13.12.2023
Кризис
трёх
лет - один из самых известных и изученных кризисов в развитии маленького человека, по праву считающийся
одним из наиболее трудных моментов в жизни и развитии ребенка. Это разрушение,
пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от
взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Еще вчера малыш был нежным и
послушным, но так быстро превратился в маленького капризулю, с которым просто
невозможно договориться. Маленький тиран начинает упрямиться и совершенно не
воспринимает те вещи, которые еще вчера не были проблемными.
Кризис трёх лет не имеет чётких
границ. Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18-20 месяцев,
однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет. Кризис нарастает постепенно, достигает
своего пика, а затем затихает.
Так почему же они возникают? Прежде
всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их
удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому
перестают выполнять свои функции. В него входят 7 основных симптомов этого
возраста:
1.
Негативизм
— это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому
человеку. ,
2.
Упрямство
—
это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень
хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от
собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может.
3.
Строптивость
— направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в
семье, а не против конкретного взрослого.
4.
Своеволие
— стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»,
проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям
ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. ,
5.
Протест-бунт
- проявляется в частых конфликтах с родителями.
Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его
самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают
его мнение и желания - он начинает протестовать. Он бунтует против прежних
рамок, против прежних отношений.
6.
Обесценивание
- в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно,
интересно, дорого раньше, обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам,
к людям, к правилам поведения.
7.
Деспотизм
- ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям,
заставляет родителей делать все,
что он требует.
Главная задача родителей – помочь
ребенку мягко (насколько это возможно) пройти этот возрастной этап. Следствием
проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и
внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и
др.). Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только в том
случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к
самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни, стало сохранить прежний
тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают
самостоятельность и активность ребенка. Если же взрослые реагируют на
изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль
взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют
ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей
общения может и не возникнуть или они будут иметь временный, преходящий
характер.
БОРЬБА С ИСТЕРИКАМИ
Ø Чтобы
предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с
ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно
будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100% случаях, однако вероятность
истерики существенно снизится.
Ø В
разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он
придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется
вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах,
пусть даже негативных.
Ø В
случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка «зрителей». Для этого нужно
или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание
пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.
Ø Ну
а поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации,
приводящий к истерикам, следует проигрывать. «Делайте покупки» вместе с
куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т.д.
Рекомендации для родителей трехлеток
1.
Играйте словами. Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите: «Не хочешь
надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь: «Не
будем купаться с утенком или не возьмем с собой дельфина?»
2.
Проявляйте креатив. В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по
силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник:
что успеет вымыть до сигнала — ее, а дальше — ваше.
3.
Не заставляйте — предлагайте и просите. Например, не тяните ребенка силой с
площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».
4.
Позвольте ошибаться. Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не
позовет. Пусть набьет пару-тройку шишек — это ЕГО ошибки! Но важно: всякая
свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью.
5.
Не «залюбливайте» и не подавляйте. Не требуйте от ребенка
беспрекословного послушания — такая авторитарность подавляет волю, самооценку,
тормозит развитие. Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку», исполняя
любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна: малыш просто не будет
знать, как обходится без посторонней помощи.
6.
Дайте разумную свободу и поощряйте. Позвольте ребенку действовать. Там, где
возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового. Когда
же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые
успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо
обсуждайте.
7.
Не сравнивайте с другими. Другие дети не должны служить примером для вашего
малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить
сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.
8.
Будьте мудрее. Не срывайтесь на скандал или «ремень». Спокойствие и
терпение — ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность.
Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.
9.
Любите. Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно
просто побудьте рядом: «И в сложные моменты я тоже люблю тебя».
10.
Развлекайтесь вместе. Сейчас кроха осваивает ролевые игры. Помогите ему. Именно
через игру в маленьком человеке можно ненавязчиво развивать хорошие качества.
Правила
для родителей
Ø Дайте
ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению
домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё
посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается
только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
Ø
Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное
реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит
истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш
понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В
результате поведение стабилизируется.
Ø
Снизьте количество запретов. Нет нужды
окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его.
Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных
норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно
уступать.
Ø Позвольте
ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив
малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком
платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.
Малыш
в три года не всегда идёт наперекор родителям, особенно если его не заставляют,
а просят. Мудрые родители не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а
просят его взять себя за ручку и перевести на другую сторону проезжей части.Через
этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание
максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь
уважать его как личность.
КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ ДОЛЖЕН СОСТОЯТЬСЯ В ЖИЗНИ КАЖДОГО
РЕБЕНКА ОБЯЗАТЕЛЬНО! КРИЗИС – ЭТО ХОРОШО!
Это испытание не только для родителей, ребёнку в этот период
приходится ещё тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, не в состоянии
контролировать своё поведение. И
поэтому, уважаемые родители, от вас требуется терпение, выдержка и правильно
выбранная тактика в общении со своим ребенком!
Более подробно вы можете ознакомиться с информацией по этой теме в
следующей литературе:
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).
— СПб.: Издательство «Речь», 2006. — 176 с: ил.
Составитель:
Воспитатель
Талипова А.Б.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.12.2023
Дата обновления: 13.12.2023
Дата публикации: 13.12.2023