СОДЕРЖАНИЕ Комплекс основных характеристик программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цели и задачи программы 5 1.3. Содержание программы 6 I. 1.3.1. Учебный план 6 1.3.2 Содержание учебного (тематического) плана 6 1.4. Планируемые результаты освоения программы 9 II. Организационно – педагогические условия 10 2.1. Календарный график 10 2.2. Условия реализации программы 10 2.3. Формы контроля и оценочные материалы 10 Список литературы 12 3 2 Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Направленность программы - социально-педагогическая. Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» предназначена для детей дошкольного возраста 5-7 лет (далее - Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и родителей группы детей с нарушением зрения Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 16» (далее - МАДОУ детский сад 16). Актуальность программы. Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния. Большинство детей, начинающих школьное обучение, а среди них и дети с нарушением зрения, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. У них быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, дети плохо ориентируются в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе; не укладываются в общий темп работы. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка, как правильно подготовить его к школе. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В нашей группе уровень владения мелкой моторикой и интеллектуальной готовности к школьному обучению у всех детей разный. Чтобы дать всем детям равные стартовые возможности для поступления в школу, необходимо проводить дополнительные упражнения на развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, формирование умений и навыков осязательного восприятия предметов, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий. При разработке Программы учитывались нормативные документы: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства Р Ф от 29 мая 2015 г. № 996-р); Приказ Министерства просвещения РФ от 27.06.2022 года № 629 Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительному образованию; Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях» (утверждена приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 г. №219-д Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28, «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад 16. I. 3 Отличительные особенности программы. Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе. Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи. Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет с нарушением зрения. Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. У детей с косоглазием и амблиопией отмечаются затруднения в работе с объёмными материалами и желание непосредственного контактирования с объектами. За счёт монокулярного видения пространства у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно не воспринимаются. Наблюдается функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается не полная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Не сформирован навык работы с пишущим предметом, когда ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки. Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор. Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу. Все это дает основание для формирования у детей старшего дошкольного возраста, более сложных двигательных навыков. Комплектование группы осуществляется на свободной основе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 4 Наполняемость группы от 5 до 7 человек. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуальной работы с детьми с учетом их возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Режим занятий: Программа реализуется 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного академического часа 25 минут. Объём программы: 34 часа. Срок освоения программы – 1 год – 34 часа в год; Особенности организации образовательного процесса: Уровень программы – стартовый. Программа включает в себя следующие разделы: 1. Развитие мелкой моторики рук и зрительно – двигательной координации: самомассаж кистей и пальцев рук, упражнения на расслабление пальцев и кистей рук, пальчиковая гимнастика; 2. Развитие зрительного восприятия и внимания, формирование навыка работы с карандашом, формирование пространственных ориентировок (различение левой и правой сторон, ориентировка на листе бумаги), формирование гигиенических правил письма. 3. Формирование графических навыков (проведение прямых, непрерывных линий, проведение линий по заданному контуру, обозначенными точками, раскрашивание, штриховка, графические диктанты). Условия реализации программы 1. Систематическое проведение занятий - занятия проводятся в помещении группы, во 2 половину дня. 2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода. 3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей. 4. Сотрудничество педагога с семьей. Форма организации детей на занятии: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная. Возможны формы проведения занятий. Содержание программы реализуется в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций, посредством интеграции всех образовательных областей. Перечень подведения форм подведения итогов: выставка детских работ 1.2. Цели и задачи программы Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом. Задачи: Развивать мелкую моторику и зрительно – моторную координацию; Формировать пространственное восприятие; Формировать элементарные графические навыки; Учить соблюдать правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть). Воспитывать старательность, аккуратность, самостоятельность; 5 Содержание программы 1.3.1. Учебный план Количество акад. часов Всего Теория в Практика мин в мин 2 10 40 16 80 320 1.3. № Название раздела 1. 2. Знакомство с правилами Работа на листе в клетку 3 Упражнения в строке 16 80 320 Итого: 34 170 Всего обучение по программе за 1 год: 34 часа 680 Форма контроля Опрос Выставка детских работ Выставка детских работ Структура занятия 1 часть. Развитие мелкой моторики рук и зрительно – двигательной координации дети выполняют комплексы упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для тренировки пальцев и укрепления мышц руки. Используются также различные игры с мозаикой, прищепками, веревками и шнурками, палочками, бусинами. 2 часть. Во второй части занятия дети занимаются различными видами деятельности: лепка, раскрашивание, работа с бумагой. Все виды деятельности чередуются. 3 часть. В последней части занятия выполняют различные задания в рабочих тетрадях. 1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана Месяц/ неделя Октябрь 1-2 неделя Октябрь 3-4 неделя Ноябрь 1 неделя Содержание деятельности Предметнопространственная среда/Информацион но методическое обеспечение Знакомство с правилами при письме (Здравствуй Карандаши неотточенные с карандаш) 1.Познакомить детей с правильным хватом карандаша гранями, карандаш пальцами рук, правильная посадка, положение листа. отточенный, цветные Знакомство с рабочей тетрадью. карандаши, рабочая 2 Фигурки из веточек (кошка). тетрадь, палочки 3.Соедини по точкам (щенок). 4. Дорисуй узор. 1. Пальчиковая гимнастика «Осень» Рабочая тетрадь, 2. Фигурки из палочек (очки, рожица). цветные карандаши 3. Пристегивание 4.Обведи по контуру 1.Пальчиковая гимнастика «Апельсин» Салфетки, 2. Бусы в подарок маме из комков бумаги. Тетрадь в клетку, 3.Самомассаж гранеными карандашами. простой карандаш 6 4. Дорисуй узор. Ноябрь 2 неделя Ноябрь 3 неделя Ноябрь 4 неделя Ноябрь 5 неделя Декабрь 1 неделя Декабрь 2 неделя Декабрь 3 неделя Декабрь 4 неделя Январь 1 неделя Январь 2 неделя Январь 3 неделя Январь 4 неделя Февраль 1 неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Птички» Рабочая тетрадь, 2.Составь из частей целое (блюдце и чашка) цветные карандаши 3.обведи по контуру и раскрась 1. Пальчиковая гимнастика «Грибы» Раскраски, цветные 2.Узелки, пазлы карандаши, веревочки 3. Раскрашивание по цифрам 1. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого своего Рабочая тетрадь, дома» цветные карандаши, 2. Сварим суп (захват предметов щепотью) мелкие сыпучие 3. Проведи по контуру предметы 1. Пальчиковая гимнастика «Ботинки» Веревочки, цветные 2. Упражнение «шнуровка». карандаши 3. работа в раскрасках 1. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира» Рабочая тетрадь, 2. Выложи из палочек (солнце). цветные карандаши 2. Работа в тетради в клетку 1. Пальчиковая гимнастика «Машина каша» Рабочая тетрадь, 2. Пазлы цветные карандаши 3. Самомассаж с гранёными карандашами 4. Обведи и закрась 1. Пальчиковая гимнастика «Подарки» цветная бумага, 2. Работа с бумагой. Оригами «Собака» ножницы. 3. Работа в тетради в клетку. Тетрадь в клетку, простой карандаш 1. Пальчиковая гимнастика «Повар» Рабочая тетрадь, 2. Работа бумажными полосками «Коврик» цветные карандаши, 3. Дорожки тонкие полоски 4.Работа в тетради вклетку бумаги 1. Пальчиковая гимнастика «Акула» Раскраски, цветные 2. Раскрашивание по цифрам. карандаши. 3. Работа в тетради в клетку. Тетрадь в клетку, простой карандаш 1. Пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок» Геометрические 2. Работа с мелкими геометрическими фигурами фигуры. Салфетки, (птичка). контур снегиря из 3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками). картона. Цветная бумага. клей 1 Пальчиковая гимнастика «Зимушка-зима!» Пластилин, дощечки (Приложение 1). для лепки, стеки. 2. Нанизывание пуговиц на веревочку. Тетрадь в клетку, 3. Работа в тетради в клетку. простой карандаш 1. Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей» Крупа двух видов. 2. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками). Тетрадь в клетку, 3. Упражнение «Перебери крупу». простой карандаш 3. Работа в тетради в клетку. 1.Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе» Рабочая тетрадь, 2.Сказочная мозаика простой карандаш , 2. Работа в рабочей тетради мозаика 7 Февраль 2 неделя Февраль 3 неделя Февраль 4 неделя Март 1 неделя Март 2 неделя Март 3 неделя Март 4 неделя Апрель 1 неделя Апрель 2 неделя Апрель 3 неделя Апрель 4 неделя Май 1 неделя 1.Пальчиковая гимнастика «Наша группа» 2. Работа с бумагой. Оригами «Медведь» 3. Работа в тетради в клетку. 1.Пальчиковая гимнастика «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» 2.Пристегивание 3. Дорисуй вторую половину 1.Пальчиковая гимнастика «Жизнь диких животных» 2. Раскрашивание по цифрам. 3. Работа в тетради в клетку. Цветная бумага, Тетрадь в клетку, простой карандаш Рабочая тетрадь, цветные карандаши Раскраски, цветные карандаши. Тетрадь в клетку, простой карандаш 1. Пальчиковая гимнастика «Семья-это важно, семья- Рабочая тетрадь, это сложно» цветные карандаши 2. Фигурки из палочек (танк, самолёт). 3. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке 2. Работа в рабочей тетради 1.Пальчиковая гимнастика «Мамочка любимая, Тетрадь в клетку, родная!» простой карандаш, 2. Фигурка из палочек (цветок для мамы) палочки, клубочки 3. Смотай клубочек ниток 3. Работа в тетради в клетку. 1.Пальчиковая гимнастика «Тише, тише не шумите» Су-док, трафареты, 2. Самомассаж су-джоком. простой и цветные 3. Работа с трафаретами. карандаши 4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края. 1.Пальчиковая гимнастика «Школа» Волчки, бумага для 2. Игра с волчками (конкурс). оригами, 3 Оригами «Лисенок» Тетрадь в клетку, 4. Работа в тетради в клетку. простой карандаш 1. Пальчиковая гимнастика «Путешествие в страну Рабочая тетрадь, дорожных знаков и правил» цветные карандаши, 2. Обведи и раскрась трафареты машин, 3.Игры в кармашке (шнуровка) шнуровка 4. Работа в рабочей тетради (стр. 9). 1. Пальчиковая гимнастика «Если не иметь посуды, Цветная бумага, клейжить придется очень худо!» карандаш, салфетки. 2. Работа с бумагой. Оригами (стаканчик) Тетрадь в клетку, 3. Работа в тетради в клетку. простой карандаш 1. Пальчиковая гимнастика «Путешествие по городу Рабочая тетрадь, профессий» цветные карандаши, 2. Фигурки из палочек (дом и ворота). палочки 2. Работа в тетради в клетку 1. Пальчиковая гимнастика «Если очень захотеть, Раскраски, цветные можно в космос полететь» карандаши. 2.Фигурки из палочек (звёздочка, ракета). Тетрадь в клетку, 3. Раскрашивание по цифрам. простой карандаш 3. Работа в тетради в клетку. 1. Пальчиковая гимнастика «На чем мы ездим?» Цветные карандаши, 2. Работа в раскрасках (машины) трафареты машин, 3.Обведи и заштрихуй раскраски 8 Май 2 неделя Май 3 неделя Май 4 неделя Май 5 неделя 1.Пальчиковая гимнастика «Путешествие в Африку» 2. Дорисуй вторую половину 3.Обведи и заштрихуй Работа в тетради в клетку. 1. Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения» 2. Фигурки из палочек (танк, флаг). 3. Обведи по линиям 2. Работа в тетради в клетку 1. Пальчиковая гимнастика «Полна чудес весенняя пора» 2. Раскрашивание по цифрам. 3. Работа в тетради в клетку. 1.Пальчиковая гимнастика «В деревне» 2.Обведи трафарет и заштрихуй (домашние животные) 3. Работа в тетради в клетку Тетрадь в клетку, простой карандаш, трафареты Рабочая тетрадь, цветные карандаши Раскраски, тетрадь в клетку, простой карандаш Рабочая тетрадь, простой карандаш 1.4. Планируемый результат освоения программы В результате освоения данной программы ребенок приобретает знания, умения и навыки, а также личностные качества и компетенции, выраженные предметными, метапредметными и личностными результатами. личностные развиты целенаправленность и саморегуляция собственных действий, уверенность в своих силах; - может грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки; - анализирует собственную деятельность, исправлять ошибки; - работает самостоятельно - слушает, понимает и выполняет словесные установки педагога предметные - развиты мелкая моторика рук и пространственные и временные представления (ориентировка на листе, в пространстве, ориентировка во времени); - может действовать по образцу и правилу: (обводит рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги, выполняет штриховку, соблюдая правила штриховки, раскрашивает рисунок, не выходя за контур). - умеет правильно располагать рабочую тетрадь и держать карандаш и ручку метапредметные - развиты интерес и познавательная мотивация; - знает правила письма; способен к обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности. 9 Организационно – педагогические условия 2. 1. Календарный график Начало учебного курса 01.10.2024 г. Окончание учебного курса 30.05.2025 г. Продолжительность учебного курса 34 учебные недели Периодичность текущего контроля Входной контроль - первая неделя октября обучающихся Текущий контроль осуществляется после каждого занятия Промежуточный контроль осуществляется в период с 24 по 31 декабря (за 1 полугодие), с 20 по 31 мая. Праздничные нерабочие дни Праздничные нерабочие дни: 02-08 января, 01 мая, 08-09 мая. II. 2.2. Условия реализации Программы Материально- техническое обеспечение. При реализации программы создаются комфортные условия для детей всех категорий с учетом психофизических и индивидуальных особенностей: группа для детей с нарушением зрения, ростовая мебель (столы, стулья, демонстрационная, магнитная доска) Оборудование и технические средства: 1. Столы – 5 шт. 2. Стулья – 7 шт. 3. Мольберты – 1 шт. 4. Магнитная доска – 1 шт. Материалы пособия: 1. набор карточек – 7 штук к каждому занятию; 2. ластик – 7 штук; 3. простые карандаши – 7 штук; 4. набор цветных карандашей (от 6 цветов) – 7 коробок 5. счетные палочки – 7 коробок; 6. комплект веревочек – 7 комплектов; 7. раскраски – 7 штук; 8. тетрадь в клетку – 7 штук; 9. комплект трафаретов – 7 штук; 10. волчки – 7 штук; 11. клубочки ниток – 7 штук; 12. мячи-су-джок – 7 штук; Формы и методы обучения. Методы, в основе которых лежит способ организации кружка: • словесный (игровая мотивация); • наглядный (показ иллюстраций, показ (выполнение) педагогом и др.); • практический (выполнение работ по образцу). 2 .3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формами подведения итогов являются: промежуточная и итоговая диагностики. Для отслеживания успешности овладения обучающимися содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий. Педагогическая диагностика включает: 10 - текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах воспитанников) - анализ работ; тематические выставки; - итоговая (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоении программы за весь учебный год) - выставка лучших работ. Периодичность и порядок контроля обучающихся проводится согласно календарному учебному графику. Формы подведения итогов реализации Программы Виды Задача контроля Методы оценивания результатов освоения контроля Программы входной выявление уровня Наблюдение за выполнением работ способностей и навыков) текущий Выявление уровня освоения Наблюдение за выполнением работ. Программы на Открытые мероприятия, презентации промежуточном этапе детских работ родителям итоговый определение уровня знаний, Анализ работы по занятию за весь курс умений, навыков по обучения. освоении программы за весь Опрос взрослых (родителей, воспитателей курс обучения группы) устно. Способы фиксации: Составление диагностической таблицы «Оценка результатов освоения Программы» Задания для диагностики: 1. Развитие мелкой моторики Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу). «Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусин (оценивается быстрота, создание рисунка). Завязывание шнурков разной величины. Застегивание пуговиц (5шт) разного размера. 5. Ориентировка в пространстве Продолжить узор по клеточкам. Д/И «Найди, где спрятано?». 6. Срисовывание образца Задания на листе бумаги в клетку, в линейку. Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение). 4. Штриховка Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм. Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения. 5. Графический диктант Графический диктант по словесной инструкции. 6. Вырезание ножницами Вырезание силуэта предмета. Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.) Критерии оценки деятельности ребенка: Все результаты фиксируются в виде условных символов и заносятся в таблицу: навык полностью сформирован. 11 Ф.И. ребенка навык сформирован не полностью, находится в стадии формирования. навык не сформирован. Развитие мелкой моторики рук Развитие графических навыков Ориентирование в пространстве Копирование образца штриховка Графически й диктант Вырезание ножницами 3. Список литературы Для педагога: 1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют 2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000. 3. Верясова Т.В. раз, два, три, четыре, пять- вышли пальчики гулять. 1996 4. Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006. 5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2000. 6. Иншакова О.Б. развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет 2003. 7. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников 8. Журналы: Карельская “Веселые прописи” Д/в 2000 - №2,4 10 9. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. — СПб., 2008 Для детей и родителей: 1. Т.С. Голубина “Чему научит клеточка” 2005 Москва . Мозаика – Синтез 2. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика 3. Цвынтарный В.В. “Играем пальчиками и развиваем речь” 12