:

развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

развивать коммуникативные навыки;

развивать интерес, эмоционально положительных отношений к
элементарным действиям с бумагой;

развивать творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия.
Воспитательные:

воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой;

воспитывать желания участвовать в создании индивидуальных и
коллективных работах;

воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом;

формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

формировать соблюдать последовательность выполнения работы;

Умеет сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их
расположение, цвет.
Практическая значимость программы. Программа имеет циклическое построение,
способствующее интересу и совершенствованию творческих способностей детей.
Обучающиеся осваивают художественные приемы и интересные средства познания
окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу аппликации и рисования.
Занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
1.3. Содержание программы
Учебный план на 2 года обучения
№
Название раздела
Количество часов
Форма аттестации/контроля
(теория/практика)
(модуль)
1.
1 год
34 занятия (5,5/28,5)
Выставка творческих работ
2.
2 год
34 занятия (5/29)
Выставка творческих работ
Итого:
68 занятий (10,5/57,5)
Всего обучение по программе за 1 год: 33 часа
№
п/п
1.

1.3.1. Учебный план на 1-й год обучения
Наименование
Количество часов
Формы промежуточного
раздела, темы
контроля
Всего
Теория
Практика
1
0,5
0,5
Творческая работа, сказка.
Вводное занятие

2.

Комкование бумаги

13

2

11

3.

Обрывная
аппликация

7

1

6

4.

Плоскостная
аппликация

6

1

5

Выставка творческих
работ.
Выставка творческих
работ.
Выставка творческих
работ.
6

5.

Объёмная
аппликация

6

1

5

Выставка творческих
работ.

6.

Итоговое занятие

1

-

1

Итоговая выставка
творческих работ.

34

5,5

28,5

Итого:
№
п/п
1.

1.3.2. Учебный план на 2-й год обучения
Наименование раздела,
Количество часов
темы
Всего
Теория Практи
ка
2
0,5
1,5
Вводное занятие
(«Ёжик»)

2.

Аппликация

11

1

10

3.

Поделки из салфеток

5

1

4

4.

Квиллинг

9

1

8

5.

Оригами

6

1

5

6.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

34

5

29

Итого:

№
п/п
1

2-3

4

5-6

Тема

Формы
промежуточного
контроля
Творческая работа,
сказка.
Выставка творческих
работ.
Выставка творческих
работ.
Выставка творческих
работ.
Выставка творческих
работ.
Итоговая выставка
творческих работ.

Содержание учебного (тематического) плана
1-й год обучения
Теория / Практика

Вводное занятие.
Игра-сказка
«Путешествие в
страну волшебной
бумаги».
Аппликация
«Волшебный мост»
(коллективная работа)
Комкование бумаги.
«Ветка рябины»
(коллективная работа)
Объёмная
аппликация
«Мороженое в
вафельном
стаканчике»
Комкование бумаги
«Кудрявый барашек»

Октябрь
Теория. Познакомить детей со свойствами бумаги: мнётся,
рвётся, складывается и т.д.; Показать, что можно сделать из
бумаги. Познакомить с техникой комкования в аппликации,
техникой безопасности при работе с клеем.
Практическая работа. Изготовление аппликации из комочков
бумажных салфеток.

Теория. Учить выполнять работу в технике комкования,
скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек.
Практическая работа. Изготовление грозди рябины.
Теория. Продолжать учить выполнять работы в технике
комкования, аккуратно работать с клеем.
Практическая работа. Изготовление аппликации по образцу.

Ноябрь
Теория. Продолжать учить выполнять работы в технике
комкования, аккуратно работать с клеем. Формировать умение
выбирать размер бумаги.
7

7

8-9

10

1112

13

1415

Плоскостная
аппликация
«Игрушки
(пирамидка)»
Плоскостнаямозаичная
аппликация.
«Колобок- румяный
бок»

Практическая работа. Изготовление барашка в технике
комкования с использованием приёма дорисовывания глаз, рта.
Теория. Учить наклеивать готовые формы (круги) в
определённой последовательности и располагать в высоту от
самого большого до самого маленького.
Практическая работа. Изготовление пирамидки по образцу.
Теория. Учить обрывать бумагу разной жесткости. Закрепить
знание круглой формы и желтого цвета.
Практическая работа.
Изготовление колобка в технике
обрывания по образцу.

Декабрь
Комкование бумаги
Теория. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги
«На полянку, на
шарики и равномерно наклеивать по всему листу.
лужок тихо падает
Практическая работа. Изготовление снега из бумажных
снежок»
салфеток в технике комкования.
КомкованиеТеория. Продолжать упражнять в комкании, учить скатывать в
скручивание бумаги
жгутики полоски от бумажных салфеток в технике
«Петушок-золотой
бумагопластике.
гребешок»
Практическая работа. Изготовление петушка, наклеивание
(коллективная работа) бумажных шариков и жгутиков на силуэт хвоста.
Плоскостная
Теория. Учить составлять изображение ёлочки из готовых форм.
аппликация с
Продолжать учить скатывать из бумаги шарики.
элементами техники
Практическая работа. Изготовление ёлочки из треугольников
комкование.
и украшения из комочков бумаги.
«Новогодняя ёлочка»
Январь
Обрывная
Теория. Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на
аппликация
различные размеры.
«Сугробы, снег на
Практическая работа. Изготовление сугробов, снега в технике
деревьях»
обрывания по образцу.

1617

Плоскостная
аппликация
«Мы слепили
снеговика»

1819

Комкование бумаги
«Зайка беленький
сидит»
(коллективная работа)
Обрывание+комкован Теория. Учить создавать красивую композицию из цветов в
ие бумаги
смешанной технике: обрывание+комкование.
«Цветы в подарок
Практическая работа. Выполнение композиции.
маме»
Март
Комкование бумаги
Теория. Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на
«Покормим птичек»
кусочки небольшого размера.

2021

2223

Теория. Закреплять умение составлять снеговика из готовых
форм.
Практическая работа. Изготовление снеговика из кругов разной
велечины.
Февраль
Теория. Упражнять в умении скатывать салфетку в комки,
составлять предмет, аккуратно пользоваться клеем.
Практическая работа. Изготовление зайчика по образцу.

8

2425

Объёмная
аппликация.
«Смотрит солнышко
в окошко»

2627

Объёмнаяплоскостная
аппликация «Вышла
курочка хохлатка с
нею желтые
цыплятки»
(коллективная работа)
Плоскостная
аппликация «Облака–
белогривые лошадки»
(коллективная работа)

2829

30

31

3233

34

№
п/п
1-2

Плоскостная
аппликация
«Весенние
кораблики»
(коллективная работа)
Комкование бумаги
«Праздничный
салют» (коллективная
работа)

Практическая работа. Изготовление корма для птичек в
технике обрывания.
Теория. Продолжать учить детей работать в смешанной технике:
бумажная пластика + рваная бумага.
Практическая работа. Изготовление солнышка по образцу.
Апрель
Теория. Закреплять умение аккуратно и последовательно
выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать
их в клей и выкладывать по контуру.
Практическая работа. Изготовление курочки и цыплят с
использованием различных материалов.

Теория. Продолжать учить детей аккуратно разрывать бумагу
разной жесткости на кусочки разного размера и формы.
Закреплять навык наклеивания (внутри контура).
Практическая работа. Изготовление облаков
способом
обрывания.
Май
Теория. Учить составлять изображение кораблика из готовых
форм (трапеций и треугольников разного размера).
Практическая работа. Выполнение кораблика из цветной
бумаги.

Теория. Закреплять умение аккуратно и последовательно
выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, наклеивать
бумажные шарики на подготовленный тёмный фон.
Практическая работа. Изготовление огоньков для салюта
способом сминания комочков из бумажных салфеток.
Объёмная аппликация Теория. Учить создавать красивую композицию из
«Яблонька в цвету»
цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика +
(коллективная работа) рваная бумага, развивать эстетическое восприятие.
Практическая работа. Выполнение композиции.
Итоговое занятие
Практическая работа. Выполнение коллективной работы в
Аппликация
технике коллажа по замыслу детей.
«Коллаж» «Летняя
фантазия!»
(коллективная работа)

Тема

Содержание учебного (тематического) плана
2-й год обучения
Теория / Практика

Вводное занятие.
Игра-сказка
«Путешествие в
страну волшебной
бумаги».

Октябрь
Теория. Повторить с детьми со свойствами бумаги: мнётся,
рвётся, складывается и т.д.; Показать, что можно сделать из
бумаги.
Вспомнить
технику комкования, обрывания.
Познакомить с техникой оригами, квиллинг в аппликации,
техникой безопасности при работе с клеем.
9

3-4

Аппликацияконструирование
«Ёжик»
Комкование бумаги.
«Осенний листик»

5-6

Обрывная аппликация
«Совушка»

7

Аппликация из полосок
«Корона»

8-9

Поделка из салфетки
«Открытка для мамы»

10

Поделка из салфетки
«Белоснежная
берёзка»
Плоскостная
аппликация+вырезани
е ножницами
«Весёлые снежинки»

11

13

Плоскостная
аппликация
«Символ года»
Знакомство с
техникой квиллинг.
Игра-сказка «Страна
волшебных полосок»

1415

Квиллинг
«Цыплёнок»
(коллективная работа)

1617

Квиллинг
«Озорные
осьминожки»
(коллективная работа)

12

Практическая работа. Изготовление из бумаги «Ёжика».

Теория. Продолжать учить выполнять работу в технике
комкования, скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный
комочек.
Практическая работа. Изготовление осеннего листочка.
Ноябрь
Теория. Продолжать учить выполнять работы в технике
обрывания, аккуратно работать с клеем.
Практическая работа. Изготовление аппликации по образцу.
Теория. Учить выполнять работы с использованием бумажной
полоски. Продолжать закреплять умения работы с ножницами,
аккуратному отношению к созданной поделке.
Практическая работа. Изготовление короны из бумажных
полосок.
Теория. Продолжать учить наклеивать готовые формы (круги) в
определённой последовательности, закрепить сминание
салфеток.
Практическая работа. Изготовление открытки по образцу.
Декабрь
Теория. Продолжать учить сминать бумажную салфетку.
Практическая работа. Изготовление кроны и ствола берёзки в
технике сминания.
Теория. Учить складывать бумагу квадратной формы по
диагонали, сглаживать линии сгиба, делать срезы на сложенном
в несколько раз квадрате. Закрепить умение аккуратно работать
с ножницами.
Практическая работа. Изготовление бумажных снежинок.
Теория. Закреплять умение составлять тигра из готовых форм.
Практическая работа. Изготовление тигра, наклеивание из
бумажных ладошек.
Теория. Познакомить с новой техникой работы с бумагойквиллинг. Показать основные приёмы (таблетка, спираль,
свободная спираль, завиток). Учить накручивать узкую длинную
полоску на карандаш или спец.инструмент.
Практическая работа.
Выполнение основных приёмов
квиллинга.
Январь
Теория. Продолжать учить накручивать на палочку узкую
длинную полоску в основную форму таблетка, а из таблетки в
свободную спираль. Закреплять умение аккуратно пользоваться
клеем.
Практическая работа. Изготовление цыплёнка в технике
квиллинг по образцу.
Теория. Закреплять умение накручивать в основную форму
таблетка, свободная спираль.
Практическая работа. Изготовление осьминожек в технике
квиллинг. Выполнение композиции.
10

18

Квиллинг
«Гусеница»

19

Объёмная аппликация
«Подарок для папы»

2021

Объёмная аппликация
«Подарок для мамы»

2223

Квиллинг
«Золотая рыбка»
(коллективная работа)

2425

Аппликация из
бумажных полосок
«Подснежники»

26

Оригами из кругов
«Совушки»
(коллективная работа)
Оригами из кругов
«Ласточка»

27

28

Обрывная аппликация
«Гнездо для
ласточки»

29

Знакомство с
техникой оригами
«История о
любопытном уголке»
Оригами из квадрата
«Лисичка»

30

Оригами из квадрата
«Солдатская пилотка»

31- Оригами из квадрата
«Бабочка»
32

Февраль
Теория. Закреплять умение работать в технике квиллинг,
аккуратному наклеиванию, составлять изображение из частей.
Практическая работа. Изготовление гусеницы в технике
квиллинг.
Теория. Упражнять в умении выполнения в технике объёмной
аппликации, аккуратно пользоваться клеем.
Практическая работа. Изготовление открытки по образцу.
Теория. Продолжать учить создавать красивую композицию из
цветов в смешанной технике: квиллинг+комкование.
Практическая работа. Изготовление открытки по образцу.
Март
Теория. Продолжать учить накручивать на палочку узкую
длинную полоску в основную форму таблетка, а из таблетки
в свободную спираль, завиток.
Практическая работа. Изготовление рыбки в технике
квиллинг.
Теория. Показать новое использование бумажной полоски.
Учить складывать полоску в форму «петля».
Практическая работа. Выполнение аппликации по образцу.
Апрель
Теория. Познакомить с техникой оригами. Учить складывать
круг пополам.
Практическая работа. Изготовление совушки по образцу.
Теория. Продолжать учить выполнять работу в технике
оригами; складывать круг пополам, аккуратно соединять
заготовки клеем.
Практическая работа. Изготовление ласточки в технике
оригами и приклеивать к картону.
Теория. Закреплять умение аккуратно и последовательно
выполнять работу: обрывать маленькие кусочки бумаги,
наклеивать бумажные кусочки на подготовленный фон.
Практическая работа. Выполнение гнезда в технике
обрывания.
Теория. Познакомить с новой техникой работы с бумагойоригами. Учить конструировать, сгибая лист бумаги квадратной
формы по диагонали, сгибать треугольник по схеме.
Практическая работа. Изготовление лисички в технике
оригами.
Май
Теория. Учить сгибать лист квадратной формы по
горизонтальной и по вертикальной осям (базовая форма
«книжка»). Закрепить умение складывать квадрат в
треугольник.
Практическая работа. Изготовление пилотки в технике
оригами.
Теория. Продолжать учить складывать квадрат по диагонали.
Показать, что треугольник можно складывать ещё раз пополам и
всё равно получится треугольник.
11

33

Оригами из квадрата
«Тюльпан»

34

Итоговое занятие
Оригами из квадрата
«Закладка для
любимой книги»

Практическая работа. Изготовление бабочки в технике
оригами, оформление коллективной работы
Теория. Учить складывать квадрат в базовую форму
«воздушный змей». Продолжать учить складывать квадрат в
базовую форму «треугольник».
Практическая работа. Изготовление тюльпана в технике
оригами.
Теория. Закреплять умение аккуратно и последовательно
выполнять работу по схеме.
Практическая работа. Изготовление закладки в технике
оригами.

1.2.3. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения данной Программы уровень развития творческих
способностей у детей характеризуется следующими показателями.
1-ый год обучения (3-4 года)
личностные
предметные
метапредметные
Может слушать, вступать в Владеет основными приёмами: Может работать в паре,
диалог,
строить обрывание, сминание, обрывание, группе.
высказывания
скатывание.
Может
добиваться
организует рабочее место.
Может
выполнять
объёмную конечного результата.
Может
составлять аппликацию по образцу.
простейшие композиции.
Знает основные цвета и формы.
Бережно
относится
к Умеет аккуратно работать с клеем и
инструментам, материалам.
бумагой.
Развиты
мышечно- Знает некоторые свойства и
двигательные функции рук, качества бумаги.
глазомер.
Знает и называет некоторые
художественные термины и
понятия.
личностные
Развиты
наблюдательность,
зрительная память.
Знает, называет базовые
формы,
складки:
«воздушный
змей»,
«треугольник», «гора»,
«долина», «книжка».
Имеет
навыки
аккуратной работы с
бумагой и клеем.

2-ой год обучения 4-5 лет
предметные
Владеет основными приёмами в
технике квиллинг, оригами.
Соблюдает
последовательность
выполнения работы.
Умеет сравнивать и правильно
определять пропорции предметов, их
расположение, цвет.
Умеет ориентироваться на листе
бумаги.
Может складывать лист бумаги
(квадратной, круглой формы) пополам.
Может
складывать
квадратный лист бумаги по диагонали,
соединяя два противоположных угла.
Может аккуратно разглаживать линии
сгиба.

метапредметные
Учавствует
в
коллективном
обсуждении.
работает
индивидуально
и
самостоятельно.
Может самостоятельно
и
справедливо
оценивать
конечный
результат своей работы
и работы сверстников.

12

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного курса
Окончание учебного курса
Продолжительность учебного курса
Периодичность текущего контроля
обучающихся

Праздничные нерабочие дни

02.10.2023 г.
31.05.2024 г.
33 учебные недели
Входной контроль - первая неделя октября
Текущий контроль осуществляется после
каждого занятия
Промежуточный контроль осуществляется в
период с 24 по 31 декабря (за 1 полугодие), с 20
по 31 мая.
Праздничные нерабочие дни: 02-08 января, 01
мая, 08-09 мая.

2.2. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение.
Организация занятий осуществляется в кабинете "STEAM лаборатория" для
оказания дополнительных услуг.
При реализации программы создаются комфортные условия для обучающихся:
Оборудование и технические средства:

стол детский -5 шт.

стул детский -10 шт.

демонстрационная доска -1 шт.

мольберт - 1 шт.
Дидактические материалы:

иллюстрации в соответствии с темами занятий

образцы изделий - 12 шт.
Организационное оборудование:

фартуки для занятий - 10 шт.

рабочая клеенка для аппликативной работы - 10 шт.

влажные салфетки - 1 уп.(120шт.)

клей ПВА - 10 шт.

клей-карандаш - 10 шт.

набор цветной бумаги - 10 шт.

набор цветного картона - 10 шт.

набор белого картона - 5 шт.

набор цветных полосок для квиллинга – 5 шт.

палочки для квиллинга -10 шт.

бумага формата А3 - 20 листов

бумага для принтера белая - 1 уп.(500листов)

бумага для принтера цветная - 1 уп .(250листов)

салфетки бумажные цветные – 6 уп.(белые, красные, жёлтые, зелёные,
голубые, оранжевые)

кисти для клея - 10 шт.
Изобразительные средства:

фломастеры - 10 шт.

карандаши цветные – 10 шт.
Инструкции для проведения инструктажей:
- правила техники безопасности.
13

Информационно-обеспечение – не используется.
Методические материалы.
Практическая работа с детьми по Программе предусматривает: использование
разнообразных приемов и способов аппликации (сминание, разрывание, скручивание и т.д.)
Данные техники доступны детям дошкольного возраста, позволяют быстро
достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей,
делают ее творческой, увлекательной и интересной.
Практическая работа с детьми по Программе предусматривает: использование
разных видов аппликаций: плоскостная, объёмная, обрывная аппликация, коллаж,
аппликация из салфеток, квиллинг, оригами.
Аппликация – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и
наклеивания их на бумагу или др. материал.
Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Всё
просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал —
разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и
ваши руки. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги. В результате возникает
эффект акварельной или даже масленой живописи. Обрывная аппликация очень полезна
для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Плоскостная аппликация - предполагает, что изображения предметов крепятся на
плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации.
Объемная аппликация - предусматривает, что изображения предметов или
деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема.
Существуют различные варианты крепления деталей: элементы наклеиваются частью
плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости на два – три плана на согнутой по
типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные
методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются
несколько помятыми из гофрированной или тисненной бумаги.
Коллаж (от фр. collage – приклеивание) – технический приём в изобразительном
искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём
наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по
цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой
технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от
сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты
произведения.
Аппликация из салфеток - салфетки – очень интересный материал для детского
творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:
возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек;
развитие тактильного восприятия при использовании бумаги различной фактуры; широкие
возможности для проявления креативности. Подходит для детей всех возрастных групп.
Квиллинг – это искусство создания плоских или объёмных композиций из
скрученных в спиральки длинных и узких бумажных полосок.
Оригами – это техника создания фигурок из бумаги. Бумажные поделки
универсальны, ведь для самых популярных фигурок не нужно ничего, кроме бумаги и
вдохновения.
Программа предусматривает использование элементов образовательных
технологий: игровые технологии, здоровьесберегающие: пальчиковые и зрительные
гимнастики, физминутки.
Формы и методы обучения.
При проведении кружка используются следующие формы:
•Чтение сказок с последующим обсуждением и изготовлением героев;
•Изготовление аппликации с последующим оформлением выставки.
14

Методы, в основе которых лежит способ организации кружка:
• словесный (игровая мотивация, рассказ, чтение сказок, объяснение);
• наглядный (показ иллюстраций, показ (выполнение) педагогом и др.);
• практический (выполнение работ по образцу).
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Формы промежуточного контроля:
-анализ творческих работ;
-тематические выставки.
Оценочные материалы
Периодичность и порядок контроля обучающихся проводится согласно
календарному учебному графику.
Формы подведения итогов реализации Программы
Виды
Задача контроля
Методы оценивания результатов
контроля
освоения Программы
входной выявление уровня способностей и Наблюдение за ребёнком в процессе
навыков
в
продуктивной занятий, анализ первых работ.
деятельности)
текущий Выявление
уровня
освоения Наблюдение за выполнением работ,
Программы на промежуточном этапе анализ работ.
итоговый определение уровня знаний, умений, Анализ творческих работ за весь
навыков по освоении программы за курс обучения.
весь курс обучения
Опрос
взрослых
(родителей,
воспитателей группы) устно.
Способы фиксации: Составление диагностической таблицы «Оценка результатов
освоения Программы»
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения Программы»
1.
владеет основными приёмами: обрывание, сминание, скатывание:
высокий уровень – овладел всеми приемами, с легкостью выполняет работу
средний уровень – освоил приемы, но использует с небольшой помощью
низкий уровень – не может выполнить работу без помощи
2.
может выполнять объёмную аппликацию по образцу:
высокий уровень – умеет последовательно выкладывать и наклеивать готовые
изображения
средний уровень – выполняет работу по образцу с незначительной помощью
низкий уровень – не может сделать без помощи
3.
может составлять простейшие композиции:
высокий уровень – самостоятельно составляет композицию, проявляет
творчество
средний уровень – выполняет работу по показу с незначительной помощью
низкий уровень – не может сделать без помощи
4.
аккуратно работает с клеем, бумагой и кистью:
высокий уровень – овладел навыками работы с клеем, с легкостью выполняет
работу
средний уровень – знает и умеет работать с клеем, но использует с небольшую
помощь
низкий уровень – не знает, как и не умеет работать с клеем, кисточкой
5.
знает основные цвета и формы:
высокий уровень – самостоятельно чередует предметы в соответствии с
формой, величиной, цветом
15

средний уровень – выполняет работу с незначительной помощью
низкий уровень – не умеет отличать цвет, форму, величину
Результаты.

высокий уровень - 2 балла;

средний уровень -1 балла;

низкий уровень - 0 балл.
3. Список литературы
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. От простых фигурок до сложных
моделей.- СПб: ООО «СЗКЭО», 2020г.
2. Богатова И.В. Квиллинг. 25 моделей и композиций из бумажной ленты.- ООО
Издательство «Мартин», 2013г.
3. Гришина Н.Н, Анистратова А.А. Поделки из кусочков бумаги - М.Оникс, 2009 г.
https://booksee.org/book/586988
4. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги – Издательство «Академия развития» 2006г.
https://bookree.org/reader?file=596728&pg=144
5. Корнева Г.М. Поделки из бумаги.- Изд. дом «Кристалл»-2002г.
https://booksee.org/book/715536
6. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. СПб.: Издательский Дом «Кристалл»,
2001г.
https://kniga-cici.info/galina_korneva_bumaga_igraem_virezaem_kleim_AXSIB/
7. Лыкова И.А. Я делаю аппликации - Карапуз, 2008г.
https://booksee.org/book/1346799
8. Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч, 2003г. №1
9. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие. СПб.: «Детство пресс» 2008г.
10. Петрова И.М. Волшебные полоски: Учебно – методическое пособие. СПб.: «Детство пресс» 2008г. https://vk.com/wall415041562_10855
11. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких: Учебно – методическое пособие. СПб.:
«Детство - пресс» 2008г.
12. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги - Москва 2012 г.
https://vk.com/topic-81295566_31719150?offset=80
13. Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная
пластика. Учебно-практическое пособие - М., Педагогическое общество России, 2007г.
14. Удина.Е.Н. Диагностическая методика по определению аппликационных умений и
навыков у детей дошкольного
15. Удина Е.Н. Обучение аппликации в игре, 2019г.
https://obuchalka.org/20190405108237/obuchenie-applikacii-v-igre-udina-e-n-2019.html
16. Интернет ресурсы:
http://stranamasterov.ru/user
https://handsmake.ru/podelki-iz-salfetok-bumazhnyh-dlya-detey.html

16

Приложение.
Месяц

Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
Кол-во
Тема занятия
часов
15 мин. Аппликация
«Волшебный мост».
30 мин.
Комкование бумаги.
«Ветка рябины»
15 мин.
Объёмная аппликация
«Мороженое
в
вафельном
стаканчике»
30 мин. Комкование бумаги
«Кудрявый барашек»
15 мин. Плоскостная аппликация
«Игрушки»(пирамидка)
30 мин. Плоскостная-мозаичная
аппликация.
«Колобок- румяный бок»
15 мин. Комкование бумаги
«На полянку, на лужок тихо
падает снежок»
30 мин. Комкование-скручивание
бумаги
«Петушок-золотой гребешок»

№ занятия в
месяце
1

октябрь

2-3

октябрь

4

октябрь

5-6

ноябрь

7

ноябрь

8-9

ноябрь

10

декабрь

11-12

декабрь

13

декабрь

15 мин.

14-15

январь

30 мин.

16-17

январь

15 мин.

18-19

февраль

30 мин.

20-21

февраль

30 мин.

22-23

март

30 мин.

24-25

март

30 мин.

26-27

апрель

30 мин.

28-29

апрель

30 мин.

Плоскостная аппликация с
элементами
техники
комкование.
«Новогодняя ёлочка»
Обрывная аппликация
«Сугробы, снег на деревьях»
«Сугробы, снег на деревьях»
Плоскостная аппликация
«Мы слепили снеговика»
Комкование бумаги
«Зайка беленький сидит»
Обрывание+комкование бумаги
«Цветы в подарок маме»
Комкование бумаги
«Покормим птичек»
Объёмная аппликация.
«Смотрит солнышко в окошко»
Объёмная-плоскостная
аппликация
«Вышла курочка хохлатка с нею
желтые цыплятки»
Плоскостная аппликация

Форма контроля
Опрос, наблюдение
Взаимоанализ работ
Взаимоанализ работ
Тематическая
выставка
Тематическая
выставка
Анализ работ
Анализ работ
Тематическая
выставка
Взаимоанализ
работ
Анализ работ

Тематическая
выставка.
Анализ работ.
Анализ работ
Взаимоанализ
Анализ работы
Тематическая
выставка
Анализ работы
Анализ работы
Взаимоанализ
работ
Взаимоанализ
17

30

май

15 мин.

31

май

15 мин.

32-33

май

30 мин.

34

май

15 мин.

«Облака– белогривые лошадки»
Плоскостная аппликация
«Весенние кораблики»
Комкование бумаги
«Праздничный салют»
Объёмная аппликация
«Яблонька в цвету»
Аппликация «Коллаж»
«Летняя фантазия!»

работ
Взаимоанализ
работ
Взаимоанализ
работ
Творческая работа,
взаимоанализ работ.
Тематическая
выставка лучших
работ за год

2 год обучения
№ занятия в
месяце
1-2

Месяц
октябрь

Кол-во
часов
40 мин.

Тема занятия

Форма контроля

Игра-сказка «Путешествие в
страну волшебной бумаги».
Аппликация-конструирование
«Ёжик».
Комкование бумаги.
«Осенний листик»
Обрывная аппликация
«Совушка»

Опрос, наблюдение.
Анализ работ.

3-4

октябрь

40 мин.

5-6

ноябрь

40 мин.

7

ноябрь

20 мин.

Аппликация из полосок
«Корона»

8-9

ноябрь

40 мин.

10

декабрь

20 мин.

Поделка из салфетки
«Открытка для мамы»
Поделка из салфетки
«Белоснежная берёзка»

11

декабрь

20 мин.

12

декабрь

20 мин.

13

декабрь

20 мин.

14-15

январь

40 мин.

16-17

январь

18

февраль

Анализ работ
Тематическая
выставка.
Анализ работы
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Тематическая
выставка.
Анализ работы
Тематическая
выставка.
Анализ работы

Плоскостная
аппликация+вырезание
ножницами
«Весёлые снежинки»
Плоскостная аппликация
«Символ года»
Знакомство
с
техникой
квиллинг.
Игра-сказка
«Страна
волшебных полосок»
Квиллинг
«Цыплёнок»
(коллективная работа)

Опрос, наблюдение.

40 мин.

Квиллинг
«Озорные осьминожки»
(коллективная работа)

Взаимоанализ
работ. Тематическая
выставка.

20 мин.

Объёмная аппликация

Анализ работ

Взаимоанализ
работ.
Тематическая
выставка.

Анализ работ
18

19-20

февраль

40 мин.

21

февраль

20 мин.

22-23

март

40 мин.

24-25

март

40 мин.

26

апрель

20 мин.

27

апрель

20 мин.

28

апрель

20 мин.

29

апрель

20 мин.

30

май

20 мин.

31-32

май

40 мин.

33

май

20 мин.

34

май

20 мин.

«Подарок для папы»
Объёмная аппликация
«Подарок для мамы»
Квиллинг
«Гусеница»
Квиллинг
«Золотая рыбка»
(коллективная работа)
Аппликация
из
бумажных
полосок
«Подснежники»
Оригами из кругов
«Совушки»
(коллективная работа)
Оригами из кругов
«Ласточка»
Обрывная аппликация
«Гнездо для ласточки»
Знакомство с техникой оригами
«История
о
любопытном
уголке» Оригами из квадрата
«Лисичка»
Оригами из квадрата
«Солдатская пилотка»
Оригами из квадрата
«Бабочка»
Оригами из квадрата
«Тюльпан»
Оригами из квадрата
«Закладка для любимой книги»

Анализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Взаимоанализ
работ.
Тематическая
выставка.
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Тематическая
выставка.
Анализ работ
Опрос, наблюдение.
Анализ работ.
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Тематическая
выставка лучших
работ за год.
Анализ работ

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».