Консультация для родителей «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

03.11.2023

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.

В младшем дошкольном возрасте одним из направлений работы является воспитание культурно- гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды и обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Культурно-гигиенические навыки – это навыки, которые позволяют человеку обслужить самого себя. Культурно-гигиенические навыки – важное средство физического воспитания; являются составной частью культуры поведения, с другой стороны они связаны с трудовым воспитанием.

Виды культурно-гигиенических навыков

·              навыки культурной еды

·              навыки самообслуживания

·              навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

·              навыки культурных взаимоотношений

·              навыки поддержания чистоты тел

IMG_20231031_081849.jpg

Содержание культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

С раннего возраста нужно приучать детей выполнять следующие гигиенические процедуры:

 -мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

-умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

-принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;

-мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

-подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

-полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

-пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

-пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

-пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);

-ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

-не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

-мыть ноги перед сном.

IMG_20231031_083347.jpg

Существует 5 видов культурно-гигиенических навыков:

1. Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела - учить засучивать рукава, самостоятельно мыть руки, лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, уметь сухо вытираться;

2. Навыки культурной еды - приучать самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережёвывать пищу с закрытым ртом, пользоваться вилкой, не крошить, без напоминания пользоваться салфеткой, вытирать губы, пальцы;

3. Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования - при умывании не мочить одежду, вешать полотенце на определённое место без напоминания. Самостоятельно одеваться в определённой последовательности (с небольшой помощью). Аккуратно складывать и вешать одежду, исправлять неполадки в костюме (самостоятельно и с помощью взрослого);

4. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке - приучать дома и в детском саду убирать игрушки и другие материалы на место. Учить выполнять поручения взрослых, направленные на поддержание порядка в групповой комнате, на участке;

5. Навыки культурного поведения и взаимоотношений детей - выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить. При входе в здание вытирать ноги и переобуваться.

 В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей.

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:

· Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;

· Пример взрослого;Хочу такой сайт

· Приучение, упражнение;

· Создание воспитывающих ситуаций;

· Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы(особенно в освоение новых навыков); 

-игровые приемы 

-дидактические игры

-викторины, развлечения

Особое воздействие на детей оказывают такие художественные произведения, как:

А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша- растеряша», потешки: «Водичка, водичка… », «Травка-муравка», «ночь прошла, темноту привела», юмористические частушки Г. Ладонщиковой из книги «Про знакомые дела». Например:

«Я под краном руки мыла,

A лицо помыть забыла

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор!». 

Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимают потешки. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, мы читаем потешки, соответственно действию называя имя ребёнка:

«Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! »

Или:

«В кране булькает вода,

Очень даже здорово!

Умывается сама Машенька Егорова» (имя ребёнка)

Вот ещё потешка:

«Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Выходи водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку!

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!» 

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка.

 Составитель:

воспитатель Талипова А.Б.

IMG_20231031_082024.jpgIMG_20231031_082120.jpgIMG_20231031_082142.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.11.2023

Дата обновления: 03.11.2023

Дата публикации: 03.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».