Дополнительная образовательная программа STEАM-лаборатория

СОДЕРЖАНИЕ
Комплекс основных характеристик программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи программы

11

1.3.

Содержание программы

11

I.

1.3.1. Учебный план на 1-й год обучения

11

1.3.2. Учебный план на 2-й год обучения

13

1.4.

Планируемые результаты освоения программы

24

II.

Организационно – педагогические условия

25

2.1.

Календарный график

25

2.2.

Условия реализации программы

25

2.3.

Формы контроля и оценочные материалы

26

Список литературы

28

Приложение. Календарно-тематическое планирование на 1-й и
2-й год обучения

29

3

2

Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы - техническая.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«STEAM-лаборатория»
предназначена для детей дошкольного возраста 5-7 лет (далее - Программа) разработана с
учетом интересов и потребностей воспитанников и родителей Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного
вида № 16» (далее - МАДОУ детский сад 16).
Актуальность программы.
Программа разработана с учетом мнения родителей по результатам анкетирования,
и ориентирована на интересы воспитанников МАДОУ детский сад 16. Содержание
программы разработано с учетом психофизических и индивидуальных особенностей
воспитанников МАДОУ детский сад 16.
Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста средствами STEАM-образования.
STEАM-лаборатория – это: S-science (наука), T-technology (технология), Еengineering (инженерия), A-art (искусство), М-mathematics (математика).
STEАMлаборатория — это синтез науки и искусства. Реализация данной программы позволяет
познакомить дошкольников с ключевыми понятиями программирования.
Данные слова актуализируют STEАM-образование и подчёркивают его
преимущества, а именно:
1. Интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на
взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества,
математики, цифровых технологий и т. д.
2. Адаптация детей, начиная с дошкольного возраста, к современной
образовательной среде всех уровней образования.
3. Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательноисследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество
направлено на формирование не только компетенций, специфичных для этих видов
деятельности, но и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем
условий для высокого качества жизни.
4. Развитие критического мышления рассматривается как трёхступенчатый
процесс, направленный на формирование: умений получать необходимую информацию;
умений её анализировать; умений применять полученную информацию в практической
деятельности.
5. Формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией
образования заключается в умении: объединять индивидуальные интеллектуальные
алгоритмы для достижения общих целей; договариваться, правильно задавать вопросы.
Общий положительный результат формирует уверенность в собственных силах и
ощущение эффективности работы в команде.
6. Первичная пропедевтика ряда профессий и специальностей XXI века, среди
которых: специалисты в области информационных технологий, в том числе инженеры и
операторы электронно-вычислительных систем; специалисты машиностроительных
отраслей; специалисты в области робототехники, автоматики.
7. Развитие интереса к техническому творчеству. STEАM-образование призвано
развивать естественный интерес детей к техническому конструированию и моделированию.
Важно, чтобы данные виды деятельности опирались на исследовательский опыт
ребёнка, приобретённый в детском саду, чтобы естественнонаучная картина мира
формировалась на основе системно-деятельностного подхода и базировались на знаниях,
полученных опытно-экспериментальным путём.
В данной программе окружающий мир изучается ребёнком через игру и
экспериментирование с объектами живой и неживой природы. Методические материалы
I.

3

дают связь между живыми существами и роботами, мотивируя ребёнка двигаться от игры
и детского эксперимента через конструирование и увлекательное техническое и
художественное творчество к проектированию и созданию роботов — моделей,
напоминающих объекты живого мира.
8. Создание условий для выявления и дальнейшего сопровождения одарённых
детей, имеющих неординарное мышление и проявляющих особые способности и
стремление к научно-техническому творчеству.
Отметим, что эти преимущества обеспечивают амплификацию детского развития,
«необходимое условие разностороннего воспитания ребёнка» (А. В. Запорожец).
Особенно велико значение богатства возможностей на ранних ступенях детского
развития. Это средство преодоления его односторонности, выявления задатков и
способностей. В соответствии с теорией А. В. Запорожца программа STEАM-образования
предполагает максимальное обогащение специфичных форм детской деятельности: игры,
познавательно-исследовательской, конструирования, художественно-эстетической, а также
обеспечивает возможность продуктивного общения детей друг с другом, с педагогами и
родителями для полноценного развития интеллектуальных способностей каждого ребёнка.
При разработке Программы дополнительного образования учитывались
нормативные документы:
Федеральный уровень:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской федерации» (в редакции 2013 г.);

Стратегия развития воспитания РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства Р Ф от 29 мая 2015 г. № 996-р);

Приказ Министерства просвещения РФ от 27.06.2022 года № 629 Об
утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительному образованию;

Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»
(утверждена приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 г. №219-д

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. N 28, «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Отличительные особенности программы.
Программа имеет последовательность реализации построения «от простого – к
сложному», связаны игровой сюжетной линии и опирается на предыдущий материал
способствующее интересу и совершенствованию творческих способностей детей.
основы чтения (интегрированная программа): распознавания слов и букв алфавита
с целью развития фотографической памяти, навыков кодирования и шифрования и
облегчения дальнейшего изучения азбуки;
основы программирования: изучение пошагового программирования через
сюжетно-ролевые игры с роботом, проектная деятельность;
основы математики и теория вероятности: изучение базовых понятий геометрии,
алгебры, знакомство с комбинаторикой и понятиями теории вероятности через игру с
роботом и творческо-исследовательские проекты.
4

основы картографии и астрономии: изучений понятий и базовых принципов
картографии, знакомство с астрономией через сюжетно-ролевые игры, творческие и
STEAM-проекты;
основы криптографии: изучение базовых понятий кодирования и шифрования
через игры и STEAM-проекты.
Совместная деятельность педагога и детей по программированию направлена в
первую очередь на развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Занятие
основано на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.
Занятия последовательны имеют сюжетно-ролевую историю, используют уникальные
разработанные продукты и имеют единую структуру.
Важно, чтобы данные виды деятельности опирались на исследовательский опыт
ребёнка, приобретённый в детском саду, чтобы естественнонаучная картина мира
формировалась на основе системно-деятельностного подхода и базировались на знаниях,
полученных опытно-экспериментальным путём.
STEAM-лаборатория нацелена на максимальное использование уникального
возрастного потенциала дошкольников, направляя его на развития определенных
компетенций и подготовку будущей интеллектуальной элиты: ученых, инженеров,
картографов, программистов, шифровальщиков, логистов, аналитиков и др.
STEAM-лаборатория включает в себя 2 цикла. В течение учебного года
«Заведующий лабораторией» (педагог) вместе со своими юными «коллегами-лаборантами»
(детьми группы) знакомят Микибота с жизнью на планете Земля, открывая законы нашего
мира и создавая творческие инженерные проекты.
Обучающиеся осваивают:
1-й год обучения.
Основы программирования
17 занятий: 6 игр, 5 творческих и 6 STEAM-проектов, 13 заданий повышенной
сложности.
Цель: формирование у дошкольника базовых навыков в области программирования
и робототехники.
Задачи:
- формирование у дошкольника базовых навыков в области программирования и
робототехники;
- проведение ранней профориентации по профессиям: инженер, программист,
ученый, строитель, дизайнер;
- развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий,
уверенности ребенка в своих силах;
- развитие интересов и познавательной мотивации, выработка командной
деятельности;
- формирование позитивно-конструктивного подхода к анализу ребенком ситуации
и исправлению ошибок.
Сюжетно-ролевая легенда программы: с далекой планеты, на которой живут
«умные» мыши, прилетел робот-мышь по имени Микибот, посланный изучать Космос и
искать разумные существа. Ребята знакомят гостя-робота с людьми, их жизнью через
реализацию серии проектов, где дети выступают в роли «учителей» по отношению к
роботу: обучают его, устраивают для него праздники, строят города и деревни, проводят
экскурсии, игры, эстафеты, проходят лабиринты, разучивают танцы вместе с роботом, и т.д.
Основные понятия и навыки: обучение пошаговому программированию без
компьютеров и планшетов; осваивание базовых принципов построения алгоритмов;
знакомство с ключевыми понятиями программирования (робот, программа, команда,
последовательность действий, алгоритм, цикл, условия выбора, поиск альтернативных
решений, построение циклов); самостоятельный выбор решения задачи и совместная
реализация от постановки цели, поиска решения, до анализа и оптимизации результата;
5

обогащение представлений детей о профессиях: инженер, программист, ученый, строитель,
дизайнер; развитие синтеза творческого и инженерного мышления.
Взаимодействие с родителями: организация праздника-соревнования между
командами детей и родителей по прохождению роботами лабиринтов для рефлексии
когнитивных и практических навыков.
Основы математики и теории вероятности
17 занятий: 5 игр, 6 творческих и 2 STEAM-проекта, 17 заданий повышенной
сложности.
Цель: введение дошкольника в основы математики и теории вероятности.
Задачи:
- знакомство дошкольника с ключевыми понятиями математики и одним из ее
направлений – теорией вероятности;
- формирование у дошкольника основ для многопрофильного восприятия
математических подходов;
- развитие навыков критического анализа, целеполагания, логического и
творческого мышления;
- проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: программист,
ученый, инженер, строитель, аналитик, математик, ювелир;
- развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий
дошкольника.
Сюжетно-ролевая легенда программы: робот осваивается на нашей планете, и
ребята ему в этом помогают: учат распознавать различные цвета, геометрические фигуры;
пишут «математические» картины и знакомят с супергероями; строят лабиринты и ищут
выходы, устраивают соревнования и веселые праздники; проводят выборы и голосование;
подбирают космическую базу для робота, на которой он с большей вероятностью сможет
жить и работать на Марсе.
Основные понятия и навыки: изучение геометрических фигур, цветов (первичные
/вторичные), понятий больше / меньше, быстрее / медленнее, четные / нечетные; сложение,
вычитание, построение последовательностей чисел; программирование движения робота с
условиями: выбор цвета, геометрической фигуры, числа большего / меньшего,
ближнего / дальнего предмета; программирование с ограниченным выбором команд,
проведение исследований вероятности событий.
Взаимодействие с родителями: в целях укрепления уверенности в своих силах,
развитие словарного запаса и повышения статуса дошкольников в глазах их родителей,
логично провести импровизированное занятия на основе материала программы для группы
родителей, где дети выступят в роли педагога.
В содержании программы предусмотрено участие дошкольников в выставках и
конкурсах различного уровня, что способствует созданию «ситуации успеха» и мотивации
на дальнейшую творческую деятельность.
2-й год обучения.
Основы картографии и астрономии
16 занятий: 6 игр, 5 творческих и 6 STEAM-проектов, 17 заданий повышенной
сложности.
Цель: развитие пространственного мышления, изучение основ картографии,
базовой астрономии
Задачи:
-Знакомить с ключевыми понятиями и формирование базовых навыков в области
картографии, астрономии; развитие пространственного и временного мышления,
ориентации, основ концепций географической науки (ландшафт, территория);
-Проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: картограф,
инженер, астронавт, физик, химик, биолог, культуролог.
6

Сюжетно-ролевая легенда программы: робот – гость из Космоса, как во многих
современных и знакомых детям фильмах, поэтому, учитывая особую важность развития
пространственного мышления, а также перспективную востребованность картографии и
астрономии, в программе сделан тематический акцент не только на «обучение» робота, но
и на образ человека как «жителя Вселенной» с перспективой расширения границ сфер
влияния и интересов человечества в мировоззрении дошкольников; строят карты садика,
города, страны, планеты, солнечной системы; путешествуют по континентам и знакомятся
с разными культурами людей (использован успешный опыт реализации авторской
образовательной этнокультурной программы «150 культур Дона»). На занятии дети
изучают планеты, решают, чем они, могут быть полезны людям, строят посадочные модули
на Марс, готовят летающие города для Венеры, запускают вулканы и выполняют задачи
настоящих астронавтов.
Основные понятия и навыки: определение положения предметов в пространстве,
чтение детских карт, распознавание условных обозначений, масштабирование,
копирование и составление карты, прокладывание маршрута; определение планет
Солнечной системы, знакомство с возможным практическим освоением космоса; создание
инженерных проектов; проведение исследований по изучению массы, веса, давления,
принципа реактивного движения, свойств оптических иллюзий, инерции, гравитации,
амортизации, превращения энергии (кинетической и потенциальной), фракталов,
оптических иллюзий, вулкана.
Взаимодействие с родителями: организация праздника «Кладов день». Родители
ищут спрятанные клады по картам, сделанные дошкольниками.
Основы криптографии
18 занятий: 5 игр, 6 творческих и 7 STEAM-проекта, 18 заданий повышенной
сложности.
Цель: формирование базовых понятий и навыков в криптографии
Задачи:
-Формировать базовые понятия об информационной безопасности, принципах
ее работы на основе математики,
-Базовых навыков симметричного, асимметричного и двойного шифрования;
-Проведение
ранней
профориентации
дошкольника
по
профессиям:
шифровальщик, ученый, программист, аналитик; выработка командной деятельности и
развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации.
Сюжетно-ролевая легенда программы: перед нами открыт весь мир, но нужно
научиться понимать его коды и важность шифрования данных. Через колесо времени дети
познают тайны Цезаря и китайскую тайнопись, разгадывают шифровки (как Шерлок
Холмс), узнают тайны книг и учатся понимать язык животных, расшифровывают отпечатки
пальцев и шифруют свои сообщения; знакомятся с принципами работы и кодирования
наших компьютеров и телефонов, и расшифровывают сообщения с Марса; запирают
«сундуки» с тайной информацией и передают открытые ключи; делают кинопроекторы из
смартфона и исследуют движение звука.
Основные понятия и навыки: распознавание данных / информации, кодирования /
шифрования; знакомство с симметричным / асимметричным шифрованием ; изучение
принципа работы компьютера-мозга, знакомство с языком жестов и языками животных;
кодирование / раскодирование объектов и передача сигналов азбукой Морзе; шифрование
шифром замены, сдвига, с помощью зеркала, книги, решетки Кардано и двойное
шифрование; исследование отпечатков пальцев и посланий симпатическими чернилами;
исследование строения человеческого уха, движения звуковой волны, свойств ребер
жесткости, распределения давления, разложения света, принципа работы кинопроектора,
цепной реакции; строим собственных роботов.

7

Взаимодействие с родителями: организация праздника вместе с родителями
«Тайная комната» с зашифрованными учащимися посланиями (шифр замены «Пляшущие
человечки» и шифрование с зеркалом) и тайнописью.
В содержании программы предусмотрено участие дошкольников в выставках и
конкурсах различного уровня, что способствует созданию «ситуации успеха» и мотивации
на дальнейшую творческую деятельность.
Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
Старшая группа (шестой год жизни)
Психические функции. В период от пяти до шести лет детям доступно
опосредованное запоминание. Эффективность запоминания с помощью внешних средств
(картинок, пиктограмм) может возрастать в 2 раза. В старшем дошкольном возрасте
продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в
наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой
последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Эгоцентризм детского
мышления сохраняется. Основой развития мыслительных способностей в данном возрасте
является наглядно-схематическое мышление, начинают развиваться основы логического
мышления. Формируются обобщения, что является основой словесно-логического
мышления. Интенсивно формируется творческое воображение. Наряду с образной
креативностью, интенсивно развивается и вербальная креативность по параметрам
беглости, гибкости, оригинальности и разработанности. Увеличивается устойчивость,
распределение, переключаемость внимания. Развитие речи идет в направлении развития
словаря, грамматической стороны речи, связной речи, ребенку доступен фонематический
анализ слова, что является основой для освоения навыков чтения. Проявляется
любознательность ребенка, расширяется круг познавательных интересов. Складывается
первичная картина мира.
Детские виды деятельности. У детей шестого года жизни отмечается
существенное расширение регулятивных способностей поведения, за счет усложнения
системы взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками. Творческая сюжетно-ролевая
игра имеет сложную структуру. В игре могут принимать участие несколько детей (до 5-6
человек). Дети шестого года жизни могут планировать и распределять роли до начала игры
и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается
речью, соответствующей взятой роли по содержанию и интонационно. Нарушение логики
игры не принимается и обосновывается. При распределении ролей могут возникать
конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, а также нарушением правил.
Сюжеты игр становятся более разнообразными, содержание игр определяется логикой игры
и системой правил.
Интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, которые способствуют
развитию творческого воображения и самовыражения ребенка.
Детям доступны рисование, конструирование, лепка, аппликация по образцу,
условию и по замыслу самого ребенка. Необходимо отметить, что сюжетно-ролевая игра и
продуктивные виды деятельности в пять-шесть лет приобретают целостные формы
поведения, где требуется целеполагание, планирование деятельности, осуществление
действий, контроль и оценка. Продуктивные виды деятельности могут осуществляться в
ходе совместной деятельности.
Коммуникация и социализация. В общении со взрослыми интенсивно
формируются внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная форма общения.
У детей формируетсяпотребность в самоутверждении через возможность соответствовать
нормам, правилам, ожиданиям, транслируемым со стороны взрослых. Со сверстниками
начинает формироваться внеситуативно-деловая форма общения, что определяется
возрастающим интересом к личности сверстника, появляются избирательные отношения,
чувство привязанности к определенным детям, дружба. Характер межличностных
8

отношений отличает выраженный интерес по отношению к сверстнику, высокую
значимость сверстника, возрастанием просоциальных форм поведения. Детские группы
характеризуются стабильной структурой взаимоотношений между детьми.
Саморегуляция. В период от пяти до шести лет начинают формироваться
устойчивые представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо», которые
становятся внутренними регуляторами поведения ребенка. Формируется произвольность
поведения, социально значимые мотивы начинают управлять личными мотивами.
Личность и самооценка. Складывается первая иерархия мотивов. Формируется
дифференцированность самооценки. Преобладает высокая, неадекватная самооценка.
Ребенок стремится к сохранению позитивной самооценки.
Подготовительная к школе группа (седьмой год жизни)
Психические функции. К шести-семи годам особую значимость приобретает
процесс формирования «взрослых» механизмов восприятия. Формируется способность
дифференцировать слабо различающиеся по физическим характеристикам и редко
появляющиеся сенсорные стимулы. Качественные перестройки нейрофизиологических
механизмов организации системы восприятия позволяют рассматривать этот период как
сенситивный для становления когнитивных функций, в первую очередь произвольного
внимания и памяти. Время сосредоточенного внимания, работы без отвлечений по
инструкции достигает 10-15 минут.
Детям становятся доступны формы опосредованной памяти, где средствами могут
выступать не только внешние объекты (картинки, пиктограммы), но и некоторые
мыслительные операции (классификация). Существенно повышается роль словесного
мышления, как основы умственной деятельности ребенка, все более обособляющегося от
мышления предметного, наглядно-образного. Формируются основы словесно-логического
мышления, логические операции классификации, сериации, сравнения. Продолжают
развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще ограничиваются наглядными
признаками ситуации. Увеличивается длительность произвольного внимания (до 30
минут). Развитие речи характеризуется правильным произношением всех звуков родного
языка, правильным построением предложений, способностью составлять рассказ по
сюжетным и последовательным картинкам. В результате правильно организованной
образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды
монологической речи, формируются предпосылки к обучению чтения. Активный
словарный запас достигает 3,5 - 7 тысяч слов.
Детские виды деятельности. Процессуальная сюжетно-ролевая игра сменяется
результативной игрой (игры с правилами, настольные игры). Игровое пространство
усложняется. Система взаимоотношений в игре усложняется, дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в
зависимости от места в нем.
Продуктивные виды деятельности выступают как самостоятельные формы
целенаправленного поведения. Рисунки приобретают более детализированный характер,
обогащается их цветовая гамма. Дети подготовительной к школе группы в значительной
степени осваивают конструирование из различного строительного материала. Они
свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не
только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и
определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.
Способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному
замыслу, так и по условиям.
Коммуникация и социализация. В общении со взрослыми интенсивно
проявляется внеситуативно-личностная форма общения. В общении со сверстниками
преобладает внеситуативно-деловая форма общения. Характер межличностных отношений
отличает выраженный интерес по отношению к сверстнику, высокую значимость
сверстника, возрастание просоциальных форм поведения, феномен детской дружбы,
9

активно проявляется эмпатия, сочувствие, содействие, сопереживание. Детские группы
характеризуются стабильной структурой взаимоотношений между детьми.
Саморегуляция. Формируется соподчинение мотивов. Социально значимые
мотивы регулируют личные мотивы, «надо» начинает управлять «хочу». Выражено
стремление ребенка заниматься социально значимой деятельностью. Происходит «потеря
непосредственности» (по Л.С. Выготскому), поведение ребенка опосредуется системой
внутренних норм, правил и представлений. Формируется система реально действующих
мотивов, связанных сформированием социальных эмоций, актуализируется способность к
«эмоциональной коррекции» поведения. Постепенно формируются предпосылки к
произвольной регуляции поведения по внешним инструкциям. От преобладающей роли
эмоциональных механизмов регуляции постепенно намечается переход к рациональным,
волевым формам.
Личность и самооценка. Складывается иерархия мотивов. Формируется
дифференцированность самооценки и уровень притязаний. Преобладает высокая,
неадекватная самооценка. Ребенок стремится к сохранению позитивной самооценки.
Формируются внутренняя позиция школьника; гендерная и полоролевая идентичность,
основы гражданской идентичности (представление о принадлежности к своей семье,
национальная, религиозная принадлежность, соотнесение с названием своего места
жительства, со своей культурой и страной); первичная картина мира, которая включает
представление о себе, о других людях и мире в целом, чувство справедливости.
Комплектование группы осуществляется на свободной основе с учётом возрастных
и индивидуальных особенностей детей на основании личного заявления родителей
(законных представителей).
Наполняемость группы от 10 до 12 человек. Уменьшение численности
продиктовано необходимостью проведения индивидуальной работы с детьми с учетом их
возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья).
Режим занятий: Программа реализуется 1 раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность одного академического часа 25 минут для детей 6-го года
жизни и 30 минут для детей 7-го года жизни.
Объём программы: 68 часов.
Срок освоения программы – 2 года
1 год обучения – 34 часа в год;
2 год обучения – 34 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса:
Уровень программы – стартовый. Освоение программы данного уровня
предполагает введение дошкольников в основы программирования и робототехники.
Данная программа знакомит детей с основами программирования, дети учатся
программировать робота, составлять последовательность действий; читать детские карты,
распознавать условные обозначения, масштабировать и составлять карты; определять
планеты Солнечной системы, создавать инженерные проекты, проводить исследования по
изучению массы, веса, давления принципа
реактивного движения; распознавать
данные/информацию, кодировать/шифровать.
Форма организации детей на занятии: групповая, индивидуально-групповая,
индивидуальная.
Возможны формы проведения занятий.
Содержание программы реализуется в различных видах деятельности: игровой,
коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на
основе моделирования образовательных ситуаций, посредством интеграции всех
образовательных областей.
10

Основой образовательной деятельности с использованием – STEAM-лаборатории
является игра - ведущий вид деятельности. «Робот- Микробот» позволяет учиться, играя и
обучаться в игре.
Перечень подведения форм подведения итогов: беседа, выставка, творческий отчет
творческие встречи с родителями, защита проектов и др.
При разработке Программы дополнительного образования учитывались
следующие нормативные документы.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы формирование у дошкольников базовых навыков в области
криптографии и развития пространственного мышления, изучения картографии и
астрономии в рамках реализации учебно-методического пособия «Детская универсальная
STEAM-лаборатория».
Задачи программы:
Обучающие:
- учить элементарным ключевым понятиям картография, астрономии и
криптографии;
- учить жить в постоянно меняющихся условиях: овладевать появляющимися
вновь профессиями, справляться с социальными вызовами, использовать технологии,
которые предстоит изобрести.
- учить планировать процесс создания собственного проекта.
Развивающие:
- развивать основы концепций географической и космической науки.
- развить у дошкольников базовые навыки симметричного, асимметричного и
двойного шифрования
- развивать способность к практическому и умственному экспериментированию,
обобщению, навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому
комментированию процесса и результата собственной деятельности;
- развивать способность к анализу собственной деятельности.
Воспитательные:

воспитывать следующее поколение успешных экспертов в области науки,
языка и анализа, специалистов по кибербезопасности, картографии и астрономии.

воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.

воспитывать навыки самостоятельности.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план (первый год обучения)
№
Название раздела
Количество акад.
Форма контроля
часов
(модуль)
(теория/практика)
1.
Основы
17 занятий (119/306)
Выставка рисунков и творческих
программирования
работ
2.
Основы математики и
17 занятий (119/306)
Защита проектов, творческий
теории вероятности
отчет
Итого:
34 (238/612)
Всего обучение по программе за 1 год: 34 часа
Учебный (тематический) план
№
Название раздела,
Количество акад. часов
Основы чтения
Форма
п/п
темы
Часть 1
контроля
Всего Теория Практи
(ежедневно 7
ка
11

мин)
17

119 мин

306 мин

Робот – кто это? Кто ты,
Микибот?
Что ты можешь, Микибот?
Микобот, знакомиться, это я!

2

Октябрь
14 мин

36 мин

2

14 мин

36 мин

Микибот, гуляет по городу, за
городом и на рыбалке.
Вечеринка с Микиботом.
Микибот
на
конкурсе
талантов!

2

Ноябрь
14 мин

36 мин

2
1

14 мин
7 мин

36 мин
18 мин

1
1
1
1

Декабрь
7 мин
7 мин
7 мин
7 мин

1.

Основы
программирования

Мама, папа,
бабушка,
дедушка

Игры.
Выставка
творчески
х работ.

Чашка, тарелка,
дом, стул, стол.

Игры.
STEAMпроектов

18 мин
18 мин
18 мин
18 мин

Молоко, сок,
каша, суп,
холодильник,
кошка, собака,
мышка, лошадь,
корова

Игры.
Выставка
творчески
х работ.
STEAMпроектов.

1
1
1

Январь
7 мин
7 мин
7 мин

18 мин
18 мин
18 мин

1

7 мин

18 мин

Голова, ухо,
рука, нога, нос,
глаза, окно,
лампа, книга,
шкаф.

Основы математики и
теория вероятности

17

119 мин

306 мин

-

Игры.
Выставка
творчески
х работ.
STEAMпроектов.
-

Волшебные фигуры. Занятие
для волшебников
Микибот потрясён!
Микибот сдаёт экзамен.
Весёлые старты.

1

Февраль
7 мин
18 мин

Микибот готовит праздник!
Микибот учит цифры.
Микибот хочет есть.
Микибот лениться

Микбот - на старт!
Робот для каждого!
Микобот на тренеровке и на
чемпионате
Мой робот!
2.

Выбор Микибота!
Двойной бросок.
Могу лучше!
Новые знакомство Микибота.

Иду к тебе.
Супергерой Плюс!
Супергерой Минус!
Скок-перескок!

Алиса, боб, Ева,
Юра, Я, круг,
треугольник,
прямоугольник,
квадрат

Фотоотче
т. Игры.
STEAMпроектов
минимизи
рованы.

1
1
1

7 мин
7 мин
7 мин

18 мин
18 мин
18 мин

1
1
1
1

Март
7 мин
7 мин
7 мин
7 мин

18 мин
18 мин
18 мин
18 мин

Жёлтый
красный, синий,
зелёный,
черный,
оранжевый,
фиолетовый,
белый.

Фотоотчё
т. Игры.
STEAMпроектов
минимизи
рованы.

1
1
1
1

Апрель
7 мин
7 мин
7 мин
7 мин

18 мин
18 мин
18 мин
18 мин

Робот, машина,
компьютер,
телефон, ёж,
лягушка, комар,
рыба.

Фотоотчё
т. Игры.
STEAMпроектов
минимизи
12

рованы.
Навстречу друг другу.
Куда пойдет наш Микибот?
Ювелирных дел мастер.
Невероятная теория
Дом для микибота

1
1
1
1
1

Май
7 мин
7 мин
7 мин
7 мин
7 мин

18 мин
18 мин
18 мин
18 мин
18 мин

Свинка, петух,
белка, медведь,
щётка, куртка,
шапка, ботинки.

Фотоотчё
т. Игры.
STEAMпроектов
минимизи
рованы.

Итого

34
238
612
1.3.2. Учебный план (второй год обучения)
№
Название раздела
Количество акад.
Форма контроля
часов
(модуль)
(теория/практика)
1.
Основы картографии и
16 занятий (112/368)
Выставка рисунков и творческих
астрономии
работ
2.
Основы математики и
18 занятий (126/414)
Защита проектов, творческий
теории вероятности
отчет
Итого:
34 (238/782)
Всего обучение по программе за 1 год: 34 часа
Учебный (тематический) план
№
Название раздела,
Количество акад. часов
Основы чтения
Форма
п/п
темы
Часть
1
контроля
Всего Теория Практи
(ежедневно 7
/аттестац
ка
мин)
ии
16
112 мин 288 мин
1.
Основы картографии
и астрономии
Октябрь
Зачем тебе карта?
1
7 мин
23 мин
Заяц, лиса, лев,
Игры.
Что сказала карта?
1
7 мин
23 мин обезьяна, жираф, Выставка
Дом хоббита
1
7 мин
23 мин снегирь, рябина, творчески
колос
х работ.
Мама, я – картограф!
1
7 мин
23 мин
STEAMпроектов.
Ноябрь
Письмо для инопланетян!
1
7 мин
23 мин
Слон, кабан,
Игры.
желудок, трава, Выставка
Тайна острова сокровищ!
1
7 мин
23 мин
цветок
творчески
Моя чудесная планета!
1
7 мин
23 мин
космонавт,
х работ.
Почему космос – это круто?
1
7 мин
23 мин
самолёт.
STEAMСемья звезда по имени солнце!
1
7 мин
23 мин
проектов.
Декабрь
Что нам делать с Меркурием?
1
7 мин
23 мин
Солнце, ракета
Игры.
поезд, корабль,
Выставка
Юпитер – президент всех
1
7 мин
23 мин
карета,
творчески
планет!
конструктор,
х работ.
Сестра Земли – Венера.
1
7 мин
23 мин
бумага, сидеть,
STEAMКто найдёт кольца Сатурна?
1
7 мин
23 мин
проектов.
Высаживаемся на Марсе!
Январь
Сквозь алмазы к дальним
1
7 мин
23 мин
Стоять, лежать, Фотоотче
звёздам!
ходить, играть,
т. Игры.
Космическое турогенство!
1
7 мин
23 мин говорить, читать STEAM13

Экзамен для суперастронавта!
Открой свою планету!

1

2. Основы криптографии

18

Пойми меня Удивительная
посылка.
Предупредить Микибота!
Раскодируй природу.
Музыкальная шифровка.

1

Не верь своим глазам.
Загадка Цезаря.
Чудеса колеса.
Тайная комната.
Выдели главное!

1
1
1
1
1

Тайна книги
Микибот зажигает
Кто брал чайник?
.Секрет.
Здравствуй,
вселенная!

1
1
1
1

7 мин
7 мин
7мин
Март
7 мин
7 мин
7 мин
7 мин
7 мин
Апрель
7 мин
7 мин
7 мин
7 мин

Перехват.
Собери животных на Марс.
Мой марсианский робот.
Итого

1
2
2
34

Май
7 мин
14 мин
14 мин
238

1
1
1

7 мин

23 мин

126
414
Февраль
7 мин
23 мин

рисовать,
кушать.

проектов
минимизи
рованы.

Фотоотчёт. Игры. STEAMпроектов минимизированы.

23 мин
23 мин
23 мин
23 мин
23 мин
23 мин
23 мин
23 мин

Фотоотчёт. Игры. STEAMпроектов минимизированы.

23 мин
23 мин
23 мин
23 мин

Фотоотчёт. Игры. STEAMпроектов минимизированы.

23 мин
46 мин
46 мин
782

Фотоотчёт. Игры. STEAMпроектов минимизированы.

Содержание учебного (тематического) плана
1-й год обучения
Содержание учебного (тематического) плана модуля «Основы программирования»
Месяц/
Тема
Программное содержание
неделя
Теория и Практика.
Октябрь
«Роботы – кто Теория. Познакомить с терминами: робот, программист,
1-2неделя это?» «Кто ты, команда, программа, ролью роботов в жизни человека.
Микибот?»
задания команд и проверки их выполнения.
-Способствовать
формированию
понимания
определяющей роли человека в создании и управлении
роботом.
Практика. Играем в игру «Я робот» Рисуем суперробота!
Октябрь
«Что ты можешь, Теория. Познакомить с понятиями: последовательность
3-4 неделя Микибот?»
действий, алгоритм. Способствовать формированию
«Микибот,
навыка анализа последовательности действий, навыка
знакомься, это создания программы для робота. Формировать и
я!»
поддерживать
положительную
самооценку детей,
уверенность в собственных возможностях и способностях.
Закрепить понятия: «последовательность действий»,
«алгоритм», «верно», «неверно». Познакомить с числами 0
и 1. Укрепить навыки создания простейшего алгоритма:
программирования последовательности действий для
14

Ноябрь
1-2 неделя

«Микибот гуляет
по городу, за
городом и на
рыбалке»

Ноябрь
3-4 неделя

«Вечеринка
Микиботом»

с

Ноябрь
5 неделя

«Микибот
конкурсе
талантов»

на

Декабрь
1 неделя

«Микибот
готовит
праздник»

Декабрь
2 неделя

«Микибот
цифры»

Декабрь
3 неделя

«Микибот хочет
есть»

учит

робота. Развивать умения детей работать в группе
сверстников.
Практика. Игра «Я хочу – я делаю». Рисунок «Мой
помощник Микибот»(презентуют свой рисунок). Игра
«Верно – не-верно». Игра «Один замечательный ребёнок»
Совместная творческая работа «Разноцветные ладошки»
(памятное изображение вывешивается на выставку)
Теория. Закрепить понятия: число 1, 2, 3 число 0.
Познакомить с числом 4. Способствовать формированию
навыка целеполагания, программирования, критического
анализа. Развивать коммуникативные способности детей.
Практика. Проект «Город» (создать свой город и
приготовить маршрут на схеме, подготовить экскурсию
для робота). Проект «Деревня» (создать свой деревню и
приготовить маршрут на схеме, подготовить экскурсию
для робота). Проект «Рыбалка» (построить место для
рыбалки и приготовить маршрут на схеме, подготовить
экскурсию для робота).
Теория. Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, цикл,
цикличность, тест, тестирование. Изучаем число 5.
Создать программы для новых целей и задач. Повышать
мотивацию к обучению путем создания эмоционально –
комфортной среды для занятия программированием.
Практика. Разучить всем вместе 3 танца из 5
придуманных движений каждый (танец рук, танец ног,
танец игрушек). Игра «Танцуем с Микиботом».
Теория. Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, 5, цикл,
алгоритм, цикл в цикле. Познакомить с числом 6. Создать
усложненные программы. Укреплять навыки работы в
команде, опыт соревнования.
Практика. Проект «Конкурс» (подготовка к конкурсу:
распределения порядка выступление детей, чтобы не было
путанницы)
Теория. Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, цикл в
цикле, условие, выбор. Познакомить с числом 7. Изучить
возможность выбора: конструкция «если …, то…».
Формировать навыки коммуникации. Игра «Ты - мой
друг».
Практика. Проект «Праздник» (помощь Микиботу)
Рисуем красивые приглашения для друзей.
Теория. Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Познакомить с понятиями: случайный выбор, анализ.
Способствовать развитию критического мышления,
умения оценивать результат своей работы. Формировать
навыки коммуникации.
Практика. Экзамен роботу. Дети рисуют ассоциации на
тему выбранной цифры (от 0 до 7)
Теория. Познакомить с понятиями: лабиринт, выход,
задача, решение. Формировать умение определять задачу,
находить ее решение, менять условие задачи, менять
решение задачи, программировать движение по
15

лабиринту. Способствовать формированию логического
мышления, целеустремленности в решении задач,
уверенности в своих силах.
Практика. Собираем лабиринт 1 уровня и отправляем
мышь к сыру.
Декабрь
«Микибот
Теория. Познакомить с понятиями: альтернативное
4 неделя
ленится»
решение,
оптимизировать.
Сформировать
умения
определять задачу, находить ее решение, менять условие
задачи, менять решение задачи. Программировать
движение по лабиринту. Способствовать формированию
логического мышления, умения не бояться совершить
ошибку, оптимистичного подхода к решению задач и
изменениям задач, уверенности в своих силах.
Практика. Собираем лабиринт 2 уровня и отправляем
мышь к сыру.
Январь
«Микибот – на Теория. Закрепить понятия: альтернативное решение,
1 неделя
старт!»
оптимизировать, оптимизировать путь. Закрепить навык
определения задачи, поиска решения, оптимизации.
Программировать
движение
по
лабиринту.
Способствовать формированию логического мышления,
навыка позитивно – конструктивного отношения к
возможным ошибкам.
Практика. Собираем лабиринт 3 уровня и отправляем
мышь к сыру. Дети выбирают вид деятельности для
памятных подарков Микиботу (дают материалы согласно
выбору детей)
Январь
«Роботы
для Теория. Развивать творческий подход к формированию
2 неделя
каждого»
базовых компетенций в робототехнике. Способствовать
проецированию
занятий
в
реальную
жизнь.
Профориентация.
Способствовать
формированию
логического и креативного мышления.
Практика. Проект «Нужные роботы» (рисуем роботов по
3 профессиям (доктор, космонавт, пожарник, повор)
Январь
«Микибот
на Теория.
Закрепить
навыки
программирования
3 неделя
тренировке»
прохождения лабиринтов и смены задач. Способствовать
«Микибот
на формированию навыков командной работы, усидчивости и
чемпионате!»
концентрации внимания.
Практика. Строим свои лабиринты для мыши.
Январь
«Мой робот!»
Теория. Развить творческую активность. Способствовать
4 неделя
развитию креативности. Повышать мотивацию к
обучению и уверенность в себе.
Практика. Проект «Мой робот» (робот из разных
размеров коробок).
Содержание учебного (тематического) плана модуля «Основы математики и
теории вероятности»
Месяц/неделя
Тема
Программное содержание
Февраль
«Волшебные
Теория. Познакомить с понятиями: геометрия,
1 неделя
фигуры»
геометрическая фигура, круг, квадрат, треугольник, цвет
«Занятие для (красный, синий, желтый), числом 8. Научить создавать
волшебников!» программы
поиска
по
заданным
параметрам.
Содействовать развитию творческого мышления.
16

Февраль
2 неделя

«Микибот
потрясен!»

Февраль
3 неделя

«Микибот
сдает экзамен»

Практика. Игра «Стань волшебником» (эксперимент с
красками). Проект «Живые краски» (эксперимент)
Теория. Закрепить понятия: цвет, форма. Познакомить с
числом 10. Закрепить навыки выбора по цвету и форме.
Развивать креативное и критическое мышление,
терпение.
Практика. Выполнение 5 заданий
Теория. Закрепить понятия: цвет, форма, числа 0 – 10.
Закрепить навыки программирования и выбора по цвету
и форме. Развивать навыки взаимопомощи, совместной
работы.
Практика. Микибот сдает экзамен. Игра «Что это за цифра?».
Танцуем с детьми, имитируя робота.

Февраль
4 неделя

Март
1 неделя

Март
2 неделя

Март
3 неделя

Март
4 неделя

«Веселые
старты»

Теория. Познакомить с понятиями: дополнение к
программе, эстафета, случайные числа. Способствовать
формированию навыков командной работы, умения
дополнять
программу.
Укреплять
навык
конструктивного реагирования на усложнение условий
задачи в ходе работы.
Практика. Игра «Эстафета с роботом» (дети делаться на
две команды, выбирают капитана, программиста,
инженера) Перед командами стоит задача ( чтобы робот
как можно быстрее добрался до 10).
«Выбор
Теория. Познакомить с понятиями: меньше, больше,
Микибота»
равно, последовательность по возрастанию, убыванию.
Способствовать развитию критического и логического
мышления, умения сравнивать и делать выбор. Развивать
коммуникативные навыки.
Практика. Игра «Больше-меньше-равно» (дети делаться
н а 2 команды. Перед командами ставиться задача).
«Двойной
Теория. Закрепить понятия: меньше, больше, равно,
бросок»
последовательность
по
возрастанию,
убыванию.
Способствовать развитию критического и логического
мышления, умения сравнивать и делать выбор.
Укреплять уверенность в своих силах и повышать
мотивацию к обучению.
Практика. Продолжение игры «Больше-меньше -равно»
(играем на числовом поле)
«Могу лучше!» Теория. Закрепить навыки выбора по числу и
оптимизации. Формировать навык системного подхода.
Развивать критическое мышление.
Практика. Играем на числовом игровом поле (четные
числа и нечетные). Игра «Если я буду тренироваться, что
произойдет» (дети отвечают на заданные вопросы
воспитателя
«Новые
Теория. Познакомить с понятиями: выбор, голосование,
знакомства
расстояние, измерение, шаг, линейка. Формировать
Микибота»
навыки голосования, подсчета голосов, определения
расстояния. Формировать основы демократических
подходов. Игра «Самая любимая»
17

Апрель
1 неделя

Апрель
2 неделя

Апрель
3 неделя

Апрель
4 неделя

Май
1 неделя

Май
2 неделя

Май
3 неделя

Практика. Выбор игрушки, у которой больше голосов.
Знакомим Микибота с этой игрушкой на числовом поле
(сколько шагов надо дойти Микиботу до этой игрушки)
«Иду к тебе!»
Теория. Закрепить понятия: расстояние, измерение, шаг,
линейка. Закрепить навык определения расстояния,
навык проведения сравнительного анализа. Развивать
позитивно – конструктивное отношение к ошибкам. Игра
«Иду к тебе»
Практика. Стрим числовое поле (0до 4) и две игрушки.
Ставим Микибота на клетку 0 и измеряем линейкой,
сколько расстояние до первой игрушки и до второй
игрушки.
«Супергерой
Теория. Познакомить с понятиями: сложение, знак плюс,
Плюс!»
слагаемое, сумма. Формировать базовые навыки
сложения. Закрепить навыки программирования,
расширения программы. Повышать мотивацию к
обучению. Игра «Суперплюс», игра «Кому нужен плюс»
Практика. Дети раскладывают цифровое поле (0до 10) и
делаться на пары, кидают кубик и программируют робота
по алгоритму.
«Супергерой
Теория. Закрепить понятия: сложение, знак плюс.
Минус!»
Познакомить с понятиями: вычитание, знак минус.
Формировать базовые навыки вычитания. Повышать
мотивацию к обучению. Игра «Суперминус»
Практика. Дети выбирают супергероев Плюс и Минус и
даётся задание.
«Скок
– Теория. Закрепить счет 0 – 10, познакомить с понятиями:
перескок»
четные,
нечетные
числа.
Формировать
навык
программирования заданного шага. Развивать навыки
коммуникации.
Практика. Дети собирают поле, делятся на 3 команды и
составляют команду из карточек роботу.
«Навстречу
Теория. Познакомить с понятиями: движение, навстречу
друг другу»
друг другу, движение в одну сторону. Формировать
навык определения направления движения. Укреплять
навык командной деятельности. Игра «Направление»
Практика. Дети строят поле с цифрами (от 0 до 10).
Воспитатель дает задание, дети выполняют.
«Куда пойдет Теория. Закрепить понятие: вероятность, случайное
наш
событие, более вероятное событие, менее вероятное
Микибот?»
событие. Развивать научное мышление – способность
формулировать выводы, основанные на эмпирических
наблюдениях. Повышать мотивацию к обучению.
Практика. Дети собирают поле по схеме, составляют
последовательность из карточек. Повторяем 5 раз, а затем
получаем программу, которая даст лучший результат.
Рисуем на тему «Марсианская база».
«Ювелирных
Теория. Познакомить с понятиями: комбинация,
дел мастер»
комбинаторика. Познакомить с профессией ювелир.
Развивать
научное
мышление
–
способность
18

Май
4 неделя

Май
5 неделя

формулировать выводы, основанные на эмпирических
наблюдениях. Практиковать навыки работы в команде.
Практика. Игра «Бусы для мамы». Дети делают бусы из
пластилина или рисуют( или другие варианты
украшений).
«Невероятная
Теория.
Закрепить
понятия:
комбинация,
теория»
комбинаторика. Познакомит с понятиями: вероятность,
невозможное событие, достоверное событие, случайное
событие, более вероятное событие, менее вероятное
событие. Развивать научное мышление – способность
формулировать выводы, основанные на эмпирических
наблюдениях. Повышать мотивацию к обучению. Игра
«Проложи дороги».
Практика. Игра «Волшебный мешочек» (Дети достают
шарик любого цвета и зарисовывают на листе, кому кой
цвет шарика достался, а потом анализируют какого цвета
шарик доставался чаще).
«Дом
для Теория. Закрепить понятие: вероятность, случайное
Микибота!»
событие, более вероятное событие, менее вероятное
событие. Развивать научное мышление – способность
формулировать выводы, основанные на эмпирических
наблюдениях. Повышать мотивацию к обучению.
Практика. Дети рисуют на тему «Микибот работает на
Марсе».

Содержание учебного (тематического) плана
2-й год обучения
Содержание учебного (тематического) плана модуля «Основы картографии и
астрономии»
Месяц/
Тема
Программное содержание
Неделя
Теория и Практика.
Октябрь
«Зачем
тебе Познакомить с понятиями: карта, картография.
1 неделя
карта?»
Формировать навык определения местоположения
предметов относительно ребенка.
Игра «Кому нужна карта?», «Что около меня?». Проект
«Волшебные спагетти». Игра «Вторая жизнь спагетти»
Октябрь
«Что
сказала Закрепить понятия: карта, картография. Познакомиться с
2 неделя
карта?»
понятиями: читать карту, условные обозначения.
Формировать первичные навыки чтения карты,
пространственного мышления и ориентации.Повышение
мотивации к обучению, командная деятельность.
Игра «Я - карта». «Сокровище». В заключение дети
получат в награду – клад (сюрприз)
Октябрь
«Дом хоббита» Познакомить с понятиями: картограф, масштаб.
3 неделя
Формировать навыки чтения карты, пространственного
мышления и ориентации. Развивать абстрактное
мышление.
Задания повышенной сложности. Дети измеряют
расстояние между 2-х стульев, своих шагов, а затем
сравнивают.
19

Октябрь
4 неделя

Ноябрь
1 неделя

Ноябрь
2 неделя

Ноябрь
3 неделя

Ноябрь
4 неделя

Ноябрь
5 неделя

Декабрь
1 неделя

«Мама, я
картограф!»

– Закрепить понятия: картограф, масштаб.
Формировать умения ориентироваться на плоскости,
понимание пространственных отношений между
различными предметами на листе бумаги, умение
выполнять различные практические задания при
ориентировке
на
плоскости,
самостоятельно
характеризовать размещение объектов на листе бумаге.
Развивать
пространственное,
аналитическое,
критическое мышление.
Игра «Путешествие по саду»
«Письмо
для Познакомить с понятиями: адрес, местоположение,
инопланетян»
фракталы, фрактальные рисунки. Формировать навык
масштабного мышления. Развивать творческое и
математическое мышление.
Проект «Фрактальный рисунок». Дети пишут письмо
инопланетянам, но письмо не обычное, а «научноматематическое»!
«Тайна острова Познакомить с понятиями: географические объекты.
сокровищ»
Закреплять навык масштабного и творческого
мышления. Развивать уверенность в собственных силах и
повышать мотивацию к обучению.
В заключении дети делают послание для будущих
путешественников.
«Моя чудесная Познакомить с понятиями: проложить маршрут, карта
планета»
мира,
материки,
глобус.
Закрепить
понятия:
географические объекты, карта, а также навыки чтения
изображений, чтения карт. Развивать уважительное
отношение к своей культуре и культурам других стран.
Проект «Надуваем шарик содой и уксусом». Игра «Что
ценно у всех детей
«Почему
Познакомить с понятиями: космос, вселенная, звездные
космос – это карты, навигация, ракеты, космические станции.
круто?»
Расширить горизонты мышления и творческого
потенциала детей. Повышать мотивацию к изучению
космоса и осознания его важности для жизни детей.
Проект «Реактивные шарики», «Шарик ракете»
«Семья звезды Познакомить с понятиями: орбита, звезда, планеты,
по
имени Солнечная система. Создать собственную карту
Солнце!»
Солнечной системы. Содействовать масштабированию
мышления, повышения мотивации к изучению космоса.
Игра «Моя солнечная система». Проект «Волшебные
превращения в космосе». Дети из пластилина
изготавливают «Солнечную систему»
«Что
нам Познакомить с самой маленькой планетой Солнечной
делать
с системы, с понятиями: орбита, притяжение, вес, масса.
Меркурием?»
Формировать понимание значимости исследований
космических объектов. Развивать познавательную и
творческую активность.
Дети рисуют «Что бы я построил на Меркурии»

20

Декабрь
2 неделя

Декабрь
3 неделя

Декабрь
4 неделя

Январь
2 неделя

Январь
3 неделя

Январь
4 неделя

«Юпитер
– Познакомить с самой большой планетой Солнечной
президент
системы. Закрепить понятия: притяжение, вес, масса,
среди планет!» орбита. Развивать познавательную и творческую
активность.
Проект «Бумажные опоры». Дети рисуют на тему
«Юпитер – президент планет!
«Сестра Земли - Познакомит с самой близкой планетой – Венерой.
Венера»
Познакомить с понятиями: строение планеты, ядро,
мантия, кора. Формировать навыки сравнения и анализа.
Формировать интерес к изучению космического
пространства.
Игра «Сходство и различия». Проект «Как изготовить
планету?». Дети рисуют на тему «Летающие города
Венеры»
«Кто
найдет Познакомить с планетой Сатурн. Развивать творческое и
кольца
критическое мышление, навык решения проблем.
Сатурна?»
Повышать мотивацию к обучению, укреплять
«Высаживаемся уверенность в своих силах.
на Марсе!»
Проект «Оптические иллюзии». Игра «Суперволчок»
Познакомить с планетой Марс, с пониманием основных
концепций
инженерного
проектирования,
роли
устранения неполадок, исследований и разработок,
изобретений, инноваций и экспериментов по решению
проблем. Развивать способности к проектированию,
использованию и поддержке технологических систем.
Способствовать
развитию
самостоятельной
познавательной
активности,
перспективного
целеполагания по колонизации космоса.
Проект «Посадка на Марс». Дети изготовляют
«Платформу для посадки на Марс»!
«Сквозь алмазы Познакомить с планетами Уран и Нептун. Формировать
к
дальним перспективы для изучения космического пространства.
звездам!»
Развивать навыки исследования физических законов.
Формировать уверенность в своих силах, командную
деятельность.
Проект «Газовые гиганты». Дети проводит исследование
«Воздушная западня», «Электрическое явление». Дети
рисуют на тему «Самое весёлое приключение в моем
путешествии»
«Космическое
Закрепить понимание устройства Солнечной системы,
турагентство!» перспектив ее основания. Формировать навыки
прокладывания маршрута на карте. Развивать
комплексное, креативное и творческое мышление.
Дети составляют маршрут космических путешествий и
называют чем каждая планета для нас важна. Проект
«Вулкан Олимп на Марсе».
«Экзамены для Создать условия для формирования навыка поиска
супер
решения при ограниченном выборе. Закреплять навыки
астронавтов!»
принятия решения, оптимизации. Повышать уверенность
«Открой свою в своих силах и мотивировать нацеленность на результат.
планету!»
Познакомить с понятием экзопланета. Закрепить навыки
21

творческого и системного подхода к решению задач.
Укреплять навыки совместной командной деятельности.
Дети превращаются в астронавтов и проходят успешно
испытания. Проект «Летающий робот». После всех
испытаний приглашаются на межпланетный праздник
Содержание учебного (тематического) плана модуля «Основы криптографии»
Февраль «Пойми меня» Познакомить с понятиями: общение, язык слабослышащих
1 неделя «Удивительная людей, шифрование, ключ. Содействовать формированию
посылка»
аналитического подхода, развитию навыков общения, в том
числе с людьми ОВЗ. Развивать навыки осознанной передачи
информации, совместной деятельности, дружеских
отношений. Дети знакомиться с языком жестов.
Игра «Сердечный бадминтон»
Знакомство с понятиями: набор данных, информация, мозг,
обработка данных. Формировать навыки распознавания
данных и информации.
Проект «Путешествие звуковой волны», «Сильная бумага»
(исследование)
Февраль «Предупредите Познакомить с понятиями: каналы связи, передача
2 неделя
Микибота!
информации. Способствовать развитию аналитического
подхода. Формировать мотивацию к исследовательской
деятельности.
Проект «Говорящие стаканчики», «Как мы слышим»
Февраль
«Раскодируй Закрепить понятия: передача информации, коды,
3 неделя
природу»
шифрование. Формировать навыки творческой активности.
Повышать уверенность в своих силах.
Проект «Коды природы», «Рисуем под притяжением»
Февраль
4 неделя

«Музыкальные Познакомить с различными
системами счисления.
шифровки»
Способствовать формированию абстрактного мышления.
Формировать творческие навыки.
Проект «Пан-флейта», «Сумасшедшие стаканчики»

Март
1 неделя

«Не верь
своим глазам»

Март
2 неделя

Загадка
Цезаря.

Март
3 неделя

«Чудеса
колеса!»

Март

«Тайная

Повторить понятия: криптография, перехват информации,
шифрование. Формирование понимания необходимости
создания безопасной передачи информации в повседневной
жизни. Повышать мотивацию к обучению и
исследовательской деятельности.
Проект «Дырка в руке», «Чудеса света»
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
Познакомит с шифром Цезаря, симметричным шифрованием,
с понятием инерция. Формировать навыки шифрование
сдвигом, навык использования ключа.
Проект «Инерция»
Закрепить понятие: шифр сдвигом, закрытый ключ,
симметричное шифрование, расшифровка. Закрепить навыки
шифрования и расшифровки с использованием секретного
ключа.
Проект «Калейдоскоп», Игра «Забавный разговор»
Самостоятельное программирование
Познакомить с понятиями: симпатические чернила,
22

4 неделя

комната»

тайнопись. Формировать навыки исследовательской
деятельности.
Проект «Исчезающее послание»
Самостоятельное программирование

Март
5 неделя

«Выдели
главное!»

Апрель
1неделя

«Тайна книги»

Апрель
2 неделя

Микибот
зажигает!»

Апрель
3 неделя

«Кто брал
чайник?»

Апрель
4 неделя

«Секрет»
«Здравствуй,
Вселенная!»

Май
1 неделя

«Перехват»

Май
2-3
неделя

«Собери
животных на
Марс!»

Май
4-5
неделя

«Мой
Марсианский
робот»

Знакомство с понятиями: решетка Кардано, шифр замены.
Способствовать развитию креативности, творческого
подхода. Развить аналитические способности.
Проект «3Д рука»
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
Закрепить понятие: симметричные шифры. Познакомить с
шифрованием по книге, с понятием баланса. Развивать
любознательность и творческую активность.
Проект «Балансирующий робот»
Познакомить с азбукой Морзе. Способствовать развитию
навыков инженерного мышления. Развивать навыки
коммуникации и позитивно-конструктивного отношения к
возможным ошибкам.
Проект «Винт Архимеда»
Наблюдения
Познакомит с понятием: уникальный код, отпечатки пальцев,
криминалистика, дактилоскопия. Укреплять уверенность в
своих силах.
Дактилоскопический проект «Кто брал чайник?»
Познакомит с понятием: ассиметричное шифрование,
открытый и закрытый ключ, современные системы
шифрования. Развивать навыки креативного, абстрактного
мышления. Повышать интерес к техническому творчеству.
Игра «Согласование ключей». Проект «Проектор из
смартфона»
Познакомить с посланиями планеты Земля и человечества в
космос. Познакомить с посланиями планеты Земля и
человечества в космос. Способствовать формированию у
детей чувства сопричастности к миру вокруг нас.
Игра «Приватный ключ». Проект «Танцующая жидкость»
Задание повышенной сложности
Закреплять базовые навыки дешифрования. Укреплять
уверенность в своих силах. Развивать навыки работы в
команде.
Проект «Самый-самый»
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
Закреплять основы навыков дешифрования. Укреплять
конструктивное отношение к возможным ошибкам.
Развивать креативное, творческое и аналитическое
мышление.
Проект «Цепная реакция»
Самостоятельное программирование
Закреплять навыки креативного мышления. Способствовать
развитию креативного и творческого мышления. Укреплять
уверенность в своих силах.
Проект «Мой Марсианский робот»
23

1.4. Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения данной программы ребенок приобретает знания, умения и
навыки, а также личностные качества и компетенции, выраженные предметными,
метапредметными и личностными результатами.
личностные
предметные
метапредметные
развиты 1-ый год обучения (5-6 лет)
- развиты интерес и
целенаправленность
и - сформированы базовые навыки в познавательная
саморегуляция собственных области
программирования
и мотивация;
действий, уверенность в робототехники;
знает
технику
своих силах;
- знает профессии: инженер, безопасности;
- может грамотно оценивать программист, ученый, строитель, - может устанавливать
свою работу, находить ее дизайнер;
причинно-следственные
достоинства и недостатки;
может
элементарно связи;
- анализирует собственную программировать робота;
- владеет способностью
деятельность,
исправлять развиты
математические к
практическому и
ошибки;
способности.
умственному
- работать самостоятельно и в 2-ой год обучения (6-7 лет)
экспериментированию;
коллективе.
способен
к
- сформированы базовые понятия и навыки в области картографии и обобщению, речевому
планированию
и
астрономии, криптографии;
- знает профессии: картограф, речевому
инженер, астронавт, физик, химик, комментированию
биолог,
культуролог, процесса и результата
шифровальщик,
учёный, собственной
деятельности.
программист, аналитик

24

II.

Организационно – педагогические условия

2. 1. Календарный график
Начало учебного курса
02.10.2023 г.
Окончание учебного курса
31.05.2024 г.
Продолжительность учебного курса
34 учебные недели
Периодичность текущего контроля
Входной контроль - первая неделя октября
обучающихся
Текущий контроль осуществляется после
каждого занятия
Промежуточный контроль осуществляется в
период с 24 по 31 декабря (за 1 полугодие), с 20
по 31 мая.
Праздничные нерабочие дни
Праздничные нерабочие дни: 02-08 января, 01
мая, 08-09 мая.
2.2. Условия реализации Программы
Материально- техническое обеспечение. При реализации программы создаются
комфортные условия для детей всех категорий с учетом психофизических и
индивидуальных особенностей: просторный кабинет, ростовая мебель (столы, стулья,
демонстрационная, магнитная доска)
Оборудование и технические средства:
1.
Столы – 5 шт.
2.
Стулья – 13 шт.
3.
Мольберты – 13 шт.
4.
Магнитная доска – 1 шт.
5.
Мультимедиа – 1 шт.
6.
Натюрмортный стол -1 шт.
Материалы пособия:
1.
автономный программируемый робот-мышь – 1шт;
2.
батарейки – 3шт;
3.
сборное двухстороннее поле – 25 пазлов;
4.
перегородки для сборного поля – 25шт;
5.
«гаечный» сыр для робора мыши – 1шт;
6.
складное двухстороннее поле – 1шт;
7.
дополнительное поле к занятием;
8.
набор тематических карточек к занятием;
9.
игровые кубики – 2шт;
10. набор карточек стрелок – 125шт;
11. сигнальные карточки – 40шт;
12. набор карточек-лабиринтов – 15шт;
13. набор карточек с числами и знаками – 24шт;
14. набор карточек со словами – 102
15. набор карточек к занятиям – 10шт;
16. дополнительные карточки: линейка Цезаря – 1шт, решетка Кадано – 1шт,
задание для астронавтов – 2шт, карточки «Пляшущие человечки» - 3шт, шифровки с марса
– 4шт, карточки «Ключи и замки» - 4шт, шифровальный круг – 1шт;
17. линейка – 4шт;
18. набор бумажных стаканчиков – 80шт;
19. набор бумажных тарелок – 100шт;
20. набор деревянных палочек – 100шт;
21. набор коктельных трубочек – 100шт;
22. набор канцелярских резинок – 100шт;
25

23. скотч – 2шт;
24. набор надувных шариков – 50шт.
Информационное обеспечение: презентации по темам занятий с наглядным
материалом.
Инструкции для проведения инструктажей:
- правила техники безопасности.
Методические материалы.
В данной программе окружающий мир изучается ребёнком через игру и
экспериментирование с объектами живой и неживой природы. Методические материалы
дают связь между живыми существами и роботами, мотивируя ребёнка двигаться от игры
и детского эксперимента через конструирование и увлекательное техническое и
художественное творчество к проектированию и созданию роботов — моделей,
напоминающих объекты живого мира. Основы программирования и использование
датчиков приводят к возникновению у ребёнка желания наделить эти создания зрением,
слухом и логикой. Это очень увлекательный процесс, который может стать мотивационным
стержнем до окончания образования и получения любимой специальности: инженера,
программиста, конструктора, учёного.
Формы и методы обучения.
Методы, в основе которых лежит способ организации кружка:
• словесный (игровая мотивация);
• наглядный (показ иллюстраций, показ (выполнение) педагогом и др.);
• практический (выполнение работ по образцу).
2 .3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Педагогическая диагностика включает четыре этапа:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах воспитанников) - анализ
творческих работ; тематические выставки, проекты, участие в конкурсах;
- итоговая (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоении программы
за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). - выставка лучших работ
(проектов) на уровне МАДОУ детский сад 16.
Выявление достигнутых результатов осуществляется через тематические творческие
проекты, устный, фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала.
Периодичность и порядок контроля обучающихся проводится согласно
календарному учебному графику.
Формы подведения итогов реализации Программы
Виды
Задача контроля
Методы оценивания результатов освоения
контроля
Программы
входной выявление
уровня Наблюдение за выполнением работ
способностей и навыков)
текущий Выявление уровня освоения Наблюдение за выполнением
работ.
Программы
на Создание
коллективного
восточного
промежуточном этапе
проекта,
создание
индивидуальных
конструкторских проектов представление
моделей сделанных совместно с родителями,
открытые
мероприятия,
презентации
детских работ родителям
итоговый определение уровня знаний, Анализ работы по занятию за весь курс
умений, навыков по освоении обучения.
программы за весь курс Опрос взрослых (родителей, воспитателей
обучения
группы) устно.
Способы фиксации: Составление диагностической таблицы «Оценка результатов освоения
Программы»
26

Диагностика уровня усвоения содержания программного материала «Детская
универсальная STEAM – лаборатория»
Критерии отслеживания
н.г. с.г. к.г.
Управляет роботом (программирует: пошагово, последовательно
Умеет считать и отсчитывает от 0-10
Складывает, вычитает, сравнивает числа
Распознавание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)
Умеет выделять пространственное отношение (вверх-вниз, направоналево, спереди-сзади, дальше -ближе, относительно меня -относительно
-другого объекта
Программирует робота по выбору цвета, геометрической фигуры (ищет
альтернативное варианты решения решение, анализирует свои результаты
Ориентируется на плоскости, понимает пространственное отношение между
различными предметами на листе бумаги, умет выполнять различные
практические задания при ориентировке на плоскости, самостоятельно
характеризует размещение объектов на листке

Критерии оценивания:
В (высокий) – ребёнок выполняет все задание без помощи взрослого;
С (Средний) – требуется частичная помощь взрослого;
Н (Низкий) – ребёнок не может выполнять задание без помощи взрослого

27

3. Список литературы
Для педагога:
1.
Волосовец Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных
способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое
творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.
2
.М.А.Габова, «Развитие пространственного мышления и графических умений
у детей 6-7 лет/Учебное пособие.-2-е изд.,испр. И доп.-М.:Издательство Юрайт, 2017.
3. Беляк Е.А. Учебно-методическая пособие «Детская универсальная STEAMлаборатория.
4. Беляк Е.А. Руководство для воспитателей к учебно-методическому пособию
«Детская универсальная STEAM-лаборатория». - Ростов-на-Дону: Издательский дом
«Проф-Пресс»,2019.5. USB=флеш-накопитель.
Для детей и родителей:
2. Вирр, Пол Как это работает? В играх и головоломках / П. Вирр; пер. с англ.
Ткачёвой А.А. — Москва: Издательство АСТ, 2020 — 64 с.: ил. — (Умная книга игр и
головоломок).
3. Арнольд, Ник Как это работает? Техника и роботы / Н. Арнольд; ил. К.
Бачински; пер. с англ. Балковой Е.А. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 80 с.: ил. —
(Энциклопедия опытов, головоломок и удивительных фактов).

28

Приложение

№
п/п

Месяц

1

Октябрь

Календарно-тематическое планирование
(1-й год обучения)
Форма
Кол-во
Тема занятия
Форма
занятия
акад. часов
аттествции/контроля
Раздел 1. Основы программирование
2
Роботы - кто это?
Наблюдение, опрос
Занятие-игра

2

Октябрь

Занятие-игра

2

3

Ноябрь

Занятие-игра

2

4

Ноябрь

Занятие-игра

2

5

Ноябрь

Занятие-игра

1

6

Декабрь

Занятие-игра

1

7

Декабрь

Занятие-игра

1

8

Декабрь

Занятие-игра

1

9

Декабрь

Занятие-игра

1

10

Январь

Занятие-игра

1

13

Январь

Занятие-игра

1

12

Январь

Занятие-игра

1

13

Январь

Занятие-игра

1

Кто ты, Микибот?

1

Февраль

2

Февраль

3

Февраль

Что ты можешь
Микибот?
Микибот
знакомиться, это
я!
Микибот гуляет
по городу, за
городом и на
рыбалке
Вечеринка с
Микиботом.
Микибот на
конкурсе
талантов.
Микибот готовит
праздник!
Микибот учит
цифры
Микибот хочет
кушать
Микибот лениться
Микибот - на
старте!
Роботы для
каждого!
Микибот на
тренировке и на
чемпионате.
Мой робот!

Управление роботом,
составление
последовательности
действий
Программирование,
решение проблемной
ситуации, управление
роботом
Составление
последовательности
действий
Составление
последовательности
действий
Программирование
Программирование
Решение проблемной
ситуации
Решение проблемной
ситуации
Опрос
Опрос
Составление
последовательности
действий, поиск
альтернативных
вариантов решения.
Составление
последовательности
действий

Раздел 2. Основы математики и теория вероятности
Занятие-игра
1
«Волшебные
Программирование,
фигуры» «Занятие
составление
для
последовательности
волшебников!»
действий
Занятие-игра
1
Микибот
Программирование
потрясён!
Занятие-игра
1
Микибот сдаёт
Программирование с
29

4
5

Февраль
Март

Занятие-игра
Занятие-игра

1
1

6

Март

Занятие-игра

1

7

Март

Занятие-игра

1

8

Март

Занятие-игра

1

9

Апрель

Занятие-игра

1

10
11

Апрель
Апрель

Занятие-игра
Занятие-игра

1
1

12

Апрель

Занятие-игра

1

13

Май

Занятие-игра

1

14

Май

Занятие-игра

1

15

Май

Занятие-игра

1

16

Май

Занятие-игра

1

17

Май

Занятие-игра

1

№
п/п

Месяц

1

Октябрь

2

Октябрь

3

Октябрь

4

Октябрь

5

Ноябрь

6

Ноябрь

7

Ноябрь

экзамен.
Весёлые старты.
Выбор Микибота!

ограниченным выбором
Программирование
Программирование с
ограниченным выбором
Двойной бросок.
Поиск альтернативных
вариантов решения
Могу лучше!
Решение проблемной
ситуации
Новые знакомство
Управление роботом
Микибота.
Иду к тебе!
Составление
последовательности
действий
Супергерой плюс!
Программирование
Супергерой
Программирование
минус!
Скок-перескок!
Программирование
последовательных
заданий
Навстречу друг
Управление роботом
другу.
«Куда пойдёт наш
Составление
Микибот?»
последовательности
действий
Ювелирных дел
Составление
мастер
последовательности
действий
«Невероятная
Решение проблемной
теория»
ситуации
«Дом для
Поиск альтернативных
Микибота»
вариантов решения

Календарно-тематическое планирование
(2-й год обучения)
Форма
Кол-во
Тема занятия
Форма
занятия
акад. часов
аттествции/контроля
Раздел 1. Основы Картографии и астрономии
Занятие-игра
1
Зачем тебе карта? Решение проблемной
ситуации
Занятие-игра
1
Что сказала
Распознание условных
карта?
обозначений
Занятие-игра
1
Дои хоббита.
Копирование и
составление карт
Занятие-игра
1
Мама, я –
Чтение детских карт
картограф!
Занятие-игра
1
Письмо для
Составление карты
инопланетян!
Занятие-игра
1
Тайна острова
Программирование
сокровищ!
последовательных
заданий
Занятие-игра
1
Моя чудесная
Определение планет
30

8

Ноябрь

9

Ноябрь

10

Декабрь

11

Декабрь

12

Декабрь

13

Декабрь

14

Январь

15

Январь

16

Январь

1

Февраль

2

Февраль

3

Февраль

4

Февраль

5

Март

6

Март

7

Март

8

Март

Занятие-игра

планета!
Почему космос –
это круто?
Семья звёзды по
имени Солнце!

Решение проблемной
ситуации
Занятие-игра
1
Распознание условных
обозначений
копирование
и
составление карт
Занятие-игра
1
Что нам делать с Программирование
Меркурием?
последовательных
заданий
Занятие-игра
1
Юпитер –
Попирование и
президент среди
составление карт
планет!
Занятие-игра
1
Сестра Земли –
Копирование и
Венера.
составление карт
Занятие-игра
1
Кто найдёт
Решение проблемной
кольца Сатурна?
ситуации определение
Высаживаемся на
планет
Марсе!
1
Сквозь алмазы к Программирование
дальним звёздам! последовательных
заданий
1
Космическое
Программирование
турагентство!
последовательных
заданий
1
Экзамен для
Копирование и
суперастронавтов составление карт
! Открой свою
чтение детских
планету!
картсоставление карт
программирование
последовательных
заданий
Раздел 2. Основы криптографии
Занятие-игра
1
Пойми меня
Распознание данных/
Удивительная
информации,
посылка
кодирование
Занятие-игра
1
Предупредите
Решение проблемной
Микибота!
ситуации
Занятие-игра
1
Раскодируй
Кодирование/
природу.
раскодирование
объектов
Занятие-игра
1
Музыкальная
Кодирование/
шифровка.
раскодирование
объектов
Занятие-игра
1
Не верь своим
Решение проблемной
глазам.
ситуации
Занятие-игра
1
Загадка Цезаря.
Шифрование и
расшифровки
Занятие-игра
1
Чудеса колеса.
Шифрование и
расшифровки
Занятие-игра
1
Тайная комната.
Решение проблемной
1

31

9

Март

Занятие-игра

1

Выдели главное!

10

Апрель

Занятие-игра

1

Тайна книги.

11

Апрель

Занятие-игра

1

12

Апрель

Занятие-игра

1

Микибот
зажигает.
Кто брал чайник?

13

Апрель

Занятие-игра

1

Секрет
Здравствуй,
вселенная!

14

Май

Занятие-игра

1

Перехват.

15

Май

Занятие-игра

2

16

Май

Занятие-игра

2

Собери
животных на
Марс.
Мой
марсианский
робот!

ситуации
Дешифрование
объектов шифром
замены
Кодирование/
раскодирование
объектов
Решение проблемной
ситуации
Проведение
исследований с
отпечатками пальцев
Ассиметричное
шифрование
Программирование
последовательных
заданий
Программирование
последовательных
заданий
Дешифрование
двойного шифрования
Программирование
последовательных
заданий

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».