03.11.2023
Гигиеническая культура
столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.
В младшем дошкольном
возрасте одним из направлений работы является воспитание культурно-
гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица,
рук, тела, прически, одежды и обуви продиктовано не только требованиями
гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Культурно-гигиенические навыки – это навыки, которые позволяют человеку
обслужить самого себя. Культурно-гигиенические навыки –
важное средство физического воспитания; являются составной частью культуры
поведения, с другой стороны они связаны с трудовым воспитанием.
Виды культурно-гигиенических навыков
·
навыки
культурной еды
·
навыки
самообслуживания
·
навыки
поддержания порядка в окружающей обстановке
·
навыки
культурных взаимоотношений
·
навыки
поддержания чистоты тел
Содержание культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного
возраста.
С раннего возраста нужно приучать детей
выполнять следующие гигиенические процедуры:
-мыть руки перед едой и
после каждого загрязнения;
-умываться после ночного сна и после
каждого загрязнения;
-принимать ежедневно гигиенический душ
перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
-мыться с мылом и мочалкой (через два дня
на третий);
-подмываться перед сном и после сна, если
малыш проснулся мокрым;
-полоскать рот после приема пищи (с двух
лет);
-пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
-пользоваться носовым платком по мере
надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
-пользоваться расческой, стоя перед
зеркалом (с полутора — двух лет);
-ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с
двух с половиной лет);
-не брать пищу грязными руками (под
контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
-мыть ноги перед сном.
Существует 5 видов
культурно-гигиенических навыков:
1. Гигиенические навыки
по соблюдению чистоты тела - учить засучивать рукава, самостоятельно мыть руки,
лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, уметь сухо вытираться;
2. Навыки культурной еды
- приучать самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережёвывать пищу с закрытым
ртом, пользоваться вилкой, не крошить, без напоминания пользоваться салфеткой,
вытирать губы, пальцы;
3. Навыки аккуратного и
бережного обращения с вещами личного пользования - при умывании не мочить
одежду, вешать полотенце на определённое место без напоминания. Самостоятельно
одеваться в определённой последовательности (с небольшой помощью). Аккуратно
складывать и вешать одежду, исправлять неполадки в костюме (самостоятельно и с
помощью взрослого);
4. Навыки поддержания
порядка в окружающей обстановке - приучать дома и в детском саду убирать
игрушки и другие материалы на место. Учить выполнять поручения взрослых,
направленные на поддержание порядка в групповой комнате, на участке;
5. Навыки культурного
поведения и взаимоотношений детей - выходя из-за стола, тихо задвигать стул,
благодарить. При входе в здание вытирать ноги и переобуваться.
В воспитании
культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского
учреждения и родителей.
К методам формирования
гигиенических навыков можно отнести:
· Разъяснение необходимости
выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
· Приучение, упражнение;
· Создание воспитывающих
ситуаций;
· Поощрение помогает
ребенку утвердится поверить в свои силы(особенно в освоение новых навыков);
-игровые приемы
-дидактические
игры
-викторины, развлечения
Особое воздействие на
детей оказывают такие художественные произведения, как:
А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского
«Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое
плохо», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александровой «Что взяла клади на
место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша-
растеряша», потешки: «Водичка, водичка… », «Травка-муравка», «ночь прошла,
темноту привела», юмористические частушки Г. Ладонщиковой из книги «Про
знакомые дела». Например:
«Я под краном руки мыла,
A лицо помыть забыла
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!».
Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимают потешки. Чтобы вызвать у
детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, мы
читаем потешки, соответственно действию называя имя ребёнка:
«Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! »
Или:
«В кране булькает вода,
Очень даже здорово!
Умывается сама Машенька Егорова» (имя ребёнка)
Вот ещё потешка:
«Знаем, знаем, да, да, да!
Где тут прячется вода!
Выходи водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку по-нем-нож-ку!
Нет, не понемножку – посмелей,
Будем умываться веселей!»
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей –
первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого
ребенка.
Составитель:
воспитатель Талипова А.Б.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.11.2023
Дата обновления: 03.11.2023
Дата публикации: 03.11.2023