СОДЕРЖАНИЕ Комплекс основных характеристик программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цели и задачи программы 7 1.3. Содержание программы 8 I. 1.3.1. Учебный план 8 1.3.2 Содержание учебного (тематического) плана 10 1.4. Планируемые результаты освоения программы 15 II. Организационно – педагогические условия 17 2.1. Календарный график 17 2.2. Условия реализации программы 17 2.3. Формы контроля и оценочные материалы 17 Список литературы 19 2 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ I.1. Пояснительная записка Направленность программы - социально-педагогическая Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Грамотейка» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (далее Программа) разработана с учетом мнения родителей по результатам анкетирования, и ориентирована на интересы детей, посещающих Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 16» (далее - МАДОУ детский сад 16). Программа Адаптирована под психофизические и индивидуальные особенности воспитанников МАДОУ детский сад 16. Овладение грамотой - это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении. В дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования, небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей с отклонениями в речевом развитии к школьному обучению в условиях логопедических групп дошкольных учреждений. Математическое развитие является одним из вопросов образования, предназначенное для подготовки к счету, измерению и решению арифметических задач в дошкольном возрасте. Математические игры развивают способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. Педагогическая целесообразность. В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие. Программа разработана на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства Р Ф от 29 мая 2015 г. № 996-р); Приказ Министерства просвещения РФ от 27.06.2022 года № 629 Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительному образованию; Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях» I. 3 (утверждена приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 г. №219-д Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28, «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех категорий воспитанников 7-го года жизни, в том числе детей с ОВЗ. Отличительные особенности программы. Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку детей к школе. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей в школе, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Программа состоит из двух разделов. Первый раздел: Обучение грамоте и письму. Второй раздел: Развитие математических представлений и логики. Адресат программы дети дошкольного возраста 6-го, 7-го годов жизни (подготовительная к школе группа). Возрастные особенности развития детей 6-7 лет. 1. Социальное развитие: -умеют общаться со сверстниками и взрослыми; - знают основные правила общения; - хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; - способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); -стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче; -тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. 2. Организация деятельности: -способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи; -могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут; -способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности; -способны оценить, в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней; -способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности. 3. Речевое развитие: -способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов; 4 -обладают хорошим словарным запасом; -грамматически правильно строят предложения; -умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать; -свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль; -способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно; способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения. 4. Интеллектуальное развитие: -способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей; -проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию; имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни. 5. Развитие внимания: -способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10— 15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка. 6. Развитие памяти и объема внимания: -количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 - 2); -преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; -дети способны к произвольному запоминанию; -умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; -значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; - способны овладеть приемами логического запоминания; не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой. 7. Развитие мышления: -наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление; -доступна логическая форма мышления. 8. Зрительно-пространственное восприятие: -способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева); - способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб); -способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей. 9. Зрительно-моторные координации: -способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого. 10. Личностное развитие, самосознание, самооценка: - способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; -стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; самооценка в разных видах деятельности 5 может существенно отличаться; не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей). 11. Мотивы поведения: -интерес к новым видам деятельности; - интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них; -проявляют познавательные интересы; -устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. 12. Произвольность: - способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил), способны проявить настойчивость, преодолевать трудности. Режим занятий – один раз в неделю по 30 мин Объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет - 32 часа. Срок реализации дополнительной образовательной программы Продолжительность реализации программы - один год (период с октября по май месяц включительно, 32 часа в год). Занятия проводятся 4 раза в месяц, 1 занятия в неделю. 1,3 недели месяца занятия «По обучению грамоте и письму», 2,4 недели месяца занятия «Математическое развитие». Продолжительность занятия: 30 минут. Срок освоения программы – программа рассчитана на 1 год обучения. Уровень программы – стартовый. Форма организации детей на занятии: индивидуально-групповая, очная. Форма проведения занятий – занятие - игра Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка, включают в себя: - разнообразные пальчиковые игры и упражнения; - введение игрового персонажа - экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, - графические, фонематические, грамматические игры, - игры на развитие внимания, памяти - физкультминутки; - веселые дидактические игры; - самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях; - игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки; - занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков. Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия: - анализ, классификация предметов; - обобщение по заданному признаку; - сравнение и выделение главного; - простые умозаключения; - действия по предложенной схеме-алгоритму Игровые занятия для развития математических способностей: - овладение счетными операциями; - формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени; - сравнение количества предметов; - освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание); - решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание. Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, занятия с использованием ИКТ. Виды занятий: беседа, практическое занятие. 6 I.2. Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для формирования познавательной, волевой и личностной готовности дошкольника для успешного обучения и адаптации к школьному обучению. Задачи: Образовательные Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. Формировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов; Учить ориентироваться на листе бумаги в линию и клеточку. Развивающие Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе решения математических задач. Развивать мелкую моторику и координацию движений в системе глаз-рука Развивать фонематический слух, обогащать словарный запас детей Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Способствовать развитию коммуникабельности и любознательности Воспитательные Формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку Воспитывать умения работать самостоятельно при выполнении заданий Прививать элементарные гигиенические правила письма, умение следить за осанкой во время работы. Выработать умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Основные задачи при реализации данной программы по первому разделу: Развивать виды речевой деятельности - умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения; Развивать фонематический слух (умение выделять звук из ряда других); Развивать фонематический анализ (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука); Развивать умение правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать; Подготовить руку к письму («печатание» букв, слов и предложений). По второму разделу: Развивать математические представления о числах и цифрах; Знакомить с математическими знаками; Развивать умения решать и составлять арифметические задачи; Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; Подготовить руку к письму («печатание» цифр, рисование геометрических фигур). 7 1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебный план №/п Название раздела (модуля) 1 Подготовка к обучению грамоте и письму (16 ч) Математические представление и логика(16 ч) 32 часа 2 итого № п/п Количество часов (теория /практика) теория практика 8 8 7 9 15 17 Учебный (тематический) план Название раздела, темы Количество часов Всего Формы аттестации/ контроля Диагностика входная и итоговая Диагностика входная и итоговая Формы аттестации / контроля Теория Практи ка 1 0,5 0,5 Входная диагностика 1 0,5 0,5 Наблюдение, выполнение практических заданий 1 0,5 0,5 Счет прямой до 10 и обратный. 1 Понятия: первый, предыдущий, последующий, между, соседи числа» Ноябрь «Сонорные согласные» Согласные 1 звуки (Л, Р)» 0,5 0,5 Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений Наблюдение, выполнение практических заданий 0,5 0,5 Цифры от 1 до 10, число 11. Логическая задача дорисовка недостающего предмета. «Понятия: больше, меньше, столько же. «Сонорные согласные» Согласные звуки (М, Н)» 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Октябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. «Экскурсия в прошлое» Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки , работа со счетными палочками, квадрат, прямоугольник». «Звуки гласные прекрасные» Гласные звуки (А, О, У, Э, И, Ы)» «Число 12, ориентировка во 1 времени, логическая задача, геометрические фигуры». Декабрь «Парные звонкие и глухие 1 согласные» «Звуки (Б, П, В, Ф) Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений Наблюдение, выполнение практических заданий Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений Наблюдение, выполнение практических заданий Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений 8 Число 13, ориентировка во времени, логическая задача. Знаки +, -, =. Связь сложения и вычитания» Решение примеров. «Парные звонкие и глухие согласные» «Звуки (Г, К, Д, Т) 1 0,5 0,5 Наблюдение, выполнение практических заданий 1 0,5 0,5 Число 14, ориентировка во времени. 1 Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. Январь «Парные звонкие и глухие 1 согласные» «Звуки (З, С)» 0,5 0,5 Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений Наблюдение, выполнение практических заданий 0,5 0,5 Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры «Парные звонкие и глухие согласные» «Звуки (Ж, Ш)» 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 16 Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача 1 0,5 0,5 17 Февраль Йотированные гласные» «Звуки (Е, 1 Ё) 0,5 0,5 10 11 12 13 14 15 Число 17. Решение примеров, счет по образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени. Йотированные гласные (Ю, Я) 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 20 Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради. 1 0,5 0,5 21 «Добрый и сердитый знак» Знакомство с разделительным «Ъ» и «Ь» знаками 0,5 0,5 22 Число 19, состав числа из двух меньших чисел, величина, 0,5 0,5 18 19 Март 1 1 Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений Наблюдение, выполнение практических заданий Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений Наблюдение, выполнение практических заданий Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений Наблюдение, выполнение практических заданий Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений Наблюдение, выполнение практических заданий Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений Наблюдение, выполнение 9 23 логическая задача. Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. 1 0,5 0,5 24 Закрепление материала «Добрый и сердитый знак» 1 0,5 0,5 25 «Всегда твёрдые» «Звуки (Ж, Ш) 0,5 0,5 26 Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку «Всегда твёрдые» «Звуки (Ц) 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 28 Задачи-шутки, ориентировка во времени. Решение примеров, математические загадки» 1 0,5 0,5 29 «Всегда мягкие» «Звуки (Й) Май 1 0,5 0,5 30 Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов. Величина, логическая задача, геометрические фигуры «Всегда мягкие» «Звуки (Ч, Щ) 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений Повторение и закрепление пройденного материала Итого 1 - 1 Итоговая диагностика 32 15 17 27 31 32 Апрель 1 практических заданий Наблюдение, выполнение практических заданий Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений Наблюдение, выполнение практических заданий Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений Наблюдение, выполнение практических заданий Наблюдение, выполнение практических заданий и упражнений Наблюдение, выполнение практических заданий 1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана Октябрь 1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. «Экскурсия в прошлое» Теория.Познакомить тетей с правилами безопасного поведения на занятиях. Познакомить детей с историей возникновения математики и речи у людей: «Как люди научились считать», «Все началось с пятерни», «Как люди научились записывать цифры» Практика.Видео фильм «Первое слово. Когда и как возникла речь», «Как люди придумывали слова» 2. Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки, работа со счетными палочками, квадрат, прямоугольник». 10 Теория. Закрепить знания о числах и цифрах от 0 до 10; закрепить умение устанавливать соответствие между числом и цифрой; познакомить с новой счетной единицей; познакомить с условным обозначением десятка- квадрат, единицы- круг. Практика. Работа в тетради - прописях 3. «Звуки гласные прекрасные» ЗВУКИ (А,О,У,И,Э,Ы) Теория. Определение позиции звука в слове. Выделение первого и последнего гласного звука (ОсЫ, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА…). Выделение ударного гласного в словах (посУда, Ослик, картИны..) Определение наличия либо отсутствия в словах гласного звука (А, У, И, О). Практика.Д/и «Назови словечко с нужным звуком» (А, О, У, И, Э, Ы,) Д/и «Разложи картинки к символам». Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительными символами. Рисование и раскрашивание букв (А, О, У, И, Э, Ы,) Анализ сочетаний из двух гласных (АУ, УА, ИА) 4. Счет прямой до 10 и обратный. Понятия: первый, предыдущий, последующий, между, соседи числа» Теория.Формирование и закрепление навыков счёта. Счёт. Нумерация. Понятия: первый, предыдущий, последующий, между, соседи числа» Практика. Д/ и «Пять кружков», «Бом», подвижная игра с мячом «Пять имён», «Кто за кем?», «Хватит ли стульев» «Путаница». Счёт на слух упражнение «Курочка и цыплята». Словесная игра «Концовки», «будь внимателен». Ноябрь 5. «Сонорные согласные. Согласные звуки (Л, Р)» Теория.Звук и буква «Л» «Р». Характеристика звука «Л», «Р» Практика. Проговаривание чистоговороксо звуками (Р,Л). Игры: «Договори последний звук». Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки с заданным звуком. Печатание букв в тетради. 6. Цифры от 1 до 10, число 11. Логическая задача дорисовка недостающего предмета. «Понятия: больше, меньше, столько же. Теория. Закрепить знания о числах и цифрах от 0 до 10; закрепить умение устанавливать соответствие между числом и цифрой; познакомить с новой счетной единицей; познакомить с условным обозначением десятка- квадрат, единицы - круг. Практика.Задание «Разложи цифры по порядку с 1 до 10». Игровое задание «Найди геометрические фигуры и обведи их». Упражнение «Посчитай палочки и составь из них геометрические фигуры». 7.«Сонорные согласные. Согласные звуки (М, Н)» Теория.Звук и буква «М», «Н». Характеристика звука «М», «Н» Проговаривание чистоговорок. Практика.Игры: «Договори последний звук». Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки с заданным звуком. Печатание букв в тетради. 8. «Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры». Теория.Познакомить с образованием числа 12 и с основной счетной единицей-десяток; продолжать учить определять время на часах; закрепить знания о геометрических фигурах. Практика. Работа с цифровыми карточками и счетными палочками (соотнести количество счетных палочек с числовым обозначением в пределах 12). Упражнение детей в счете в пределах 12. Игра «Гаражи» (дети, выполняя роль машин с определенным номером от 10 до 12, «ездят по улице», соблюдая ПДД, и по сигналу воспитателя занимают место в своем гараже). Задание «Заполни пустые клетки соответствующими цифрами». Декабрь 9. «Парные звонкие и глухие согласные «Звуки (Б, П, В, Ф)» 11 Теория. Характеристика звуков (Б, П, В, Ф). Практика. Д/и «Продолжи словечко» (ба…, бо…., бу……, би…) Д/и «Продолжи словечко» (ва…,во….,ву…., ви…). Аналогично поводиться игра со всеми парными согласными. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки с заданным звуком. Печатание букв в тетради. 10. Число 13, ориентировка во времени, логическая задача. Знаки +, -, =. Связь сложения и вычитания» Решение примеров. Теория. Познакомить с образованием числа 13 и с новой счетной единицей-десяток; продолжать учить решать примеры и задачи; формировать навык самооценки. Практика. Учить составлять примеры, читать записи; закрепить умение различать понятия выше, глубже; познакомить с элементами геометрической фигуры треугольник (вершины, стороны, углы). 11. «Парные звонкие и глухие согласные «Звуки (Г, К, Д, Т)» Теория. Характеристика звуков (Г, К, Д, Т). Практика. Д/и «Продолжи словечко» (ка…, ко…, ку……, ки…) Д/и «Продолжи словечко» (га…, го…., гу…., ги…). Аналогично поводиться игра со всеми парными согласными. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки с заданным звуком. Печатание букв в тетради. 12. Число 14, ориентировка во времени. Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. Теория.Познакомить с образованием числа 14 и с новой счетной единицей-десятком; продолжать учить решать логические задачи. Практика. Продолжать учить составлять арифметическую задачу, записывать и читать решение задачи; учить составлять число 9 из двух меньших. Январь 13. «Парные звонкие и глухие согласные «Звуки (С,З)» Теория. Характеристика звуков С, З Практика. Д/и «Продолжи словечко» (са…., со…., су……, си…) Д/и «Продолжи словечко» (за…,зо….,зу…., зи…). Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки с заданным звуком. Печатание букв в тетради. 14. Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры Познакомить с образованием числа 15 и с новой счетной единицей- десяток; продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку; учить формировать учебную задачу. Учить понимать отношения между числами в числовом ряду; учить решать примеры в пределах второго десятка. 15. «Парные звонкие и глухие согласные «Звуки (Ж,Ш)» Теория. Характеристика звуков Ж, Ш. Практика. Д/и «Продолжи словечко» (жа…., жо…., жу……, жи…) Д/и «Продолжи словечко» (ша…,шо….,шу…., ши…). Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки с заданным звуком. Печатание букв в тетради. 16. «Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача» Теория.Познакомить с образованием числа 16 и новой счетной единицей- десяток; продолжать учить измерять линейкой, записывать результаты измерения; учить определять время по часам. Практика. Д/и «Что за чем». Подвижная игра «Называя дни недели» Проговаривание в речи слова - понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Определение время по часам с точностью до часа. Д/и «Часы», «Который час?». Работа в тетради. Февраль 17. «Йотированные гласные»«Звуки (Е, Ё) Теория.Звук и буква «Е, Ё» Характеристика звука «Е» «Ё» 12 Практика.Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Е в слове». Печатание букв втетради. Чтение и звуко - буквенный анализ слогов, слов; ель, ёлка, ёж, ежи, ёрш, ерши. 18. Число 17. Решение примеров, счет по образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени. Теория. Познакомить с образованием числа 17 и новой счетной единицей- десяток; учить решать примеры в пределах второго десятка; знакомить с часами (стрелки, циферблат). Практика. Продолжать знакомить с образованием числа 17; упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги; продолжать учить решать логическую задачу. 19. «Йотированные гласные» Звуки (Ю, Я) Теория. Звук и буква «Я». Характеристика звуков «Я» Практика. Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Я в слове». Печатание букв втетради. Чтение слогов, слов: яма, Яна, Яша, мята. Звук и буква «Ю» Характеристика звука «Ю». Словесная игра «Эхо», «Определи наличие и место звука Ю в слове». Печатание букв в тетради. Чтение и звуко-буквенный анализ слогов, слов; юнга, Юра, юла. 20. Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры» Теория. Познакомить с образованием числа 18; закрепить умение составлять число 8 из двух меньших; продолжать учить правильно пользоваться знаками; закрепить знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы. Закрепить знания об образовании числа 18; продолжать учить решать примеры с числами второго десятка; закрепить знания о последовательности времен года; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Практика.Решение примеров с числами второго десятка. Д/и Времена года, ориентировка на листе бумаги. Март 21. Знакомство с разделительным «Ъ» и «Ь» знаками. Теория. Развивать фонематический слух. Познакомить с буквами «Ь», «Ъ» Практика. Д/упр. «Ответь на вопросы»; «Какие гласные дают мягкость согласному звуку?», Преврати слова- предметы в слова действия. Печатание буквы «Ь», «Ъ». Учить составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки: уголь, ель, мель, пыль, зверь (подъезд, объявление, объезд), Д/упр. «Слоговые часы», Работа в прописях. 22. Число 19, состав числа из двух меньших чисел, величина, логическая задача. Теория.Познакомить с образованием числа 19 и новой счетной единицей- десяток; закреплять умение составлять число 10 из двух меньших чисел; закреплять умение сравнивать предметы по величине, используя результаты сравнения (большой, поменьше, короткая, покороче и т.д). Продолжать знакомить с образованием числа 19; продолжать учить измерять линейкой, Практика. Записи результатов измерения; решение логических задач. 23. Закрепление материала «Добрый и сердитый знак» (разделительный «Ъ» и «Ь» знаки). Теория.Продолжать знакомить с буквами «Ь», «Ъ» Практика. Игры на развитие фонематического слуха.Д/упр. «Ответь на вопросы»; «Какие гласные дают мягкость согласному звуку?», Преврати слова- предметы в слова действия. Печатание буквы «Ь», «Ъ». Д/упр. «Слоговые часы», Работа в прописях. 24. Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи» Теория.Познакомить с образованием числа 19 и новой счетной единицей- десяток; учить решать примеры в пределах второго десятка; учить записывать решение задачи. Практика. Решение арифметической задачи; примеры в пределах второго десятка; измерение линейкой, ориентироваться на листе бумаги. 13 Апрель 25. «Всегда твёрдые»«Звуки (Ж, Ш). Теория. Характеристика звуков.Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех) Д/и «Заселим домики», «Паровозик» Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Синтез звукосочетаний, коротких слов «Викторина «Веселая азбука». Разгадывание ребусов, кроссворда. Составление предложений с предлогами по предложенной схеме. «В стране Звуковичков» Закрепление пройденного материала: игры со словами, загадывание загадок. Подбор слов к звуковым схемам. Чтение слов. 26. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку. Теория.Представление об арифметической задаче.«Составление и решение задач. Продолжать учить решать арифметическую задачу; продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; продолжать учить измерять линейкой, ориентироваться на листе бумаги. Учить решать и записывать примеры; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; закрепить знания о геометрических фигурах. Практика. Составление и решение арифметических задач. Искать решение логических задач. Словесная игра «С кого начинать?», Задачи в стихах, задачи шутки Д/и «Думай, считатай, отгадывай!», 27. «Всегда твёрдые» «Звуки ( Ц)». Теория. Характеристика звука.Закрепление полученных навыков. Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех) Д/и «Заселим домики», «Паровозик» Практика.Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Синтез звукосочетаний, коротких слов «Викторина «Веселая азбука». Разгадывание ребусов, кроссворда. Составление предложений с предлогами по предложенной схеме. «В стране Звуковичков» Закрепление пройденного материала: игры со словами, загадывание загадок. Подбор слов к звуковым схемам. Чтение слов. 28. «Задачи-шутки, ориентировка во времени. Решение примеров, математические загадки» Теория.Учить решать задачи-шутки с математическим содержанием; продолжать учить отгадывать математические загадки. Практика.Решение задач, математических загадок. Май 29.«Всегда мягкие»Звуки (Й) Теория.Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Практика. Синтез звукосочетаний, коротких слов «Викторина «Веселая азбука». Разгадывание ребусов, кроссворда. Составление предложений с предлогами по предложенной схеме. «В стране Звуковичков» Закрепление пройденного материала: игры со словами, загадывание загадок. Подбор слов к звуковым схемам. Чтение слов. 30. «Решение примеров, знаки +, -, =, соответствие между цифрой и количеством предметов. Величина, логическая задача, геометрические фигурыЕдиницаозорница». Д/и «Расставь знаки. Теория.Закреплять умение правильно пользоваться математическими знаками +,-; =, продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; закрепить знания о геометрических фигурах Практика. Упражнение «Весёлый счет». Задачи на поиск закономерностей. Д/и «Молчанка», «Кто быстрее». Подвижная игра «Хлопки», Сказка «Числовой отрезок» Развивать координацию движений в системе «глаз-рука», мелкую моторику рук. Зрительный диктант «Кто внимательней». Графический диктант. 31. «Всегда мягкие»Звуки (Ч, Щ) Теория.Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. 14 Практика.Синтез звукосочетаний, коротких слов «Викторина «Веселая азбука». Разгадывание ребусов, кроссворда. Составление предложений с предлогами по предложенной схеме. «В стране Звуковичков» Закрепление пройденного материала: игры со словами, загадывание загадок. Подбор слов к звуковым схемам. Чтение слов. 32. Повторение и закрепление пройденного материала. Практика. Количество и счет: решение арифметических задач, решение примеров. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги. Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник. «Реши задачу», «Графический диктант», Игровое упражнение «Соедини правильно», Упражнение « Дорисуй фигуру». 1.4. Планируемые результаты освоения программы Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны в ФГОС ДО как основные характеристики развития ребенка. Уровень развития познавательных способностей у детей характеризуется следующими показателями: По направлению: «Обучение грамоте и письму» К концу учебного года ребёнок может: -знать звуки и буквы русского алфавита; -определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце; -различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки; -пользоваться графическим обозначением звуков (гласные - красный квадрат, твёрдые согласные - синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат); -уметь записывать слово условными обозначениями, буквами; -соотносить звук и букву: -писать слова, предложения условными обозначениями, буквами; -определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; --проводить звуковой анализ слов; -читать слова, слоги, предложения, небольшие тексты; -правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»; -составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его. По направлению «Математическое развитие» К концу учебного года ребенок может: -понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; -использовать и писать цифры и математические знаки; -сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству; -дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов; -преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания; -раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10; -измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины; -ориентироваться на листе бумаги в клетку; -определять положение предмета по отношению к другому; -решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; -понимать задание и выполнять его самостоятельно; 15 -проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы. Личностные результаты: -имеет устойчивую мотивацию к занятиям; -умеет соотносить теоретические знания и практические действия; -умеет адекватно оценивать результаты деятельности. Метапредметные результаты: Познавательные: -имеет навык познавательной деятельности; -умеет различать виды учебной и игровой деятельности; -умеет сравнивать, выделять главное, классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь. Может осмысленно высказывать свое отношение к данным фактам и явлениям. Регулятивные: -умеет ставить цель и планировать свои учебные действия; -умеет оценивать, корректировать, анализировать свои поступки, осуществлять контроль и самоконтроль; -умеет признавать свои ошибки и исправлять их; -имеет чувство ответственности. Коммуникативные: -умеет работать в группе, ожидая своей очереди; -умеет общаться с взрослыми и ровесниками; -умеет просить о помощи, как у взрослого, так и у сверстников; Имеет навык выполнения практических заданий. 16 II. Организационно – педагогические условия 2.1. Календарный учебный график Начало учебного года 02 октября 2023г. Окончание учебного года 31 мая 2024г. Продолжительность учебного года 36 учебных недель Начало занятий 17.00 Окончание занятий 17.30 Периодичность текущего контроля Входной контроль осуществляется в период с 03 успеваемости и промежуточной октября по 14 октября. аттестации детей Текущий контроль осуществляется на каждом занятии Промежуточная аттестация осуществляется в конце каждого модуля с 01 ноября по 25 апреля Итоговый контроль 29 и 30 мая. Праздничные нерабочие дни Праздничные нерабочие дни: 2-6 января, 1 мая, 8-9 мая. 2.2. Условия реализации программы Материальное – техническое обеспечение Программы. Для реализации данной программы необходимо следующее материальное обеспечение: светлое помещение с естественным и искусственным левосторонним освещением; столы в количестве 10 штук, подобранные в соответствии с ростом детей; детские стулья на каждого ребенка, соответствующие росту детей; магнитно-маркерная доска; шкаф для хранения методических пособий; простые и цветные карандаши на каждого ребенка; шариковые ручки с синей пастой на каждого ребенка; тетради в крупную клетку; тетради в узкую линейку; прописи. фишки красного, синего, зеленого цвета для обозначения звуков; разрезная и магнитная азбука; кассы букв на каждого ребёнка; Демонстрационный и раздаточный материал: схемы слов и предложений, фишки красного, синего и зелёного цвета, кассы букв, карточки с цифрами, схемы составления задач, счётные палочки. 2.3. Формы контроля и оценочные материалы Успешность овладения содержанием программы отслеживается c помощью контрольно- измерительных материалов. Для оценки результативности работы использовались элементы следующих диагностических методик Н. М. Трубниковой, Е. П. Кольцовой, О. А. Романович, Садчиковой H.JI. 17 Диагностическая карта первого направления «Подготовка к обучению грамоте» № ФИ реб Поняти Звуки е «звук» нг кг Слоги Хар-ка звука Положен ие звука в слове Поняти е «Слог» Слогово й анализ слова нг нг нг нг кг кг кг кг Буквы Чтение слогов нг кг Поняти е «буква » Соотнесе ние звука с буквой нг нг кг кг Чтение нг кг Диагностическая карта второго направления «Математическое развитие» № ФИ реб Навыки счёта Представления об арифметической задаче Решение логических задач Счёт, нумерация. Понятия: первый, предыдущий. между, соседи числа Понятия: больше, меньше, столько же, знаки < ,> Знаки +,-, =. Связь сложения и вычитания Составлен ие и решение задач Сравнение, классификаци я, анализ нг нг нг нг нг кг кг кг кг кг Ориентировка На листе бумаги нг кг Определе ние времени нг кг Например, Разложи картинки в два ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш», определи место звука в слове (сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш). Хлопни в ладоши столько раз сколько слогов в слове (дом, мама, картина). .Прочитай предложение (Мама мыла раму) Диагностика уровня представлений детей о счете предметов и об их упорядоченности. Педагог выкладывает перед ребёнком круги с точками и даёт ему задание: подумать и расположить эти круги в ряд по порядку. Необходимо напомнить ребёнку о наличии точек, но не следует подсказывать принцип упорядочивания. Диагностика умений составлять и решать задачи на сложение и вычитание Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 10, математическими знаками. Инструкция к проведению: Педагог предлагает детям придумать задачу, «записать» её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания каждому из детей предоставляется возможность рассказать свою задачу и объяснить, как он ее решил. Фиксируется правильная формулировка задачи: наличие условий, вопроса; правильная «запись» условия и решения задачи. Данные заносятся с помощью знаков «+» или «-», что означает, проявляется этот компонент или нет. Результаты мониторинга помогают спланировать дальнейшую работу по возможной корректировке содержания программы, а также индивидуальную работу с воспитанниками. Входной мониторинг даёт объективную информацию, позволяющую определить степень готовности ребёнка к обучению по данной программе. Периодичность мониторинга – 2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей. Динамика развития фиксируется в протоколе. Уровень % Высокий Средний Низкий Начало года Конец года Динамика развития 18 Уровни развития детей «Подготовка к обучению грамоте» Низкий – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными качественными характеристиками звуков и букв. Средний - ребёнку нравиться выполнять задания. В работе может допускать ошибки и исправлять их с небольшой помощью взрослого. Может провести слоговой анализ. Высокий – Ребёнок активен и самостоятелен при выполнении заданий. Определяет основные качественные характеристики звуков в слове. Соотносит звук с буквой, составляет слоги, читает. «Математическое развитие» Низкий – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными навыками счёта. Испытывает большое затруднение в решении логических задач. Ориентируется на листе бумаги только с помощью взрослого. Средний - ребёнку нравиться выполнять задания. В работе может допускать ошибки и исправлять их с небольшой помощью взрослого. С небольшой помощью составляет и решает арифметические и логические задачи. Ориентируется на листе бумаги в клеточку. Высокий – Ребёнок активен и самостоятелен при выполнении заданий. Без помощи взрослого может составить и решить арифметическую задачу. Сравнивает, классифицирует, анализирует. Хорошо ориентируется на листе бумаги. Может определить время с точностью до часа. Список литературы Методическая литература для реализации программы. 1. Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2017 г.; 2. Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет»; 3. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз - ступенька, два - ступенька»; 4. Соловьева Е. В. «Математика и логика для дошкольников» 5. Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»; 6. Яфаева В. Г. «Математика в художественном слове»; 7. Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г; 8. Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. «Азбука. Мой первый учебник» Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.; 9. Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г. Литература для детей. Серия книг «Школа для дошколят» 1. С.Е. Гаврина, Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем мышление» «РОСМЭН» 2006; 2. «Учимся решать задачи» «РОСМЭН» 2006; 3. «Учимся считать» «РОСМЭН» 2006; 4. «Готовим руку к письму» «РОСМЭН» 2006; 5. «Развиваем внимание» «РОСМЭН» 2006; 6. «Развиваем память» «РОСМЭН» 2006; 7. «Учимся читать» «РОСМЭН» 2006; 8. «Учимся писать» «РОСМЭН» 2006. 19